Заметки о памятнике Ивану Грозному и вреде высшего образования.
В очередной раз прозвучало ПРЕДЛОЖЕНИЕ установить памятник Ивану Грозному в городе, в котором он прожил 3 года и 5 месяцев, построил величественный собор, начал строительство титанической крепости, в два раза больше московского Кремля.
И тут же поднялся истерический визг, как будто умерший больше 400 лет назад великий государь лично задрал юбки и спустил порты и самолично выпорол и охально изобидел вопящих. Вот в Архангельске установили пямятную доску - и ничего...
А как только в Вологде поставят памятник Грозному царю – все. Конец придет и городу, и демократии...
Грязнов против Грозного
"Русский историк является специалистом по извращению истории России". И.Л.Солоневич:
Господа, это было сказано при огромном количестве свидетелей - Иван Грозный уничтожил три четверти населения России. И при этом профессиональные историки, коими себя в Вологде считают множество выпускников Истфака, не собрались темной ночью, в балахонах с капюшонами и зажженными факелами, чтобы казнить идиота, который подобными заявлениями приравнивает историческую науку к алхимии, хиромантии и астрологии.
Ладно – ролевые игры в стиле капитана Уильяма Линча. Но – уж в специализированное медицинское учреждение своего коллегу они должны были доставить, на психолого-психиатрическую экспертизу. А там психиатры его бы спросили – Скоко-скоко? Три четверти населения уничтожил Иван Грозный? 75 процентов от общего числа жителей Руси?
Молодой человек, вы хотите сказать, что царь Иван Грозный убил 6 миллионов 750 тысяч своих подданных из имеющихся 9 миллионов?
И, после того, как человек, именующий себя профессиональным историком, подтвердил свой тезиз о кровавом тиране, уничтожившем три четверти населения Руси, профессиональные психиатры стали бы решать, насколько пациент безопасен для окружающих и себя, и можно ли его отпустить домой, или следует поместить его в наблюдательную палату, вкатив столько-то кубиков аминазина.
Между тем, так все и было - 26 июня 2012 в Вологде прошли дебаты по теме "Иван Грозный: кровавый тиран или крепкий государственник".
И я был там спикером.
Так Лариса Трубицина и написала в своем блоге - « В защитники Ивана Грозного выбрали Павла Шабанова – коммуниста с огромным партийным стажем и смелым в последние месяцы журналистом» Ну, мало ли, что я даже в комсомоле не был – Лариса сказала – коммунист!
И на этих дебатах безнаказанно прозвучало шизофреническое заявление.
Вологодский, типа, историк, Анатолий Грязнов, доказывая на дебатах, что несусветный тиран Иван Грозный тупо уничтожал собственное население, предъявил исторический документ – писцовые книги конца XVI века. Вот, дескать, доказательство - перечислены пустые избы
И при этом заявил, что в России ДО Ивана Грозного была высокая плотность населения, несколько деревень на квадратный километр, а после правления кровавого тирана - вот, дескать, опустевшие деревни. Кого не сам Иван казнил самолично, так его опричники. Так, дескать, и уничтожил ТРИ ЧЕТВЕРТИ НАСЕЛЕНИЯ.
И там же, на дебатах, сидя на сцене, я моментально сообразил - НЕ МОГЛО на одном квадратном километре размещаться несколько деревень! Мужики ведь не на компах кнопки давили, а землю пахали!
Так что, скорее всего, просто цифирки перепутались у А. Грязнова.
Это уж не говоря о том, что измерять плотность населения деревнями - верх непрофессионализма. Я его и переспросил, там же, на дебатах, не сходя со сцены: Несколько деревень на квадратный километр? Вы не оговорились?
Да, твёрдо заявил он – 4-5 деревень на км. километр было у нас. Такая, дескать, плотность населения была, а после правления кровавого тирана…
Ну, поскольку я, дилетант, дипломами и диссертациями не отягощён, мне придётся проявить немного здравого смысла.
На ОДИН двор в среднем приходилось примерно 35 десятин общих земельных угодий, (квадрат со стороной в 600 метров) необходимых для функционирования крестьянского хозяйства. Помимо пашни и огорода были и покосы, и выгоны. Так что даже две деревни-однодворки не помещаются в квадрат.
Не может на одном квадратном километре размещаться 4-5 деревень, то есть 40-50 человек на квадратном километре, как минимум, ибо семья в 10 человек - это по тем временам не очень большая семья.
