Росписи Русского Севера - 1

25.09.2016 [Блогово]

Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов.

Роспись довольно быстро изменилась (не обязательно в лучшую сторону), налёт крестьянской наивности в ней окончательно исчез. Затем она стала символом всего русского и теперь принтами с хохломой позднесоветского образца обклеивают сувениры, самолёты, поезда и пластиковые туалетные кабинки на площади Революции у Московского Кремля.

Русский Север - вот, где настоящие росписи!

Про гораздо более клёвые росписи по дереву, бытовавшие у крестьян Русского Севера, в России не знает почти никто. Этим росписям повезло, они избежали советизации: почти все они умерли до того, как большевики придумали сделать на их базе фабрики по изготовлению сувениров для туристов. Таких росписей много в восточной части Вологодской области - там, где сейчас находится Эксп.

(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog

Как вообще появились крестьянские росписи?

В господских домах и царских теремах росписи по дереву были с глубокой древности, например, они точно были в древнерусском государстве.

Людям попроще в те времена, скорее всего, было не до росписей. Но уже в 18 веке в некоторых деревнях крестьяне расписывали себе дома на манер господских. В тот период росписи домов у крестьян встречались лишь изредка: краски были слишком дороги для простых людей, а большая часть домов топилась по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке наружу. Какие уж тут росписи, всё закоптится. Крестьянских росписей тех лет почти не сохранилось: их и было очень мало.

Но к середине XIX века всё меняется. Появляются дешёвые привозные пигменты для красок, а в домах к этому моменту быстро появляются нормальные печки с дымоходами.

Тут-то крестьянское желание украсить себе дом и посуду на манер барского городского дома и находит себе выход. Росписи становятся показателем достатка крестьянской семьи. Появляются мастера, зарабатывающие себе на жизнь только росписями, и даже целые артели и промыслы. Отдельные расписные вещи покупают многие крестьяне с достатком выше среднего, а деревенские богачи заказывают росписи всего интерьера избы, а некоторые добавляют и экстерьер.

(Фото (С) Н.Телегин). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog

Самоучки - исключение

Видя крестьянские расписные вещи 19-го века, современный городской человек часто представляет себе крестьянина, который, выйдя на заре с кисточкой в руках, исполненный вдохновения, рисует от всей широкой русской души узоры на прялках.

Ничего подобного в действительности не было. Такое иногда бывало с резьбой по дереву, но роспись красками - отдельное умение, нужно знать про пигменты и связующие, научиться рисовать элементы росписи, уметь сочетать цвета, владеть традиционными композиционными приёмами, а что ещё сложнее - варить олифы или иные покрытия, чему учили в конце "курса обучения" мастера в артели. Итак, настоящие крестьянские мастера обязательно где-то учились: в семье, артели, в городе, или специально поступая к опытным мастерам в ученики.

Разумеется, самоучки иногда бывали, но их роспись обычно можно отличить за километр, настолько она примитивна. Таких самоучек было мало, и большого мастерства из них достигало ещё меньше. В этом посте мы приводим только фотографии более профессиональных росписей.

 

(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog

Где же учились ремеслу?

Росписями зарабатывали все, кто мог.

Деревенские иконописцы охотно брали заказы на роспись бытовых вещей. Мастера книжной миниатюры из старообрядцев на Северной Двине попеременно расписывали прялки, писали иконы и заставки в "лицевые", т.е. иллюстрированные рукописи. Сохранились записные книжки одного из таких двинских мастеров: на одной странице эскиз прялки, на другой - прориси иконы, на третьй эскиз заставки для рукописи.

Именно у таких серьёзных мастеров учились художники попроще, которые книжные заставки или иконы писать уже не могли, зато прялки с более простыми узорами делали сотнями, нередко по трафаретам, полученным от более серьёзных мастеров.

Крестьянских художников в то время называли "малярами". Скажем, на некоторых расписных сундуках стоит подпись: "Красилъ мастеръ моляръ такой-то".

Большая удача для деревенского "маляра" - поучиться этому ремеслу в городе или хотя бы у городского мастера. Ради освоения секретов профессии, дающей надёжный и неплохой заработок, могли не то, что поступить в ученики, а даже выдать детей за представителей семьи, владеющей секретами росписей. А семья крестьянских художников ракульского центра отправляла молодёжь "на повышение квалификации" к художникам книжной миниатюры в местный староверский скит.

Итак, в каждом районе Севера появляются свои крестьянские художники. Возникают и два крупных центра маляров - отходников: вятский и костромской. Отходниками в то время называли людей, уезжающих на заработки из своей деревни в другие края. Эти отходники каждый год передвигались странствующими артелями по всему Северу, принимая заказы на роспись интерьеров и отдельных вещей. Сохранились расценки одной из таких артелей, которые подтверждают, что роспись интерьера избы была уделом богатых крестьян. То есть роспись избы изнутри примерно соответствует покупке машины Порше Каен для нынешнего городского жителя: это демонстрация большого достатка.

Появляются и крупные промыслы, где артели расписывают вещи массово, после чего скупщики развозят эту продукцию на продажу на рынки по всему региону.

(Фото (С) В.Митрофанов). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog

Подробнее обо всём этом в следующих сериях!

Каждый, кто дочитал до этого места, получает волшебный линк с тысячами фотографий крестьянских росписей и резьбы, которых нет в книгах:http://www.facebook.com/kdiblog - блог о крестьянском декоративном искуссстве!

Ещё блоги

Очень часто приходится констатировать факт, что Череповцу не хватает интересных памятников и арт-объектов, наполненных смыслами

Автор: Александр Мокин

Прогресс не стоит на месте. И вот уже ушли в историю «отрывные» билетики, о которых уже через несколько лет будут вспоминать с ностальгией. Это навело меня на мысль установить в городе Череповце арт объект, посвященный «отрывному» счастливому билетику. Прикладываю эскизик

151
0

Согласовали внешний вид управ, которые появятся в Череповце

Автор: Вадим Германов

В павильоне будут работать 2 человека: глава управы и помощник. Их задача — контролировать и знать все, что происходит на закрепленной территории. Именно к ним люди смогут прийти за помощью в решении проблем. При этом время реакции сократится до нескольких дней, а то и нескольких часов

127
0

Выступать против нарушений и коррупции — дестабилизирующая идея?

Автор: Евгения Сибирцева

Перлы от Общественной палаты Вологодской области по поводу субботнего митинга подъехали

432
0

Pro водонапорную башню - подписание договора со стороны администрации отложено до окончания проведения проверки со стороны ФСБ И ФАС

Автор: Кирилл Шелепин

В центральном районе стоимость аренды составляет от 1000 рублей в месяц. Это в 20 раз дороже, чем сдает администрация 

407
0

Местное отделение Росреестра буквально плавает в талых водах, а его сотрудники задыхаются от запаха плесени

Автор: Александр Обухов

...пока администрация района принимает «эффективные» меры по устранению нарушений закона, выявленных прокуратурой

590
0

Считаю новую методику прожиточного минимума порочной

Автор: Виктор Леухин

С нынешнего года прожиточный минимум (ПМ) для россиян будет рассчитываться без учета стоимости потребительской корзины. Исходя из новой методики, на местах будут установлены региональные прожиточные минимумы с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов.

250
0

Вологжане, хочу обсудить с вами одну идею

Автор: Сергей Воропанов

Вы знаете, что каждый год мы украшаем микрорайоны города живыми новогодними елями. И каждый год идут споры — рубить или не рубить. Мы предлагаем другой подход — высадить в микрорайонах крупномерные (4-метровые) ели

425
0

23 января Никита вышел с одиночным пикетом к зданию местной администрации с плакатом «Молчи или умри». Единственный в своем городе. В тот же вечер к нему домой наведались полицейские

Автор: Сергей Ерженков

Ему 26 лет, преподает историю и обществознание в школе, а летом, во время каникул, в составе поискового отряда ищет останки советских военнослужащих

702
0

Пока мы покорно молчим — нас будут клеймить

Автор: Митя Алешковский

Небольшое случайное пожертвование НКО из-за рубежа дает повод для признания организации иноагентом. Об этом сказал начальник Главного управления Минюста по Москве Кирилл Балашов. Давно было ясно, что совершенно не обязательно выполнять какие-либо действия в интересах иностранных государств, чтобы получить этот статус

436
0

Дошли до реставрируемого дома на Чернышевского, 56

Автор: Елена Смиренникова

Посмотрели, как я люблю, что как устроено, поспрашивали реставраторов, что как сделано. Дом собран из сосны, средний диаметр бревен — 35 см. Реставрировали его методом переборки, поэтому на всех старых элементах металлические бирки. Сняв обшивку и сбив штукатурку, реставраторы обнаружили внутренние арочные проемы и выход на балкон

438
0
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика