Устюжна. Уездный город N

[Блогово]

Бывают в России такие малые города, в которых собран живой образ обаятельной русской провинции — с церквями, покосившимися деревянными домиками, и рекой и лесом на километры вокруг. Город Устюжна (ударение на У) на западе Вологодской области, по мнению литературоведов, стал прообразом уездного города N из гоголевского "Ревизора"; конечно, в произведении классика город предстал не в лучшем свете, но уж как есть. Устюжна действительно сохранила атмосферу старины, — в городе не очень заметны следы советской эпохи, и здесь даже нету железной дороги. Сейчас это маленький (9 тысяч жителей) городок с почти восьмисотлетней историей.

Карта с локализацией фотографией в зависимости от их номера в посте:

В Устюжну я по разбитой дороге доехал на автобусе из Весьегонска, стоящего у Рыбинского водохранилища. И в итоге провёл в этом городе достаточно много времени, отменив почему-то выезды в посёлки Сазоново и Чагода, — в целом, моя февральская поездка получилась немного скомканной. Зато смог увидеть Устюжну в разной обстановке, — и в солнечную погоду, и в снег. Правда, большую часть времени погода была, как на кадре выше, — пасмурное небо и метель. Но атмосферу это только усиливало.

2. Вот так выглядит самый центр Устюжны — перекрёсток улиц Ленина и Коммунистической (много от советского времени осталось только в городской топонимике). В более широком смысле — автодорог Весьегонск - Пестово и Сандово - Лентьево. Хоть и когда-то Устюжна была одним из важнейших городов в этих местах, ныне её обходят стороной все магистральные пути, — даже автомобильная трасса Петербург - Вологда обошла её всего в 15 километрах.

3. А Устюжна возникла во времена, когда главными путями сообщения были реки. И отойдя чуть в сторону от этого перекрёстка, можно попасть на мост через Мологу. Пожалуй, это слово более известно как название города, затопленного Рыбинским водохранилищем в устье реки. Сегодня Молога фактически впадает именно в Рыбинское "море", а не в Волгу. Да и судоходства, здесь, похоже, уже совсем нет. Впрочем, любопытное явление обхода Устюжны стороной всеми магистральными путями на совсем близком расстоянии имело место ещё в XIX веке, когда по Мологе проходил Волго-Балтийский водный путь (Тихвинская система), уходивший мимо Устюжны в реку Чагоду, которая впадает в Мологу лишь в двадцати километрах ниже по течению.

Звался когда-то город Устюгом-Железным, и впервые упоминается в 1252 году. Окрестная природа богата сосновыми лесами и верховыми болотами, а значит и болотной рудой, которая в те времена на Руси широко использовалась (Урала ведь у нас тогда ещё не было). Расцвет Устюжны пришёлся на 16-17 века, когда она была одним из главных центров железного дела (то есть, для сравнения, — почти как какой-нибудь Магнитогорск в современной России), и так было, пока при Петре металлургия не ушла на Урал, а оружейное дело в Тулу и Сестрорецк. А в этих местах в наше время центр металлургии совсем неподалёку — Череповец. Но, по иронии судьбы, к местной болотной руде череповецкая металлургия не имеет никакого отношения, — на выросшую в советские годы "Северсталь" сырьё привозится с Крайнего Севера, а город просто удобно стоит на пересечнии путей. Но историческое совпадение получилось интересным.

4. А Устюжна теперь — тихий городок с уездным колоритом и старой купеческой застройкой. Это снова тот главный перекрёсток, на котором даже светофор есть, что редкость в столь небольшом городе.

5. Здесь же, рядом, — магазины и какое-то подобие городского рынка. Поблизости находится и автовокзал, но его я не запечатлел.

6. Так выглядит центр Устюжны с моста через Мологу. Узнаваемые купола собора Рождества Богородицы — один из символов города.

7. А Успенской церкви на левом берегу не повезло, — так и стоит заброшенной с советских времён:

8. Мост:

9. По левобережной части города я подробно не ходил. В основном она выглядит вот так.

