Улететь в Нюксеницу

[Блогово]

Восточным районам Вологодской области нужно авиасообщение. По крайней мере, с Вологдой.

И, кстати, на протяжении более, чем полувека оно было. В Нюксенице аэропорт закрыли в 1998 году. Последним аэропортом региона, который принимал авиарейсы до самого последнего времени, был аэропорт в районном центре Кичменгский Городок. Последний пассажирский борт поднялся оттуда в 2012 году. Сейчас продолжает работать только аэропорт в Великом Устюге, оттуда два раза в неделю можно улететь в Череповец.

Но Великий Устюг находится от каждого другого райцентра региона очень далеко - от Нюксеницы в 100 километрах, от Тарноги - в 150. 

Старое здание аэропорта в Нюксенице

Пока не построили новые автомобильные дороги, люди, как ни странно, добирались быстрее. "Кукурузник" Ан-2 летел в Нюксеницу полтора часа. Сейчас, с учетом состояния покрытия дороги, ехать 4-5 часов, на общественном транспорте даже больше.

В северной деревенской глухомани по рейсовому «АН -2» проверяют старые с ножницами на гирях ходики:
- Ставьте по- московски, Аннушка идёт!
Она возит пассажиров, грузы, почту и служит вестником времени.

Второй час полёта. С высоты необозрим разлив лесов. Они остаются за крылом самолёта, а впереди и по сторонам из-за синей дымки, опоясавшей горизонт, бесконечной чередой наплывают другие.
Редко поселенья. Пять- шесть изб на бугре. Скотные дворы. Бани. Сараи. Полосы пашни, пушистые, сочные от зелёных яровых. Серые, суглинистые, в ряби навозных и торфяных куч паровые поля. А за полями опять леса, болота-мшары, лиловые глаза озёр. Светлыми прогалинами мелькнут покосы, росчисти старых делянок и снова внизу осинники, берёзовая молодь.
. Из рассказа выходца из Нюксеницы, писателя Ивана Полуянова "Где рождаются облака".

В те времена авиация была крайне необходима этим районам. Река Сухона, крупнейшая водная артерия региона, в летнее время мелеет, и доставка грузов и почты была затруднена в любое время года. 

В 80-х годах прошлого века были построены дороги из Вологды в Тотьму, а оттуда до Великого Устюга и Никольска. Еще одна дорога соединила Великий Устюг и Шарью, город и крупную железнодорожную станцию на востоке Костромской области. Благодаря этой дороге город Никольск, самый отдаленный районный центр Вологодчины, перестал быть труднодоступным медвежьим углом.

Новое здание аэропорта в Нюксенице

Мы медленно снижаемся. Полное ощущение, что и самолёт спохватился, ищет потерянную в лесах собственную тень.
Он находит её на поле, засеянном клевером. Тень стремительно растёт: какие длинные нелепые у неё колёса, поваленные набок крылья.

Самолёт её догоняет. Настигает! Соединились! На короткие мгновения самолёт отрывается от тени, пока бежит по полю, подпрыгивает на неровностях. И замирают оба…
Стих гул мотора. Я почти на месте. Пустяк остался: переправиться на пароме через Сухону, затем автобусом до села Городищна. Потом… Потом ляжет под ногами лесная дорога: меряла её баба клюкой, да махнула рукой.

Теперь закончилась история авиасообщения в Вологодской области. Теперь Никольск, Нюксеница, Тарнога и КичГородок, это снова дальние дали с какой точки сюда не добирайся. Понятно, что авиация не может быть прибыльной, если речь идет об авиаперевозках с районами, население которых 10-15 тысяч человек.

Но, как и во всем, что касается жизни небольших районов, государство и бизнес и здесь идут по самому простому пути. Не развивающиеся, не дающие прибыли ответвления проще отрезать, чем приложить усилия к их развитию. Нужны соответствующие программы и грамотное продвижение.