Недавно наших четвероклассников водили на экскурсию к памятнику жертвам репрессий. В рамках урока Основы мировых религий. Педагог предупредила заранее, чтобы дети потеплее оделись в этот день.
Сашка спросила, что такое репрессии и я, как могла, рассказала ей на примере нашей семьи. Про то, как сестру прадедушки Лари расстреляли, и ему тоже пришлось всё бросить и сбежать из Петербурга в деревню в Ярославской области. Там он стал работать учителем, встретил прабабушку и там родилась наша бабушка.
А еще на примере истории прабабушки Клавы.
Как ей пришлось поступать в педучилище под фамилией своей няни, потому, что её папа был зажиточным крестьянином.
И как каждое утро на линейке наша маленькая прабабушка тряслась. Потому что часто эти линейки начинались фразами: "Товарищи! В наши ряды прокрался враг..." И она старалась не дышать, думая: "Только не меня, только не меня..."
Не вычислили. Доучилась, пошла работать в школу там познакомилась с прадедушкой и родилась наша бабушка.
Для себя у меня тут есть два безоценочных вывода:
1) Если бы не такая история, то мои предки бы не перезнакомились и я бы не родилась,
2) Мои прямые предки, в отличие от своих братьев и сестер, которые попали под репрессии, умели прятаться. Поэтому я все же и родилась.
Так вот про экскурсию...
У ребенка остались отрывочные воспоминания: "Нам рассказали что-то про Ивана Грозного и какое-то нашествие, что-то про революцию, а потом показали какой-то желтый дом. Ребята сделали селфи на фоне памятника и мы пошли домой. В общем, не интересно было. Давай лучше ещё о прадедушке...".
Рассказали про экскурсию и что Сашка ничего не поняла бабушке. Да-да, одной из тех самых вышеперечисленных, которые родились, когда их родители прятались. А она в ответ: "Тут по телевизору, дак, говорят, что слухи о репрессиях сильно преувеличены!"
Ну, ок. Живём дальше. Не переключайтесь.