В нашем городе никогда не было градообразующих предприятий, но Вологда первой половины прошлого века, несомненно, - город железнодорожников. Вологодский паровозовагоноремонтный завод и многочисленные подразделения Вологодского железнодорожного узла во многом определяли жизнь вологжан.
Предприятия торговли и общепита, стадионы, клубы, в том числе самый крупный и популярный - ДКЖ, медучреждения делились на городские и железнодорожные. Работники узла компактно проживали в Завок-зальном поселке, а пригородное село Ковырино многократно расширилось за счет города-сада – Октябрьского поселка, запроектированного для работников будущего ВПВРЗ.
В лучшие годы на заводе трудилось шесть тысяч человек, сейчас - пятьсот. От былого величия осталась территория аж в 36 гектаров и, конечно, трудовая и боевая слава. О ней напоминают пять скульптурных монументов, четыре мемориальных доски. Такого нет ни на одном из заводов Вологды, а вечного огня, наверное, не встретить ни на одном из предприятий Северо-Западного федерального округа, как и памятника рабочему-кузнецу, по сюжету напомнившего мне монумент плотничающему Петру I перед Адмиралтейством.
Застывший на пути в коммуну, новенький с виду, паровоз и фонтан «а-ля 1950-е годы» переносят вас в советское прошлое, а органные фасады производственных корпусов – памятников промышленной архитектуры – и в дореволюционное время. На заводе работали многие из первых большевиков, в том числе и бывший матрос «Авроры» П.Н.Патрунов, и участников становления советской власти в городе.
Привычное уху клише «главное богатство - люди» на АО «ВРЗ» - так предприятие называется сейчас – наполнено живым смыслом. Стаж некоторых трудовых династий перешагнул за сотню лет. Отсюда вышло четыре Героя Советского Союза, в том числе Александр Панкратов, первым закрывший грудью вражеский пулемет (известный всем аналогичным подвигом А.Матросов был в этом ряду 143-м), один Герой социалистического труда. Именами бывших работников завода названы улицы в Вологде и Великом Новгороде, им поставлены памятники. Четверо заводчан - Почетные граждане Вологды.
Историческую память о славном прошлом хранит музей завода. У меня возникла ассоциация с подземным музеем из кинофильма «Город Зеро», где в одном углу стоит ложе Аттилы, в другом фигура повара Николаева, впервые станцевавшего рок-н-ролл в этом городе. Судите сами: автограф Л.И.Брежнева соседствует с тарелкой радиорепродуктора, случайно отрытый (!) на территории завода бюст В.И.Молотова, министра наркоминдел сталинского периода, смотрит на портрет минкультуры Е.А.Фурцевой... Среди фотографий заводчан многие коренные вологжане могут найти и своих родственников (бросилась в глаза фамилия Травников, не родственник ли нынешнего мэра Вологды?)
Все экспонаты подлинные, многие можно потрогать, а крутнув ручку гудка, послушать звук сирены. Здесь понимаешь, что каждый прожитый нами день, завтра станет историей. И музей продолжает вести летопись времени. Вот, например, кусок цистерны, поступившей в ремонт из Донбасса, пробитый снарядом. А вот и сам снаряд, рядом со старым станком. Кстати, на ВРЗ осознаешь, что понятие «устаревшее оборудование» - вещь весьма относительная. В одном из цехов стоит горизонтально –ковочная машина производства американской фирмы «Националь», на которой недавно изготовили уникальный болт для Северстали. Год ее выпуска 1903-й!
В августе 2016 года на заводе открыли музей военно-санитарного поезда «ВСП-312». Первый из 29-ти выпущенных на заводе поездов и стал самым передовым и знаменитым. Повесть Веры Пановой «Спутники» и два фильма, в том числе «На всю оставшуюся жизнь» - о нем. Вагон стоит в действующем цехе, что многократно усиливает ощущение подлинности и единства прошлого с настоящим.
Эти заметки написаны под впечатлением эксклюзивной экскурсии, которую в ноябре провел для ветеранов ВОМЗа заместитель генерального директора АО «ВРЗ» А.В.Кононов. В планах вологодской турфирмы «Пилигрим» сделать такие экскурсии массовыми для гостей и, прежде всего, для жителей нашего города.
И последнее. Завод-музей продолжает жить. Только один факт - его вклад в городской бюджет 12 процентов – это больше, чем у ВПЗ. «Страна живет, когда работают заводы!» - девиз современных вагоноремонтников.