Собор 1497 года в Кириловом монастыре, о котором недавно писалось, со временем
был окружён множеством пристроек. А начался сей процесс со строительства в 1554 г.
церкви равноапостольного Владимира - усыпальницы князей Воротынских.
Она примкнула к северо-восточному углу собора,
на плане под № 2:
Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм, перекрытый системой ступенчатых сводиков-арочек,
в своё время широко распространённой в архитектуре Пскова. Да и во внешнем декоре церкви
псковские мотивы налицо, что вообще характерно для построек Старого Города этой обители:
Четверик венчала вроде бы традиционно-московская горка кокошников, достаточно убедительно
реконструированная Подъяпольским по обнаруженным им под поздней кровлей остаткам. Однако,
северо восточный угол первого яруса сей горки решён весьма странно. Левый кокошник северной
стены выступает за плоскость восточной, и в его "спину" упирается правый из восточных кокошников.
Обычно такое уникальное решение объясняют "неопытностью строителей". Возможно, кто знает?...
Луковичная глава, крытая лемехом, устроена в 1631 г., о чём повествует надпись на подзоре из
золочёного (когда-то) железа. Говорят, глава и подзор подлинные (надо думать, окромя самого
лемеха). Если не врут, случай редкий, возможно уникальный:
Это самый старый из известных мне сохранившихся храмов св. Владимира (москвичи конечно
вспомнят церковь в Старых Садех, но она после перестроек скорее уже памятник XVII века).
При Подъяпольском же проводилась частичная реставрация придела.
Декор и проёмы восстановили, крышу XVIII века оставили.
Храм поставлен на вклад Марии Фёдоровны Оболенской, вдовы Владимира Ивановича
Воротынского, и стал со временем усыпальницей многих представителей этого блестящего и
славного княжеского рода (а вкладом были "село Тереботунь в Бежецком Верхе, восемь деревень
и две пустоши).
У многих авторов в той или иной степени встречаются идеи, что постройка сия - явление исключительное, ибо "церкви-приделы появились только в 1548 году (церковь Никона в Троице-Сергиевой Лавре), да и захоронение светских феодалов с возведением церкви над ними — явление более позднее (XVII века)", что не совсем верно.
"Светские феодалы" строили подобное уже в удельные времена. Достаточно вспомнить
усыпальницу Святослава, строителя всем известного собора в Юрьеве Польском или приделы
смоленской церкви Иоанна Богослова на Варяжках с богатейшими погребениями.
А уж князья Воротынские, прямые потомки Рюрика и святого благоверного Михаила Черниговского,
чуть ли не дольше всех в Московии сохранявшие наследственные владения, несомненно
заслуживали "своей" усыпальницы, и самым известным среди покоящихся в ней был и
остаётся Михаил Иванович Воротынский, крупнейший русский полководец XVI века.
На памятнике 1000-летия России его изобразили как-то так:
Воевал князь много, а в народе прославило его прежде всего взятие Казани (1552) . Именно он со
своими воинами захватил Арскую башню и прилегающие стены, открыв тем самым путь в город и ...
... ДВА ДНЯ сидел на тех стенах, дожидаясь, когда ж наконец царь-батюшка осмелится скомандовать
общий штурм, а когда наконец дождался - первым ворвался в Казань и ввязался в уличные бои.
А грозный Иван Василич так долго тянул явить свой светлый лик пред градом тем, что во избежание
кривотолков и насмешек, воеводам пришлось чуть не силою притащить государя к уже захваченным
стенам, где развернули царскую хоругвь, а «самого царя, хотяща и не хотяща, за бразды коня взяв,
близ хоругви поставиша».
Через 10 лет за добрые отношения с опальными князьями Михаил Иванович попал в опалу и ссылку
с отнятием имений. Пишут, простил его царь где-то в начале 1566-го, заставив нескольких бояр и
княжат дать за Воротынского "поручные грамоты". Ручались 15 тысячами рублей и своими головами.
А у сиих поручителей князя "выручали" 120 детей боярских. Такая вот мудрая система воспитания
была при царе Иване.
Вотчины были возвращены и Воротынский начал приводить их в порядок и укреплять, прежде всего
самую южную из трёх своих столиц - Новосиль (https://yandex.ru/maps/-/CZsyyZ2t)
Вид на город Новосиль 29 сентября 2012г.:
В том же году основывается и Орёл. Некоторые правда, приписывают сие деяние Ивану Грозному,
уже и памятник соорудили к юбилею города, однако приходится признать аргументы историков, что
столь любимый некоторыми монарх никак не мог быть в то время в том месте. И даже для "заочного
основания" то было не царское дело, ибо страна делилась на Опричнину, управлявшуюся Иван
Василичем и Земщину, дела которой он взвалил на Земскую Думу. Князь же Михайло Воротынский
был не просто одним из первых лиц той Думы, он был владельцем Новосильского удела, на
западной границе которого как раз и находится та самая "Стрелка", где в Оку впадает река Орёл,
нынче уж обмелевшая и называемая Орликом (https://yandex.ru/maps/-/CZsy5Llw)
Где-то в феврале 1571г. Боярская Дума утвердила т.н. "Приговор о станичной и сторожевой службе",
разработанный опять же М.В.Воротынским и считающийся первым в России воинским уставом,
после чего уже в том же году были "расписаны" и созданы 73 сторожи на южной границе. Из тех
сторож непосредственно на землях Воротынского выросли ныне существующие населённые пункты
Колпна (https://yandex.ru/maps/-/CZsyBCNf)
подступах к восточной границе Новосильского удела - Ливны (https://yandex.ru/maps/-/CZsyBO5Q)
Вклады Воротынских в Кирилов монастырь:
А в следующем году приключилась битва при Молодях (1572), которую некоторые называют чуть ли
не крупнейшим сражением в Европе XVI века, и в которой Воротынскому пришлось играть первую
роль и формально, и фактически. То, что летом крымский хам придёт, было всем понятно, и потому
царь Иван Васильевич предпочёл не повторять своё прошлогоднее позорное бегство от Девлет-
Гирея и мудро порешил убраться подальше от столицы организованно и заблаговременно, ещё в
мае. Он прекрасно понимал, сколь велика опасность, и что Москва очень даже может быть
захвачена, а потому вперёд себя любимого отправил в Новгород 450 возов с "государьской" казною.
Ну, свои ЦУ он Воротынскому оставил, конечно же, и только благодаря им (понятное дело) князь
Михайло Иваныч и устроил татарам ту страшную бойню в полях меж Лопасней и Рожайкой, всего в
50 верстах от Москвы. О нападении хана, а через неделю - о его бегстве Иван Грозный узнавал "в
Новегороде, где он...пировал в монастырях с боярами, праздновал свадьбу шурина своего...и топил в
Волхове детей боярских". Тут он "велел звонить в колокола...три дня сряду и...спешил возвратиться в
столицу,...принять благодарность народа за спасение отечества!"
Думаю, поведение монарха вызывало ехидство не только у Карамзина (автора цитаты), но и у
современников, а потому победа Воротынского не могла прибавить ему монаршей любви. Стоит ли
удивляться, что храбрый воевода прожил после того триумфа лишь несколько месяцев.
Где-то говорят коротко, типа "казнён по обвинению в колдовстве", где-то сообщают подробности,
что мол пытали долго и старательно, под личным руководством царя и при непосредственном его
участии, повезли в ссылку, не довезли ...
Пишут, уже несколько лет работает "общественный инициативный совет по увековечению памяти
князя М.И.Воротынского". В Кириллове обнаружено восемь захоронений представителей этого
княжеского рода" (по другим данным - семь ?...). "По останкам сделаны реконструкции облика, ...
