Успенская церковь Куштского монастыря
Ныне стоит она здесь: ,
Перевезена и реставрирована в начале 1960-х гг.
1
Датируется обычно "1-й пол. XVI в.", либо "после 1519 г." и наряду с новгородской церковью считается одной из старейших деревянных шатровых в России.
В основе здания крещатый сруб (примерно 17Х17 м, высотой ок. 10 м), на нём восьмерик (ок. 8 м) и шатёр (ок. 9 м). Общая высота с крестом "до 16 сажень" (ок. 34 м).
Ветви крещатого сруба завершены бочками (высота до конька бочек ок. 14.5 м).
С запада - галерея на консолях и столбах, устроенная при реставрации начала 1960-х гг.
Датировка храма . Пишут, дескать "основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты", что вызывает удивление, ибо никогда она не основывалась "на сопоставлении" с чем-то, а попросту восходит к трудам наших дореволюционных историков и краеведов.
Так в известном сборнике (1890) значится:
"Деревянная во имя Успения Богоматери, старинная, строенная около половины XVI столетия."
Вологодский епархиальный миссионер (в будущем епископ Неофит) после посещения Куштской обители писал (1907): "...храму насчитывается почти 400 летъ, въ немъ сохранились еще слюдяныя окна".
А наибольшее число подробностей сообщает выдающийся вологодский историк (1893): "... Успения Богоматери, ...строенная ... после упомянутаго пожара 1519 года, высокая съ шатровымъ пирамидальнымъ верхомъ и широкими съ южной и северной стороны крыльями, утверждающимися на столбахъ. Все здание имеетъ по 8 саженъ въ длину и ширину и до 16 саженъ вышины съ крестомъ."
Другим аргументом критиков традиционной датировки служат заявления, будто "крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века", что снова вызывает удивление, ибо "крещатый оклад" деревянных храмов известен ещё по истории с устюжским собором, т.е. минимум с конца XV века.
А история таки весьма известная:
"Когда в 1490 году в Великом Устюге сгорела соборная церковь, срубленная в 1397 году, "древяна вельми велика", то, по просьбе соборных попов, великий князь велел ростовскому владыке Тихону поставить вновь такую же. Однако церковь стали рубить не по старине, а "крещатой". "Устюжанам тот оклад… стал нелюб, и хотели они о том бить челом великому князю". Владыка не велел бить челом и обещал поставить церковь "круглу, по старине, о двадцати стенах", которую и срубили в 1492 году".
Рассказ цитирую по совместному труду и "". Там же сии учёные мужи добавляют, что Куштская церковь
"...может ... служить образцом древнейшего крестчатого храма...", а в своей "Истории
русского искусства" (1910) признают дату "около половины 16-го века":
(фото с )
В южном крыле крещатого сруба, как пишет Суворов, "издавна существовал" придел Александра Куштского. Когда он появился, дело тёмное, как и с канонизацией этого святого. Годы начала почитания неизвестны, но пишут, что "преподобным Куштским чудотворцем" его называли уже в начале XVI века. Служба и житие появились "не позднее 1575 года", но точной даты, как я понял, нет.
В монастыре была и другая деревяннная церковь, Никольская, поставленная по завещанию преподобного Александра после его кончины (1429), также погибшая в пожаре 1519 года и затем восстановленная, но до нас не дошедшая.
Придел и церковь Николы упоминаются в описи 1630 года, а в 1764-м (год закрытия обители) Успенская и Никольская названы шатровыми.
Последнюю в 1835 заменили кирпичным двухэтажным храмом с колокольней, поставленным вплотную к Успенскому. На 1-й этаж поместили престол Николы, на 2-й - Александра Куштского.
Результат тех трудов в начале 1960-х с юго-востока выглядел так:
С запада:
С востока:
Перед разборкой и перевозкой в Прилуки объект обследовал , только что перешедший из в . Уже на стадии предварительных работ при вскрытии поздней обшивки был найден ряд интересных деталей.
Западный фасад.
Следы опиленных консолей (обведены мелом) и след пристенной скамьи утраченной галереи:
Дверь из северного крыла на галерею:
Паз от балки перекрытия галереи (стрелочки мелом), над ним детали косящатого окна:
Сейчас на западном фасаде есть пара таких окон:
Южное крыло с запада:
Алтарь с юга. Дверь, вертикальный паз и красное окно:
По этим следам был восстановлен переход в алтарь придела, который тоже плод реставрации:
(так её огородили, что и не подойдёшь, потому фото с )
Алтарь с востока. Слева видна каменная церковь:
Волоковое окно в алтаре:
После перевозки Успенской церкви Никольская осталась на берегу Кушты в гордом одиночестве.
К тому же и колокольню снесли.
Вот на этой лужайке Успенская и стояла:
Чуть восточней неплохо сохранился келейный корпус, но уж больно нравится кому-то его обшивка, видимо для шашлыков удобная.
А брёвна под той обшивкой как новые:
В годы коллективизации в корпусе и храме поселили раскулаченных, выселенных окрестных сёл и деревень. Тут они наслаждались счастьем освобождённого труда во имя светлой цели строительства коммунизма.
Затем по старой доброй совковой традиции здесь устроили психушку.
Пишут, конкретно в церкви была баня.
А что тут теперь, не знаю, ни одной живой души не встретил.
Остаётся добавить, что основатель монастыря не был первым насельником этого места. Открытие сего укромного уголка принадлежит , удалившемуся из монастыря Спасо-Каменного в поисках безмолвного жития.
Александр покинул ту же славную обитель с той же целью, но сначала попал куда-то на северный берег Кубенского озера, а затем поселился было на реке Сянжеме (иногда пишут "Сямжене", вон там: )
Рокировка состоялась, и так Евфимий стал Сянжемским, а Александр - Куштским.
Мне таки трудно не оценить выбор последнего, ибо место сие во истину удивительно тихое и приятное.
мои фотки 20 июня 2016
чёрно-белые -