Эта оптимизация уже ударила по медицине района в полной мере. Во второй части города не осталось ни одной поликлиники, молодые врачи стараются как можно быстрее уехать из города. Я даже не говорю о приезжих: местные тоже не особо тут задерживаются. Но что делать – политика Правительства области направлена на то, чтобы сократить расходы бюджета. И в первую очередь это почему-то касается не чиновничьего аппарата, а тех сфер, без которых не может жить ни один населенный пункт.
В апреле этого года чья-то умная голова предложила объединить две школы во второй части города: МБОУ «СОШ№2 с кадетскими классами» и МБОУ «СОШ №9». И до недавнего времени на эту ситуацию никто не обращал внимания. И вот пришла пора задаться вопросом: зачем это было придумано?
В идеале, экономия областного бюджета в этом случае составит порядка… миллиона (!) рублей! Вдумайтесь в эту цифру: миллион! Да у областных чиновников автомобили стоят намного дороже. Зато рубануть по живому организму, каким является девятая школа, можно, причем особо не задумываясь.
Но что самое интересное: оказывается вопрос об объединении школ, детских садов находится полностью в компетенции муниципальных властей. То есть, если объединение все-таки состоится, то областное Правительство, в частности, Департамент образования, тут вроде как и ни при чем.
В нашем городе уже было произведено объединение школ №5 и №11. Но не стоит забывать, что в то время пятая школа не могла набрать достаточное количество первоклассников, здание было в аварийном состоянии. И это здание так и стояло бесхозным, пока там не обосновались кадеты.
Между тем, уже на следующий учебный год девятая школа с легкостью набрала 60 первоклашек, некоторым родителям, которые также хотели отправить детей в это учебное заведение, пришлось отказать. В том, что поток желающих учиться здесь не уменьшается, немаловажную роль играет и преемственность поколений, то есть, в свое время папа или мама тоже оканчивали девятую школу. И неизвестно, захотят ли эти же самые родители отправить своего ребенка в МБОУ «СОШ№2 с кадетскими классами».
Второй немаловажный аспект. Один из педагогов, присутствующий на пресс-конференции, заметила, что была в здании бывшей пятой школы, когда там шла реконструкция. И была поражена тем, что увидела на полу какие-то обрывки бумаг, где упоминалось о пятой школе. То есть, история школы фактически канула в небытие. Нынешнее поколение детей уже и не вспомнят, что когда-то (между прочим, совсем недавно) в здании на Советском проспекте располагалась самостоятельная школа со своими традициями и успехами.
В-третьих, заявленная экономия может не состоятся по той простой причине, что возрастет нагрузка на педагогический и обслуживающий коллективы. А возрастет нагрузка – соответственно, нужно будет поднять оплату труда. И хотя власти заявляют, что никаких сокращений не будет, в это верится с огромным трудом.
Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №9» пригласил журналистов местных СМИ на пресс-конференцию, где учителя высказали мнение о предстоящем объединении.
Что касается финансирования образовательных учреждений, то ни для кого не секрет, что основная нагрузка в проведении тех же ремонтов ложится на родителей школьников, а не на областной бюджет. Так что здесь разговоры о какой-то экономии выглядят смешными, если не сказать грустными.
Возьмем учебные показатели. И здесь девятую школу не в чем упрекнуть: 70% выпускников поступают в вузы, школьная команда стала абсолютным районным победителем интеллектуальной игры «Брейн-ринг» в 2016 году.
Давайте посмотрим на причины, по которым может произойти присоединение одной школы к другой. Итак, первая причина: школа с небольшой численностью учащихся. Но в МБОУ «СОШ№9» обучается около 600 человек!
Вторая причина: нет набора в первый класс. Но и эта причина отпадает, о наборе первоклашек было написано выше.
Третья причина: Плохие результаты ЕГЭ. Так и здесь показатель достаточно высокий даже на областном уровне.
На одном из заседаний, связанных по объединению двух образовательных учреждений, было сказано о том, что «будет учитываться общественное мнение». Ну, так вот, 98 процентов родителей учащихся девятой школы высказались против объединения. Как вам цифра? Или это не общественное мнение?
Но что самое интересное: по разговору с директором МБОУ «СОШ№2 с кадетскими классами» Ниной Андреевной Тепловой, я понял, что и она не в восторге от всего этого. «У нашей школы есть учредитель, который принял такое решение. Обсуждать решения учредителя, тем более, оно полностью соответствует Законодательству, мы не имеем права», - сказала Н.А. Теплова.
