Цвет Дома кружевниц

[Блогово]

В Вологде в начале улицы Благовещенской (на которой я родился) стоят эти три дома, один на фото слева не виден, три традиционных вологодских деревянных строения, которые нигде в мире больше не строились, двухэтажные на две семьи "дома с лоджиями". Они давно украшают город, в молодости я даже фотографировал на "Зенит" их резьбу.

Сегодня два из них переделаны, по сути, новоделы, а зеленый, так называемый "дом кружевниц", только что восстановлен с чередой скандалов, ну, как всегда, распилом, как обычно, обвинениями и т.д. Всё это неинтересно, главное - дом восстановлен. И вот, что мне понравилось: они хотя бы покрашены в традиционные наши цвета.

Почему именно такие? Да, потому что, и об этом нужно сказать отдельно, Север - вовсе не пепельный, не серый, каким привыкли в ХХ веке видеть, даже не серебристый от старой осины на лемехах и бочках, да и теса на крышах, а именно такой - трехцветный на белом фоне: красный, зеленый, желтый (охра). Это любимые новгородские цвета на иконах, которые перешли столь же естественно в роспись на дереве, получившую название "борецкой" - от Марфы Посадницы Борецкой, владелицы огромных северных земель, от селения Борки на Северной Двине и других деревень.

Это - потрясающая гамма вроде бы не гармонирующих друг с другом красок, но она в своей цельности удивительно красива.

Зелень - это хвойные леса, прибрежные заливные луга, тысячи цветов на них, это воспоминание о краткосрочном лете.

Красный цвет - это полыхающие на полнеба в белые ночи рассветы и закаты, это наши ягоды, это солнце, символ жизни.

Охра и близкое золото - это бревенчатые из сосны янтарные срубы изб, церквей, стен крепостей, городков. Это - наши проселочные дороги, песчаные отмели озер и рек.

А белый цвет, конечно, снег, зима на шесть месяцев, чистота и свежесть. И все эти краски и оттенки переливались, рождались одна от другой.

Жаль, потеряна эта традиция, и города наши превратились в уродливую мешанину красок, какая хозяину того или иного строения в голову взбредет. Это всё равно, что белые испанские городки измазюкать разными оттенками.

И еще хуже, когда центр города застраивается скелетами из черного и голубого стекла. На фото справа не виден такой архитектурный покойничек, это ресторация какого-то Эльбруса (имя его) с бункером подземным внизу, куда, кстати, мне вход запрещен, да я и не полезу больше в эту могильную яму. Одна из причин чудовищной безвкусицы - отсутствие элементарной культуры зодчества, обрыв традиции, когда можно всё, кроме своего.

В Вологодском университете на отделении архитектуры изучению северного национального зодчества отводится за пять с половиной лет - сколько думаете времени? - я внимательно посмотрел все семестры, - всего одна лекция (!!!) на полтора часа без семинаров.

Правда, в соседях, как говорили в старину, дело сдвинулось: только что в Карельском госуниверситете открылась, благодаря ЮНЕСКО и заповеднику "Кижи", первая кафедра деревянного зодчества http://ptzgovorit.ru/news/kizhi-i-yunesko-sozdali-kafedru-derevyannoy-arhitektury-v-petrgu . Ольга Севан устала доказывать ее необходимость. Но наши северные города-красавцы уже безбожно испорчены даже не новоделами, а нелепостью раскраски, также уничтожающей нашу культуру, как и многое другое.