А может – 1-5 человек на тот же квадрат. Такая была плотность нас у нас тогда и была, В НАИБОЛЕЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТАХ. (В густонаселённой Европе в то время – 10-30 человек на кв. км.)
А во времена Ивана Грозного плотность населения у нас действительно уменьшилась, так площадь увеличилась вдвое, а население во время его правления увеличилось только на 50 %
* * *
Собственно, именно на этом я и расстался с Доможировым и его соратниками.
Логика моя простая: человек, считающий себя профессиональным историком, придумал и доказывает откровенную **pню, противоречащую здравому смыслу. Попытки доказать и объяснить, на основе ФАКТОВ, что НЕ БЫЛО в нашей истории такого, что нельзя поместить на одном квадратном километре 4-5 деревень, привели только к тому, что меня обозвали дилетантом, и потому я правым быть никак не могу.
В смысле: вот у Грязнова есть бумажка, в которой написано что он – историк, а у меня такой бумажки нет, и потому любой бред, который изречет дипломированный историк – есть истина в последней инстанции.
Я взывал к здравому смыслу, пытался объяснять. Но достучаться до сознания Анатолия Грязнова было невозможно! В его взбаламученной голове заклинилась какая-то шестеренка, и он повторял все тоже - 4-5 деревень на кв. километр, Иван Грозный уничтожил три четверти населения России.
Из этого я сделал совершенно логичный вывод - на хрен таких соратников. Если я сейчас, на нейтральной исторической почве, не могу, на основе ФАКТОВ и здравого смысла что-то объяснить и доказать, то о каком сотрудничестве может идти речь? Ведь ровно с той же логикой они начнут доказывать, что можно поселить в трехкомнатной квартире 60 человек, ибо – 60 квадратных метров, и что вот в этом десятилитровом ведре помещается 50 килограмм воды...
Ну, а то, как меня травили Грязнов и Трубицина - это отдельная песня.
За то, что я посмел сказать что Грязнов не прав, сказав, что Иван Грозный уничтожил ТРИ ЧЕТВЕРТИ своего населения, т.е. 75 %, уж такую атмосферу нетерпимости создали, завалили таким количеством фантастических обвинений, что я к Доможировскому движению "Вместе" с тех пор и на километр не подойду.
Я пытался призвать в арбитры историка Александра Быкова, взывая к его профессионализму и ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ - дескать, не могла крестьянская семья в ШЕСТНАДЦАТОМ веке прокормиться на такой площади, не могло быть 4-5 деревень на квадратном километре.
Быков тут же ответил мне, что согласно документам конца ДЕВЯТНАДЦАТОГО века в деревне, где он сейчас выстраивает туристический бизнес, на крестьянский двор приходилось две десятины земли, так что мои уверения, что в ШЕСТНАДЦАТОМ веке были иные соотношения, свидетельствуют только о том, что Шабанов неуч, дилетант, и не ведает неких тайных знаний, которые даются только дипломированным историкам с высшим образованием. В смысле - как только дилетант без диплома берет в руки книгу или исторический документ, то строчки тут же исчезают, как бы напечатанные симпатическими красителями, а как только на скрижали истории возлагает длани допущенный к тайным знаниям ДИПЛОМИРОВАННЫЙ историк, строчки проступают вновь.
У меня же - сугубое подозрение, что то ли дипломы Истфака пропитаны неким контактным ядом нейролептического действия, то ли диплом историка выдают после трепанации черепа и лоботомии.
Вспоминаю, как моя любимая теща, Галина Михайловна, в ту пору – директор краеведческого музея, пришла вечером домой и рассказала, что к ним в музей приезжал архиерей с женой. Мои попытки объяснить ей, историку по образованию, что у архиерея, то есть епископа, не может быть жены по определению, поскольку прежде принятия сана он должен принять чин ангельский, то есть стать монахом, ни к чему не привели.
Не обращая внимания на книги, которые я пытался ей подсунуть, теща заключила: Чего ты споришь? Чего ты мне доказываешь? Я сама видела - он приезжал с женой!
И – тут же - про отсутствие у меня диплома...
Справедливости ради - не всегда диплом историка нарушает психику и коммуникативные функции обладателя этого диплома.