10. Или так:

11. А если немного дальше посмотреть, то уже и лес виден:

12. Но основная часть Устюжны — всё-таки правобережная. Здесь есть и каменная дореволюционная застройка, и старинных церквей побольше. Улица Ленина, переходящая затем в Маркса, — главная магистраль города, идущая параллельно реке.

13. Тишина, сугробы, снегопад. Лишь иногда машины мимо проезжают.

14. А по улицам люди куда-то идут. Иногда и дети.

15. 

16. Это самый центр города, рядом с уже упомянутым Перекрёстком, — Торговая площадь. Похоже, ансамбль площади мало изменился с начала прошлого века, когда город был центром уезда, а не района.

Кстати, Устюжна, как и весь запад современной Вологодской области, была в составе не Вологодской губернии, а Новгородской, восточные границы которой близко подходили к самой Вологде. Впрочем, и сейчас здесь Вологда, хоть и областной центр, но как-то не у дел: для западной половины области её затмевает более крупный Череповец (который я, кстати, посетил уже весной), и для жителей Устюжны роль центра притяжения играет именно он, а не Вологда.

17. На этой же площади стоит церковь Воскресения Христова конца XVIII века, — к сожалению, заброшенная.

18. Ленин на другой стороне площади:

19. 

20. За площадью находится мостик через речку Ворожу. Плотина под мостом образует небольшой пруд. Вдалеке видна действующая Благовещенская церковь 1694 года постройки.

21. Она же с близкого расстояния. Замечательный шедевр каменных храмов Русского Севера.

22. А за мостом Торговую площадь сменяет Соборная: на ней стоит собор Рождества Богородицы (1690), купола которого хорошо видны с Мологи. Это самый главный храм Устюжны, ныне занятый краеведческим музеем.

23. На фоне переливчатой лёгкой облачности и белого снега собор смотрелся почти сказочно.

24. Хотя и в метель интересно:

25. По соседству с собором-музеем — памятник устюжанам, погибшим на Великой Отечественной войне:

26. И отдельно — памятник Герою Советского Союза Василию Богатырёву — уроженцу деревни Куреваниха под Устюжной, погибшему в Австрии в апреле 1945 года.

27. Вид назад. Вот так примерно и выглядит "уездный город N". Только главок на церкви не хватает.

28. Соборная площадь осталась позади, а это улица Маркса. Хоть она и главная в городе, но даже здесь было Слышно, Как Падает Снег.

29. На улице сохранился довольно цельный исторический фасад. Кстати, в двухэтажном доме на переднем плане скромно приютилась администрация Устюженского района.

30. Есть даже и дома по три этажа, что, по тем временам, немало для уездного города.

31. Деревянный особняк купца Жилина. Вроде, ещё конец XVIII века.

32. По соседству есть несколько пятиэтажек. Но в целом они редки в этом городе. А сталинок в Устюжне я и вовсе не видел, — видно, что уже в советские времена город был не очень развитым.

33. А это параллельная улица. Там уже только частный сектор.

34. И можно подметить немало интересных деталей. Где-то, например, флаг России над крыльцом (дело, впрочем, было накануне 23 февраля).

35. А у кого-то детские игрушки в окне веранды. И силуэты медведей на воротах. Да ещё и оставшиеся до февраля новогодние украшения на маленькой сосне.

36. Этот же дом подальше. Кстати, такая форма крыши более характерна не для этих мест, а для Псковской области и Белоруссии.

37. А вот как называется эта улица!

38. Вернёмся на улицу Маркса. Здесь каменные дома уже сменились деревянными двухэтажками.

39. Как и заведено в таких тихих уголках русской провинции, — резные наличники:

40. Пятиэтажные дома здесь в основном позднесоветских лет. Заметно, что капитальное строительство в этом городе немного развернулось лишь в 1970-е годы.

41. Идём даьлше:

42. Фасады некоторых деревянных домов смотрятся удивительно фактурно. И снегопад им только добавляет антуража.

43. Старый кирпичный дом слева, вроде, служит одним из корпусов районной больницы. А справа виден краешек заведения под официальным названием ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области. В общем, думаю, понятно, что это такое.

44. А улица Маркса перспективой замыкается на Казанскую церковь на городском кладбище.

