Скандал в Петергофской гимназии - сбой системы

[Блогово]
Евгений Вирячев, Вологда: Громкий скандал в Петергофской гимназии императора Александра II всего лишь сбой системы
«Девять из десяти директоров в России делают точно так же – подгоняют отметки (используя учителей, разумеется). Школе не нужны двоечники, второгодники, а нужны успеваемость, медалисты и руководители, которые могут всё это обеспечить.»

...Как жёлтый лист осеннего листопада, закружившийся над городским бульваром, недавняя история про конфликт в Петергофской гимназии императора Александра II между её директором и учителем информатики Дмитрием Гущиным быстро облетела все сайты. Если убрать шелуху комментов и домыслов, то само семя, породившее скандал, насколько я понял, выглядит примерно так. Педагог обнаружил в классном журнале, что некоторые итоговые оценки, поставленные его рукой, исправлены. Правки заверены директором. Обратившись за разъяснениями к администрации, учитель услышал, что «материал пересдан зачётами». Кому и когда пересдан - осталось за кадром. Дмитрий скопировал страницу с затёртыми отметками и выложил в Cеть. За такое несоблюдение корпоративной этики, Галина Никитина, директор гимназии, его уволила. А затем и сама лишилась должности, выражаясь политическим слогом, как «утратившая доверие». 

С Дмитрием Гущиным я был на одном конкурсе «Учитель года», где он произвёл на меня весьма благоприятное впечатление, показался умным, интересным и энергичным человеком. Но мне очень жаль, что, отстаивая свою позицию, в пылу борьбы, он перешёл определённую грань – выложил в Интернет беседу директора со старшеклассниками, которую те скрытно записали на диктофон, и запись каким-то образом стала доступна Дмитрию. И дело не в том, что там Галина Никитина цитировала нецензурные выражения школьников, которые они употребляли в социальных сетях. И не в том – слишком авантюрный или просто экзотичный педагогический приём она выбрала, пытаясь убедить подростков корректно пользоваться Всемирной паутиной. Просто этого нельзя было делать – обнародовать беседу. Этого делать было нельзя.

Впрочем, в данной истории соблюдение приличий – частности. Зерно проблемы прекрасно понимают все, кто каждый день стоит у школьной доски. Я уже много писал об этом и поэтому не буду здесь повторяться. Главное – вся наша образовательная система устроена так, что Галина Никитина не могла не исправлять оценок! Девять из десяти директоров в России делают точно так же – подгоняют отметки (используя учителей, разумеется). Школе не нужны двоечники, второгодники, а нужны успеваемость, медалисты и руководители, которые могут всё это обеспечить. Почему так происходит, вопрос философский. Внешняя оценка всегда превалирует в России. Внешняя политика затмевает внутренние проблемы. На Олимпиаду денег не жалко в отличие от дворовых спортплощадок и городских велодорожек. А высокий рейтинг школы, полученный любым путём, даёт директору гораздо больше личных дивидендов, чем долгий путь выстраивания эффективной учебно-воспитательной работы с уважительным отношением к труду как учителя, так и его учеников (что в условиях непрекращающихся реформ практически нереально). Галина Никитина не сделала ничего необычного! Как и Дмитрий Гущин, который возмутился таким отношением к своей работе, но в отличие от большинства коллег вслух. Этот громкий скандал всего лишь небольшой сбой системы. И увольнение директора никого не обмануло – ритуальная жертва. Скоро страсти улягутся, и шестерёнки вновь заработают с прежней неутомимостью. Как пел когда-то мой любимый «Наутилус»: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки…»