Отчего-то с историком «в законе», матерым археологом. Иваном Федоровичем Никитинским мы находим общий язык. Иногда он соглашается с моими аргументами, иногда – остается при своем мнении, а я – при своем, но ярлык дилетанта мне не лепит даже тогда, когда я с ним не согласен, и отчего-то разговаривает со мной без высокомерия.
Так и живем, господа - ВСЕ знают, что Иван Грозный убил сына своего Ивана, что у него было чуть ли не 10 жен, что царь тупо уничтожал свое население...
И вновь за дело приходится браться дилетанту, выпустившему в 2005 году книгу «Как пройти в библиотеку Ивана Грозного», Файл Как пройти в библиотеку Ивана Грозного спустя 10 лет .doc чтобы сказать свое слово в защиту оклеветанного царя.
Это необходимо, ибо день ото дня плодится число полезных идиотов, считающих, что раз ты не согласен с тем, что Иван Грозный кровавый тиран, значит, ты поддерживаешь кровавый путинский режим. Даже само прозвище Ивану ставят в вину. Например, историк по диплому Ольга Смирнова вопрошает:
Павел, скажите, к чему это прозвище Грозный? Кто его слепил, как не сам Иван IV. (Здесь)
ПОЧЕМУ - ГРОЗНЫЙ
Объясняю.
Имя "Грозный" - от Грозного Ангела Архистратига Михаила. Архистратиг - (главнокомандующий) Сил Небесных, т.е. всех ангелов. На Руси времен Ивана Грозного архангел Михаил воспринимался, как защитник Русской земли (единственной на тот момент территории, свободной от иноверцев), русского православного народа и русских православных царей. Родовой усыпальницей московских Великих князей и царей до конца XVII века был собор во имя Михаила Архангела в Московском Кремле.
Царь Иван Васильевич почитал архангела Михаила как своего сугубого покровителя, всегда обращался к нему с молитвой при начале важных дел, и тем более – при начале военных походов.
Более того – под псевдонимом Уродиваго (юродивого) Парфения Иван Васильевич написал:
«Канон Ангелу Грозному, и воеводе, и хранителю всех человек, от Бога посланному по вся душа человеческая», с запевом – Святый ангеле, грозный воевода, моли Бога о нас.
"Грозный" - означает страшный для врагов России. В словаре В.И.Даля слово "Грозный" (о Царях) толкуется, как "мужественный, величественный, держащий врагов в страхе, а народ - в повиновении". И – Иван Васильевич не первый Грозный в нашей истории.
Но - так уж порадели поколения историков, так уж постарались, живописуя черной краской деяния Иоанновы, что в понимании обывателя и Грозным-то его назвали из-за его беспримерной жестокости.
Мало кто сейчас помнит, что Грозным сначала назвали его деда, Ивана III, заслужившего это прозвище в двенадцатилетнем возрасте, когда в 1452 году гонял по Вологодским лесам Дмитрия Шемяку. Имя это ему было дано в похвальном смысле; грозным он был для врагов и строптивых ослушников.
«Редко основатели Монархий славятся нежною чувствительностью, и твёрдость, необходимая для великих дел государственных, граничит с суровостью. Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова; что просители боялись итти ко трону; что Вельможи трепетали и на пирах во дворце не смели шепнуть слова, ни тронуться с места, когда Государь, утомлённый беседою, разгорячённый вином, дремал по целым часам за обедом; все сидели в глубоком молчании, ожидая нового приказа веселить его и веселиться.
Уже заметив строгость Иоаннову в наказаниях, прибавим, что самые знатные чиновники, светские и духовные, не освобождались от ужасной торговой казни; так, всенародно секли кнутом Ухтомского князя, Дворянина Хомутова и бывшего Архимандрита Чудовского за подложную грамоту, сочинённую ими на землю умершего брата Иоаннова…»
О ком это написал Карамзин? Об Иоанне Грозном, вот только, о котором? При цитировании я сознательно опустил дату, и если не знать, что происходило это в 1491 году, то и не поймёшь, что написано это об Иоанне III.
Но - поколения придворных историографов так промыли мозги, что в общественном мнении именно Иоанн IV – патологически жестокий тиран, садист и палач, и которого дня не попьёт человеческой крови, то и спать не ложится.
Вон, даже сына своего убил, злодей...И потому памятник ему ставить – нельзя!
Продолжение следует. Читайте далее - Иван Грозный не убивал своего сына.