выполненные по методу Гарасимова ... исключая самого Михаила Ивановича, так как лицевая часть
его черепа не сохранилась."
Возможно, от того, что князь умер и погребён в Кашине (1573) по дороге в ссылку, и лишь в первые
годы XVII в. прах его перенесён в Кирилов монастырь. Кто переносил не знаю, но это вполне
соответствовало его воле, изложенной в завещании.
"сын, внук и правнук М.И.Воротынского":
Подобная инициативная группа вроде появилась и в Калужской области. Хотят назвать улицу
именем этого великого полководца и поставить памятник, поскольку там находится одна из
трёх столиц князя - город Воротынск (где он владел только третью, однако: https://yandex.ru/maps/-/CZsbMEpY)
Валы Воротынска летом 2006-го:
Когда-то менно в этой крепости князь Дмитрий Фёдорович Воротынский (двоюродный дед Михал
Иваныча), тогда ещё служивший Литве, геройски отразил осаду аж "одиннадцати московских
воевод" (1489). Он же основал здесь поблизости всем известный Спасо-Воротынский монастырь
на месте знаменитого Стояния на Угре (https://yandex.ru/maps/-/CZsb4BOa)
Монастырь тем же летом 2006-го, на той же бракованной плёнке:
А вот в Нижегородской области памятник М.И.Воротынскому уже стоит с 2008 года, ибо его считают
основателем села (ныне ПГТ) Воротынец (https://yandex.ru/maps/-/CZsbe8yv)
явно вдохновлялся образом с монумента "1000-летия России":
Однако, другие сие мнение опровергают, причём весьма обстоятельно, и считают, что село основал
сын великого полководца, Иван Михайлович, тоже весьма известная персона, один из кандидатов
на царский престол в 1613 году, человек куда более знатный, нежели худородные Романовы.
Короче, наше нынешнее увлечение монументальной пропагандой заметно развлекает, ну ладно, в
Воротынце ещё пол беды, отца с сыном перепутали, а в Орле таки ж отличились по полной, вместо
памятника реальному основателю города - поставили памятник убийце того самого основателя.
Иван Михайлович скончался в 1627 и похоронен рядом с отцом и дядьями в той же кирилловской
усыпальнице, к северо-восточному углу которой всего через 18 лет вплотную примкнула церковь
Епифания Кипрского, строительство которой прекрасно отразило тесноту мира сего,
ибо поставлена она над гробом Фёдора Андреевича Телятевского, отец которого князь Андрей
Андреевич жестоко разгромил Иван Михайловича под Тулой в 1607-м, т.к. был тогда активным
сторонником небезизвестного Болотникова, а сам Фёдор Андреевич не менее жестоко бодался в
местнических спорах с сыном Иван Михайловича, Алексеем, умершим лишь тремя годами ранее
(1642) и лежащим буквально через стенку, в соседней усыпальнице.
Часто и справедливо отмечают, что храм Епифания очень похож на Владимирский. Та же схема
бесстолпного перекрытия, горка кокошников, похожий декор. Разве только лишь более "вольное"
обращение с фасадными членениями напоминает, что на дворе уж время Московского узорочья.
Известно, что здание возводила "артель сельских каменщиков из вотчины Кириллова монастыря
во главе с Яковом Костоусовым". На вышеуказанной схеме плана - № 5.
Вторым по времени постройки (после Владимирского) приделом Успенского собора стала церковь
над могилой преподобного Кирила - основателя сей обители (на плане №3). Многие даже и вполне
серьёзные авторы повторяют, что мол постройка усыпальницы Воротынских вызвала бурную реакцию Ивана Грозного, выразившуюся в его известном послании в Кирилов монастырь: "А вы се над Воротыньским церковь есте поставили! Оно над Воротыньским церковь, а над чюдотворцом нет. Воротыньский в церкви, а чюдотворец за церковию!"
