О бесплатной медицине
Вот живешь, живешь в своем маленьком уютном мирке, и не знаешь, в какой момент в него ворвутся кони Апокалипсиса и натопчут там, без приглашения и бахил. В моем случае это произошло в прошлую пятницу. Имя тем коням — бесплатная медицина.
Так сложилось, что я последние лет десять бесплатных докторов не посещала, ходила в платные клиники. Не потому, что деньжищ у меня куча и уж не потому, что в платную медицину я верю больше, чем в бесплатную, и в платных клиниках мне прямо медом намазано. Просто не люблю хамства, очередей, бюрократии, вечного поиска бахил и всех этих «мне только спросить», «вас тут не стояло», «запись на кровь» и «женщина, пройдите». Вдобавок я просто сильно не болела, в постоянном наблюдении не нуждалась, так что в экстренной ситуации выдергивала шнур, выдавливала стекло и шла на платный прием с купюрой, зажатой в потном кулачке. И бог миловал, как-то обходилось, спасибо маме с папой за более-менее крепкий организм. Но ничто не вечно под луной, и в один прекрасный день платный доктор поставил меня перед фактом: требуется небольшая, но существенная операция, которую платные клиники не делают. Надо вставать на учет в бесплатную.
Надо так надо. Перевернула квартиру в поисках полиса, нашла, стряхнула с него пыль и решила, что раз полис позволяет выбрать медучреждение, так я выберу поближе к работе, потому что по месту регистрации давно не живу. Вообще за последние 15 лет я сменила три места жительства, а рабочий адрес у меня изменился лишь на один номер дома.
Пришла в регистратуру и объяснила, что хочу прикрепиться. Мне объяснили, что надо делать, а именно: посмотреть, какой врач сейчас принимает, прийти в кабинет и объяснить, что хочу у него лечиться. «Если врач согласится, идете с заявлением к заведующему, он подпишет, и мы заведем карту», - говорят мне. «А врач может отказаться?» - удивилась я. «Конечно, - с достоинством ответила регистратор. - Если участок переполнен». «Так, может быть, вы сами мне скажете, у кого участок не переполнен? - спросила я. - Я ведь не знаю, какой врач больше загружен, какой меньше». «Мы такой информации не даем», - с еще большим достоинством ответила регистратор.
Ладно, иду к принимающим врачам. Сажусь в ту очередь, где народу поменьше. Спустя полчаса (бойко принимают, однако!) попадаю в кабинет. Молодая врач объясняет, что мне надо идти по месту жительства, и она меня не возьмет, пожилая медсестра поддакивает, придавая этим словам особый вес. Объясняю, что мне надо только направление в стационар, вот результаты исследований, и больше я не побеспокою… Нет — и все. «И как же мне поступить, если я по месту жительства мне неудобно?» - спрашиваю напоследок. «Попробуйте сходить к другому врачу, - отвечает. - Может, другой кто-нибудь вас возьмет». «Позвольте, я у вас ждала приема полчаса, мне к каждому доктору по полчаса сидеть, чтобы кто-то согласился?» «Тогда идите к заведующему».
Вышла и стала решать, что делать дальше: то ли идти к заведующему, то ли сразу заплакать. В итоге приняла единственное верное решение: пошла плакать. Как покажут дальнейшие события, идти к заведующему не было никакого смысла, ибо не только он, но и здешний главный врач уверены, что место жительства — вот альфа, омега, три кита и черепаха, на которых зиждется принцип формирования участков.
Но, может быть, я действительно слишком много хочу? Может, есть какой-то закон, который запрещает мне так вольно трактовать права пациента? В конце концов, я бесплатной медицины не видела уже много лет, и понятия не имею, что там теперь за порядки. Я написала с просьбой рассудить, кто прав, в три инстанции — департамент здравоохранения, главврачу медучреждения и страховую компанию. Первый ответ пришел из приемной главврача: при прикреплении мы руководствуемся таким-то приказом минздрава и ресурсными возможностями учреждения (мощность, укомплектованность кадрами, нагрузка на врачей поликлиники), а список «наших» улиц — у нас на сайте. «Сообщение сгенерировано роботом, не отвечайте на него». То есть здоровья мне и всего хорошего, держитесь там.
А вот страховая компания «Согаз» отреагировала иначе. Буквально на третий день после поступления сообщения мне позвонили и пообещали прикрепить к желаемой поликлинике в ближайшее время. И не христа ради, что характерно, и не за мои красивые глаза и не «по знакомству»: по закону об обязательном медицинском страховании имею право выбирать медучреждение, и вот уже мне при содействии специалиста по защите прав застрахованных назначена встреча в кабинете заведующего в такой-то день, такой-то час.
Дальнейшее стало для меня сюрпризом. Сегодня с утра прихожу к заведующему, приношу все то же заявление о прикреплении — и выслушиваю лекцию, что мои права пациента нарушены не были, потому что доктор имеет право отказать. А главврач тоже имеет право отказать? Но я слушаю терпеливо, потому что, во-первых, на этот раз (как знала, что пригодится!) у меня включен диктофон, а, во-вторых, вижу, что при всех этих уверениях, что страховая компания мало в законах понимает, и они ничего с местом жительства не намудрили, они меня сейчас будут прикреплять. «Вы понимаете, что у нас после всех ваших жалоб уже сложилось о вас определенное мнение? - вопрошает заведующий (типа, лечить вас будем, но без всякого удовольствия). - Мнение как о человеке, который всюду жалуется...» «Правильное мнение, - признаюсь (типа у меня о вас мнение лучше, чем у вас обо мне). - Я жалуюсь, да». Про мои жалобы заведующий повторил раз пять. Сильно, видимо, его этот факт задел. Спрашивается, если мои претензии не имеют основания, зачем мы тут все сидим? Если мои права не были нарушены, почему все не ограничилось сгенерированным роботом ответом?
Так вот, знаете, друзья, что стало для меня сюрпризом? То, что заведующий поликлиникой — тот самый врач, который поставил мне требующий операции диагноз в платной клинике. Вот так мило-ласково встречались за денежки, а теперь вдруг я им стала немила. Действительно обидно получилось. Но пока все же это я им натоптала без приглашения и бахил.