Ныне стоит она здесь: https://yandex.ru/maps/-/CVd4ZQmv,
Перевезена и реставрирована в начале 1960-х гг.
1
Датируется обычно "1-й пол. XVI в.", либо "после 1519 г." и наряду с новгородской церковью из села Передки считается одной из старейших деревянных шатровых в России.
В основе здания крещатый сруб (примерно 17Х17 м, высотой ок. 10 м), на нём восьмерик (ок. 8 м) и шатёр (ок. 9 м). Общая высота с крестом "до 16 сажень" (ок. 34 м).
Ветви крещатого сруба завершены бочками (высота до конька бочек ок. 14.5 м).
С запада - галерея на консолях и столбах, устроенная при реставрации начала 1960-х гг.
Датировка храма иногда вызывает возражения. Пишут, дескать "основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты", что вызывает удивление, ибо никогда она не основывалась "на сопоставлении" с чем-то, а попросту восходит к трудам наших дореволюционных историков и краеведов.
Так в известном сборнике Ивана Константиновича Степановского (1890) значится:
"Деревянная во имя Успения Богоматери, старинная, строенная около половины XVI столетия."
Вологодский епархиальный миссионер Николай Николаевич Следников (в будущем епископ Неофит) после посещения Куштской обители писал (1907): "...храму насчитывается почти 400 летъ, въ немъ сохранились еще слюдяныя окна".
А наибольшее число подробностей сообщает выдающийся вологодский историк Николай Иванович Суворов (1893): "... Успения Богоматери, ...строенная ... после упомянутаго пожара 1519 года, высокая съ шатровымъ пирамидальнымъ верхомъ и широкими съ южной и северной стороны крыльями, утверждающимися на столбахъ. Все здание имеетъ по 8 саженъ въ длину и ширину и до 16 саженъ вышины съ крестомъ."
Другим аргументом критиков традиционной датировки служат заявления, будто "крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века", что снова вызывает удивление, ибо "крещатый оклад" деревянных храмов известен ещё по истории с устюжским собором, т.е. минимум с конца XV века.
А история таки весьма известная:
"Когда в 1490 году в Великом Устюге сгорела соборная церковь, срубленная в 1397 году, "древяна вельми велика", то, по просьбе соборных попов, великий князь велел ростовскому владыке Тихону поставить вновь такую же. Однако церковь стали рубить не по старине, а "крещатой". "Устюжанам тот оклад… стал нелюб, и хотели они о том бить челом великому князю". Владыка не велел бить челом и обещал поставить церковь "круглу, по старине, о двадцати стенах", которую и срубили в 1492 году".
Рассказ цитирую по совместному труду Горностаева и Грабаря "Главные типы великорусского деревянного храма". Там же сии учёные мужи добавляют, что Куштская церковь
"...может ... служить образцом древнейшего крестчатого храма...", а в своей "Истории
русского искусства" (1910) признают дату "около половины 16-го века":
(фото с "СОБОРОВ")
В южном крыле крещатого сруба, как пишет Суворов, "издавна существовал" придел Александра Куштского. Когда он появился, дело тёмное, как и с канонизацией этого святого. Годы начала почитания неизвестны, но пишут, что "преподобным Куштским чудотворцем" его называли уже в начале XVI века. Служба и житие появились "не позднее 1575 года", но точной даты, как я понял, нет.
В монастыре была и другая деревяннная церковь, Никольская, поставленная по завещанию преподобного Александра после его кончины (1429), также погибшая в пожаре 1519 года и затем восстановленная, но до нас не дошедшая.
Придел и церковь Николы упоминаются в описи 1630 года, а в 1764-м (год закрытия обители) Успенская и Никольская названы шатровыми.
Последнюю в 1835 заменили кирпичным двухэтажным храмом с колокольней, поставленным вплотную к Успенскому. На 1-й этаж поместили престол Николы, на 2-й - Александра Куштского.
Результат тех трудов в начале 1960-х с юго-востока выглядел так:
Перед разборкой и перевозкой в Прилуки объект обследовал Борис Васильевич Гнедовский, только что перешедший из ЯСНРПМ в ЦНРМ. Уже на стадии предварительных работ при вскрытии поздней обшивки был найден ряд интересных деталей.
Западный фасад.
Следы опиленных консолей (обведены мелом) и след пристенной скамьи утраченной галереи:
Дверь из северного крыла на галерею:
Паз от балки перекрытия галереи (стрелочки мелом), над ним детали косящатого окна:
Сейчас на западном фасаде есть пара таких окон:
Алтарь с юга. Дверь, вертикальный паз и красное окно:
По этим следам был восстановлен переход в алтарь придела, который тоже плод реставрации:
(так её огородили, что и не подойдёшь, потому фото с "СОБОРОВ")
Алтарь с востока. Слева видна каменная церковь:
После перевозки Успенской церкви Никольская осталась на берегу Кушты в гордом одиночестве.
К тому же и колокольню снесли.
Вот на этой лужайке Успенская и стояла:
Чуть восточней неплохо сохранился келейный корпус, но уж больно нравится кому-то его обшивка, видимо для шашлыков удобная.
А брёвна под той обшивкой как новые:
В годы коллективизации в корпусе и храме поселили раскулаченных, выселенных окрестных сёл и деревень. Тут они наслаждались счастьем освобождённого труда во имя светлой цели строительства коммунизма.
Затем по старой доброй совковой традиции здесь устроили психушку.
Пишут, конкретно в церкви была баня.
А что тут теперь, не знаю, ни одной живой души не встретил.
Остаётся добавить, что основатель монастыря не был первым насельником этого места. Открытие сего укромного уголка принадлежит преподобному Евфимию, удалившемуся из монастыря Спасо-Каменного в поисках безмолвного жития.
Александр покинул ту же славную обитель с той же целью, но сначала попал куда-то на северный берег Кубенского озера, а затем поселился было на реке Сянжеме (иногда пишут "Сямжене", вон там: https://yandex.ru/maps/-/CVhYzBy5)
Рокировка состоялась, и так Евфимий стал Сянжемским, а Александр - Куштским.
Мне таки трудно не оценить выбор последнего, ибо место сие во истину удивительно тихое и приятное.
мои фотки 20 июня 2016
чёрно-белые - оттуда