Это не совсем верно, достаточно взглянуть на даты, усыпальница 1554 года, а послание появилось
почти через два десятка лет (1573), в течение которых царь бывал в монастыре, делал вклады на
строительство церквей во имя святых покровителей его сыновей-царевичей, но отсутствие храма
"над чудотворцем" милейшего Иван Василича нисколько не беспокоило.
Послание обычно датируют сентябрём 1573-го, т.е. где-то через пару месяцев после убийства
М.И.Воротынского. Видимо царя всё ещё попросту как говорится "черти разжигали".
Также не верны и заявления, будто к строительству усыпальницы Кирила монастырскую братию
побудило именно это послание, они ведь так и не построили её при жизни Грозного. Только спустя
аж 12 лет. Уже после его смерти (1585-87).
Кстати, с тем строгим царским поучением хоть чуть-чуть сталкивались практически все. Помните, в
известной комедии Гайдая сцена, где царь впервые появляется и диктует Крамарову, типа он там:
"... преподобному игумну Козьме ... челом бьёт!" То почти один в один из послания 1573 года.
Исследователи считают, что придел Кирила был, как и прочие, бесстолпный и одноглавый, но
чуть больших размеров и с трёхчастным алтарём. Он очень быстро стал разрушаться, трескался,
подпирался контрфорсами, и в 1780-х был заменён новым барочным (на плане № 6). Подъяпольский
считал причиной "превышение...обычных размеров храма такой конструкции", хотя на глазок то
превышение не кажется значительным, а инженерных расчётов на эту тему я не встречал.
Директор кирилловского музея М.Н.Шаромазов как-то помнится озвучил другую версию. Дескать,
"собор имел сползание в сторону озера" (т.е. на юг). После возведения пристроек с севера "давление
на почву изменилось, и сползание к озеру было остановлено". А потом из-за Кирилловского (южного) придела наоборот, "проблема сползания усугубилась".
Интересно конечно, да уж что-то больно мудрёно.
Среди большого комплекса прекрасных зданий XV - XVII веков придел сей кажется "наслоением"
чуждым и малоценным, хотя само по себе здание неплохое, а главное - композиция редкая.
Казалось бы, обычный восьмерик на четверике (пусть и со скруглёнными углами). Но обычным оно
было бы при восьмерике над основным объёмом церкви, а тут он над алтарём. Даже как-то сразу и
не припомню где ещё такое ?...
Радует, что "наслоение" сие не удалили в борьбе за чистоту стиля.
Хотя притвор с шатровой макушкой всё же отломали.
А августе 1988-го я ещё застал его:
Соборная паперть конца XVI века не случайно обрывается глухой стенкой с явно поздним крыльцом.
Она заходила и на западную сторону, пока в конце XVIII в. не была там сломана и заменена
нынешним барочным притвором (1791). Паперть называют "строением старца Леонида", который
руководил обителью в 1595-96 гг. Пишут, фамилия его была Ширшов, а трудились "каменщики из
вотчинных крестьян".
Она была построена открытой, с большими, хорошо "читаемыми" и поныне арками, позже (1650)
заложенными. Но ещё до леонидова строения тут были паперти середины XVI века. По следам на
стенах собора считают, что были они раздельные (с севера и запада), с щипцовым покрытием.
Паперти тоже превратились в усыпальницы многих. Хочется вспомнить братьев Шереметевых,
погребённых здесь в одном году (1577).
Иван Васильевич Меньшой - соратник М.И.Воротынского по Казани и Молодям, погибший при осаде
Ревеля и Иван Васильевич Большой - герой удивительно позорной для крымцев и как-то мало
известной нашей публике битвы при Судбищах (1555, https://yandex.ru/maps/-/CZsfjWY6)
После убийства святителя Филиппа в 1570-м он постригся здесь и прожил до самой своей смерти.
В общем Кирилова обитель - сплошная история среди изысканной архитектуры и шикарной природы.
Писать о ней можно бесконечно, а уж любоваться ею - тем более ...