Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов.
Роспись довольно быстро изменилась (не обязательно в лучшую сторону), налёт крестьянской наивности в ней окончательно исчез. Затем она стала символом всего русского и теперь принтами с хохломой позднесоветского образца обклеивают сувениры, самолёты, поезда и пластиковые туалетные кабинки на площади Революции у Московского Кремля.
Русский Север - вот, где настоящие росписи!
Про гораздо более клёвые росписи по дереву, бытовавшие у крестьян Русского Севера, в России не знает почти никто. Этим росписям повезло, они избежали советизации: почти все они умерли до того, как большевики придумали сделать на их базе фабрики по изготовлению сувениров для туристов. Таких росписей много в восточной части Вологодской области - там, где сейчас находится Эксп.
(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog
Как вообще появились крестьянские росписи?
В господских домах и царских теремах росписи по дереву были с глубокой древности, например, они точно были в древнерусском государстве.
Людям попроще в те времена, скорее всего, было не до росписей. Но уже в 18 веке в некоторых деревнях крестьяне расписывали себе дома на манер господских. В тот период росписи домов у крестьян встречались лишь изредка: краски были слишком дороги для простых людей, а большая часть домов топилась по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке наружу. Какие уж тут росписи, всё закоптится. Крестьянских росписей тех лет почти не сохранилось: их и было очень мало.
Но к середине XIX века всё меняется. Появляются дешёвые привозные пигменты для красок, а в домах к этому моменту быстро появляются нормальные печки с дымоходами.
Тут-то крестьянское желание украсить себе дом и посуду на манер барского городского дома и находит себе выход. Росписи становятся показателем достатка крестьянской семьи. Появляются мастера, зарабатывающие себе на жизнь только росписями, и даже целые артели и промыслы. Отдельные расписные вещи покупают многие крестьяне с достатком выше среднего, а деревенские богачи заказывают росписи всего интерьера избы, а некоторые добавляют и экстерьер.
(Фото (С) Н.Телегин). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog
Самоучки - исключение
Видя крестьянские расписные вещи 19-го века, современный городской человек часто представляет себе крестьянина, который, выйдя на заре с кисточкой в руках, исполненный вдохновения, рисует от всей широкой русской души узоры на прялках.
Ничего подобного в действительности не было. Такое иногда бывало с резьбой по дереву, но роспись красками - отдельное умение, нужно знать про пигменты и связующие, научиться рисовать элементы росписи, уметь сочетать цвета, владеть традиционными композиционными приёмами, а что ещё сложнее - варить олифы или иные покрытия, чему учили в конце "курса обучения" мастера в артели. Итак, настоящие крестьянские мастера обязательно где-то учились: в семье, артели, в городе, или специально поступая к опытным мастерам в ученики.
Разумеется, самоучки иногда бывали, но их роспись обычно можно отличить за километр, настолько она примитивна. Таких самоучек было мало, и большого мастерства из них достигало ещё меньше. В этом посте мы приводим только фотографии более профессиональных росписей.
(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog
Где же учились ремеслу?
Росписями зарабатывали все, кто мог.
Деревенские иконописцы охотно брали заказы на роспись бытовых вещей. Мастера книжной миниатюры из старообрядцев на Северной Двине попеременно расписывали прялки, писали иконы и заставки в "лицевые", т.е. иллюстрированные рукописи. Сохранились записные книжки одного из таких двинских мастеров: на одной странице эскиз прялки, на другой - прориси иконы, на третьй эскиз заставки для рукописи.
Именно у таких серьёзных мастеров учились художники попроще, которые книжные заставки или иконы писать уже не могли, зато прялки с более простыми узорами делали сотнями, нередко по трафаретам, полученным от более серьёзных мастеров.
Крестьянских художников в то время называли "малярами". Скажем, на некоторых расписных сундуках стоит подпись: "Красилъ мастеръ моляръ такой-то".
Большая удача для деревенского "маляра" - поучиться этому ремеслу в городе или хотя бы у городского мастера. Ради освоения секретов профессии, дающей надёжный и неплохой заработок, могли не то, что поступить в ученики, а даже выдать детей за представителей семьи, владеющей секретами росписей. А семья крестьянских художников ракульского центра отправляла молодёжь "на повышение квалификации" к художникам книжной миниатюры в местный староверский скит.
Итак, в каждом районе Севера появляются свои крестьянские художники. Возникают и два крупных центра маляров - отходников: вятский и костромской. Отходниками в то время называли людей, уезжающих на заработки из своей деревни в другие края. Эти отходники каждый год передвигались странствующими артелями по всему Северу, принимая заказы на роспись интерьеров и отдельных вещей. Сохранились расценки одной из таких артелей, которые подтверждают, что роспись интерьера избы была уделом богатых крестьян. То есть роспись избы изнутри примерно соответствует покупке машины Порше Каен для нынешнего городского жителя: это демонстрация большого достатка.
Появляются и крупные промыслы, где артели расписывают вещи массово, после чего скупщики развозят эту продукцию на продажу на рынки по всему региону.
(Фото (С) В.Митрофанов). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog
Подробнее обо всём этом в следующих сериях!
Каждый, кто дочитал до этого места, получает волшебный линк с тысячами фотографий крестьянских росписей и резьбы, которых нет в книгах:http://www.facebook.com/kdiblog - блог о крестьянском декоративном искуссстве!