От дорог - к каналам. Это Кишемский канал, через него по мосту на Кириллов по нашей дороге переезжаешь. Еще совсем недавно он был, как старик, обросший, со щетиной, с шатающимися, как зубы, деревянными сваями, обмелевший, не пройти по берегам, не проплыть. А теперь - красота!
Канал входит в Северо-Двинскую водную систему, соединяющую аж Каспийское море с Белым, юг России с севером. Академик-археолог Макаров утверждал, что этот путь был известен людям со времен каменного века неолита.
На всей водной дороге только один был волок Словенский (от племени словен), всего шесть верст-километров.
Мечтой наших государей от Петра Первого было прорыть канал и поставить здесь шлюзы. Александр II, а затем Николай I начали эти планы осуществлять. В 1825 году для соединения Кишемского озера с рекой Итклой и решили прорыть Кишемский канал. Он проходил по топкому торфяному болоту. В 1827 году канал был сдан в эксплуатацию. Всего-то за два года! Руководил работами глава Ведомства путей сообщения и публичных зданий герцог Александр Вюртембергский. Его имя и получил канал впоследствии. Но революционеры в ХХ веке его переименовали. А зря! Герцог, пусть и австриец, был героем Бородинского сражения, его портрет висит в галерее 1812 года в Эрмитаже, он в ботфортах прошел по всему 120-верстному будущему водному пути. Как бы хорошо сегодня звучало: канал герцога Вюртемберского! Ну, хотя бы потомки таблицу на дороге поставили в память о герое-герцоге и великом строителе!..
Если мы говорим о дороге, который канал пересекает, что она Святая, то великий водный путь от Дербента до Архангельска - самый стратегический торговый и военный в России.