По телеканалу «Россия 1» в программе «Вести недели» от 12 июня был показан сюжет про Вологодскую область, где наш регион был показан в распрекрасном свете – пожалуй, для лучшей жизни нужно, чтобы манна небесная еще с неба падала. И хочу привести слова Губернатора Олега Кувшинникова из этого сюжета: «Приняв антикризисную программу… мы начали целенаправленно бомбить эти ледовые заторы (речь шла о паводке – прим.авт.). Тоже самое мы стали делать с бюджетом. Мы начали сокращать! Оптимизировать!»…
Судя по тому, как целенаправленно «оптимизировалась» медицина в нашем районе, я лишь горестно качаю головой на такие заявления. Мне вот интересно, сколько было «оптимизировано» чиновников в областном правительстве за это время? И что делает корпорация государственного развития все эти годы? Почему ее не оптимизировать? Ведь «выхлопа» от деятельности этой конторы для нашего района совершенно не видно.
Педагогический коллектив МБОУ «СОШ№9» писал письма в областное Правительство, в Вологодскую областную Федерацию профсоюзов. Департамент образования перенаправил письмо в наше Управление образования, мол, это не наша компетенция, а Председатель областной Федерации профсоюзов Валерий Калясин написал письмо главе администрации Великоустюгского муниципального района Александру Кузьмину.
Вот его текст:
«Уважаемый
Александр Владимирович!
В наш адрес поступило письмо жителей города Великого Устюга, в котором они выражают тревогу в связи с предстоящим объединением МБОУ «СОШ№ 2» и МБОУ «СОШ №9».
В своем обращении они говорят об отсутствии внятных аргументов в пользу такого объединения. Более того, оно не обеспечит повышения уровня учебно-воспитательского процесса, создаст дополнительные проблемы в руководстве учреждением, не обеспечит ожидаемого экономического эффекта.
Категорически против такого способа оптимизации бюджетных расходов на образование высказывается абсолютное большинство учителей и родительская общественность. Надо иметь в виду, что каждая из школ имеет свои замечательные традиции.
В этой связи прошу Вас, Александр Владимирович, очень внимательно отнестись к мнению общественности города, может быть дополнительно рассмотреть вопрос на Общественном совете. Нельзя ошибиться в принятии решения».
Выскажу и свое мнение. Когда начинаются такие «оптимизации», то обычно их итогом становится сокращение численности того населенного пункта, где они происходят. Далеко за примерами ходить не надо: просто посмотрите на деревни нашего района – сколько там проживало народа, когда была школа, детский сад и медицинский пункт и сколько проживает сейчас, когда эти учреждения «оптимизировались». О каком развитии Великого Устюга может идти речь, когда происходят объединения школ и детских садов?
Поверьте, мне есть с чем сравнивать: совсем недавно я работал в городе Отрадное Ленинградской области, который очень схож с нашим Великим Устюгом и по численности населения и в том плане, что там протекают две реки - Тосна и Нева -, которые сливаются в живописном месте. Так вот, год назад там строились два детских сада и реконструировалось здание школы. И ни о каких оптимизациях даже речи не шло!
Приведу мнение депутата Законодательного Собрания Вологодской области Николая Александровича Егорова:
«В прошлом году количество детских садов в Вологодской области уменьшилось на 40, а школ - на 49. Несмотря на заверения Департамента образования Вологодской области о завершении оптимизаций, сокращение числа образовательных организаций в этом году продолжилось с той же интенсивностью.
К сожалению, закрытие школ и детских садов проходит в русле единой государственной политики последних лет. Министерство образования устанавливает оптимизационные требования, направленные не на повышение качества образования, а на увеличение интенсивности труда сотрудников образовательных организаций. Дорожные карты министерства региональными властями используются как повод решать финансовые проблемы за счет сферы образования.
Департамент образования Вологодской области играет ведущую роль в деле оптимизаций путем прямого давления на муниципалитеты, но при этом на всех официальных мероприятиях представители департамента заявляют о том, что все решения о реорганизации сети образовательных учреждений муниципалитеты принимают сами.
На самом деле так оно и получается: школы и детские сады являются муниципальными организациями, и их деятельность регулируется муниципальными правовыми актами. Позиция администрации района уже известна, и нет ни малейшей надежды на изменение ее путем обращений.
Повлиять на решение администрации района могут только депутаты Великоустюгской Думы. Назрела необходимость установления районными депутатами правила согласования решений о реорганизации образовательных организаций с Великоустюгской Думой».
Комментарий Риммы Батаковой получить не удалось: Римма Анатольевна находится на больничном.