45. Метель всё сильнее укутывает городок сонной белой пеленой. Хотя на дворе уже конец зимы.

46. Ещё один памятник воинам-землякам:

47. А это детский сад. Здание, похоже, 1930-х годов.

48. А это снова соседняя улица Трудовой Коммуны:

49. Между прочим, метель мне была только на руку. Свежевыпавший снег укрыл собой совершенно жуткий гололёд, по которому я до начала снегопада едва ли вообще мог бы пешком ходить.

50. А вот и Казанская церковь на кладбище. Построена в 1694 году, — все три самых старых храма города были построены примерно в одно время. Причём по облику храма можно заметить, что город в то время был не последней важности в стране.

51. 

52. В другую сторону церковь замыкает перспективу переулка. Который назван, кстати, в честь города, в котором расположен, — Устюженский.

53. Это уже окраина города. Но и тут любопытные старые домики иногда попадаются. Идя по этой улочке, я уже слышал гудки тепловозов, — прямо по ней можно прийти к железнодорожному вокзалу.

Да нет, шучу я! Железной дороги в Устюжне нет, о чём я уже говорил в самом начале. И здесь мне почему-то немного странно было об этом думать, как и, например, в Суздале. Петербурго-Вятская железная дорога хоть и прошла в начале XX века через Устюженский уезд, сам уездный город обошла в ста киломерах севернее, породив на своём пути такие сущности, как Бабаево, Суда, Кадуй и тому подобное.

54. А улица Беляева манила меня всё дальше на восточную окраину Устюжны...

55. На выезде из города на восток расположена небольшая промзона. Кое-где на заводских зданиях даже остались советские буквы.

56. Ещё один маленький памятник воинам-землякам:

57. Это, кажется, местный леспромхоз. Горы древесной стружки и опилок постепенно покрывались снегом.

58. А потом город и закончился. За густой пеленой метели маячил лес и сугробы. На выезде развилка: прямо идёт шоссе на Весьегонск и дальше на Тверь, а налево — местная дорога до посёлка имени Желябова. Почему лесопильный посёлок в Вологодской области получил название в честь народовольца, — для меня осталось загадкой.

59. Дорога окружена живописным хвойным лесом:

60. Судя по ритму, ударение здесь нужно ставить "УстюжЕнский".

61. Я погулял по красивому зимнему лесу. Снежинки от метели начали таять на объективе, и я не сразу это заметил. Но даже в получившемся эффекте есть что-то красивое.

62. Здесь повсюду преобладают сосновые леса. Почти сплошной массив сосновых лесов простирается на добрых три сотни километров от Волхова до Череповца, а с севера на юг — почти до самого Селигера.

63. 

64. А на краю леса за деревьями проглядывает замёрзшая Молога. Я нахожусь на высоком правом берегу.

65. Лесом любоваться можно бесконечно:

66. Когда я вернулся из леса на дорогу, метель уже стихла. Даже пару раз солнце выглянуло.

67. Так и шёл я среди сосен и ёлок вдоль берега Мологи:

68. 

69. А потом, когда берег стал чуть ниже, спустился прямо на неё. Зимой скованная льдом река становится ещё и отличной пешеходной дорогой. Уже вечерело, и именно по Мологе я решил возвращаться в город.

70. За спиной остались деревни Кротынь и Ветренниково. Они стоят на берегах напротив друг друга, но моста нету. Хотя, наверное, там у многих людей лодки есть.

71. Двигаюсь обратно в город по некогда главной в этих местах Дороге. И смотрю на мологские леса по берегам.

72. А это левый берег:

Когда дошёл до города, уже стемнело. На берег я вышел прямо на одну из городских улиц, но, к сожалению, из-за темноты так и не пофотографировал виды города с реки, которые без лодки можно увидеть лишь зимой — в то время года, когда город выглядит погружённым в снежную полудрёму. Но наверное, старинный уездный городок красив во все времена года. А для меня Устюжна стала последним пунктом короткого февральского путешествия, и отсюда я ехал прямым автобусом восемь часов до Петербурга — путь не близкий, с заездами в Пикалёво и Тихвин.

73. Напоследок — вид из окна устюженской гостиницы, в которой я останавливался: