1. Первое знакомство с Череповецим трамваем состоялось, как я уже писал, сразу же около вокзала. Сюда заходит однопутное трамвайное кольцо, на котором делают разворот, с заходом к вокзалу два маршрута. Один из восточной, другой с западной части города.
2. Вот тут это кольцо соединяется с основной, скажем так - магистральной линией череповецкого трамвая, которая идет по прямой линии через весь город.
Это район сталинской застойки, который рос в 50-е годы, одновременно с металлургическим комбинатом.
Вместе с комбинатом выросла в Череповце и трамвайная система. Появилась она в 1956 году. Основной задачей городского трамвая стал подвоз рабочих к проходным огромного завода.
3. Схема трамвайной системы Череповца предельно проста.
Это основная магистральная линия, длиной 11 километров, которая идет через весь город, ровно с запада на восток. Сначала по проспекту Победы, потом по улице Мира.
В восточной части эта линия довольно глубокого заходит в промзону комбината "Северсталь" и даже заезжает в закрытую для посторонних зону.
Ходит через весь город маршрут под номером 4. На сегодняшний день в Череповце эксплуатируется около 50 вагонов. Трамвайных маршрутов четыре. Основной машиной является Усть-Катавский КТМ-5, их 43 вагона.
4. Проспект Победы, где вокзальное кольцо соединяется с основной линией. Виден дом характерной сталинской постройки, каких тут много построили в 50-е годы прошлого века.
Полное безлюдье на улицах города. Воскресение - раннее утро, вчера был общегородской праздник.
5. А это уже примерно в час дня. Проспект Победы в районе моста через реку Ягорба.
Тут трамвайная линия идет по выделенной полосе и ему не мешает остальной транспорт. Вагоны тут развивают достаточно большую скорость.
7. Мост через Ягорбу, один из старейших в городе, реконструировался в 2010 году.
8. Вид на Ягорбу с северной стороны от моста.
9. И вид на двойной жд мост, до которого примерно километр. Грузовой поезд на нем поймать вообще не проблема, настолько часто они идут.
10. Вид на проспект Победы с моста, по которому железная дорога заходит в речной порт.
Дороги в Череповце заметно хуже чем в Питере, но в целом удовлетворительные.
В сторону восточной окраины города движется трамвай КТМ-5.
11. Железнодорожный путепровод над проспектом Победы выглядит так. Мне чем-то Ижевск напомнила эта картина.
12. Жд пути в речной порт.
13. И одинокий ЧМЭ3 (депо Лоста), который нас приветствовал гудками. Машинист даже помахал рукой.
Видно скучно ему ползать по этой второстепенной ветке, а тут панимаешь - внимание обратили и даже фоткают.
14. Зверски устал и сильно хочу спать.
Быть блогером, это почти как работа. Ведь НАДО гулять по городу. Приехал же сюда в кои-то веки, а вечером уже обратно в Питер.
15. Трамвай КТМ-8, 8-маршрута на проспекте Победы. Это более современная модель того-же Усть-Катавского трамвайного завода, но их в городе совсем немного.
16. Вот мы в него и сели.
Проезд стоил кажется 20 рублей. Никаких электронных проездных я тут не встречал.
17. Жилые кварталы и торговые центры спальных районов восточной части города. Эта часть города довольно крупная, а проспект Победы является осевой магистралью. Основная застройка - времен СССР, хотя вот этот дом, явно постсоветского происхождения.
19. Тут вся жилая застройка 60-70-годов.
20. А это снимок, сделанный старым маленьким фотиком. На нем зум гораздо больше, чем у зеркалки.
Тут виден даже металлургический комбинат, до которого километров 8.
20. В вагоне трамвая КТМ-5.
21. Это мы уже едем обратно в западную сторону. Проезжаем городской рынок. Обратите внимание на характерные металлические ограды. Такие в Череповце по всему городу.
22. Снимок из окна трамвая.
23. Наконец-то мы уже едем по промзоне. Проезжаем трамвайное кольцо и очень интересный домик, имеющий отношение к трамвайной линии.
24. Градирни.
25. Какие-то мощные промышленные магистрали. Пусть укропы порадуются - ихних цветов.
25. Пейзажи из окна трамвая.
26. Остановка. Мы тут выходили, не помню зачем.
28. Вот и начало запретной зоны. Трамвай идет дальше, но все должны выйти. Не совсем понял - есть ли там дальше ещё остановки.
29. Впечатляют все эти индустриальные штуки, о назначении которых не имею ни малейшего понятия. В воздухе витают такие запахи, что кажется тут вся таблица Менделеева есть в наличии.
30. Вот тут более всего впечатлил подземный переход, который никому и никогда не был нужен. Зато внизу - полный треш. Ничего не мыли и не красили кажется с самих 80-х годов, хотя мусора особого нет.
31. Названия трамвайных остановок тут интересные - "Кислородная", " Аглофабрика№3", "Водородная", "Доменная" и тд.
32. Несмотря на большую востребованность, будущее череповецкого трамвая стоит перед угрозой. Хотя бы потому, что новые вагоны практически не закупаются уже много лет. Примерно так написано в Википедии.
33. А тут сохранились трамвайные столбы сталинской эпохи.
34. В районе главной проходной и заводоуправления вышли и отдельно все осмотрели.
Это заводская поликлиника. Или одна из нескольких, потому как обслужить столько тысяч человек она едва ли сможет.
35. А вот тут реально более менее свежий воздух, благодаря деревьям и фонтану
36. Иван Павлович Бардин - основатель Череповецкого комбината, ученый-металлург, Герой Социалистического Труда, кавалер 7 орденов Ленина и других наград, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, организатор и руководитель многих металлургических заводов , Института металлургии АН СССР, академик АН СССР, выпускник КПИ.
Киевский политех, вот как оказывается!! Окончил он его в 1910 году, еще при Российской империи. Никакой злобной украины еще тогда не существовало.
37. Интересно - какие тут зарплаты. Говорят высокие.
39. Краткая справка:
«Северсталь» - российская вертикально-интегрированная сталелитейная и горнодобывающая компания, владеющая Череповецким металлургическим комбинатом (Вологодская область), вторым по величине сталелитейным комбинатом России.
"Компания выпускает горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, гнутые профили и трубы, сортовой прокат и т. п."
40. Висят обновленные советские ордена.
41. Слиток 100 миллионной тонны стали.
42. У комбината есть собственный небольшой грузовой порт на реке Шексна. А сам комбинат насквозь пронизан многочисленными железнодорожными линиями.
Это я снимал с катера.
43. Да и сама магистральная железная дорога Санкт-Петербург - Вологда, проходит практически через его территорию.