Всегда было интересно узнать, что думают и чувствуют люди, проплывающие мимо Крохино на туристических лайнерах...
Я эту церковь впервые увидела на фотографии, а затем - уже с земли, мои впечатления и эмоции совсем другие, - я знала куда еду, и какова история этого места. А большинство туристов видят её внезапно, выйдя на палубу лайнера из уютной каюты или ресторана.
Фото 2010 г. из отчета речных туристов.
Сразу же вспоминается рассказ Юрия Коваля "Когда-то я скотину пас..." из книги "Опасайтесь лысых и усатых":
"...
- Я бывала на Белом озере, - сказала она,.... - Плавала там с детьми на теплоходе.
- А я прошел Белое озеро вдоль и поперек. Понюхал белозерского снетка.
- И знаешь, что я там видела? Затопленную церковь... Дети бегают и радуются! Домик! Среди воды! Вот бы в таком пожить, прямо из окошка рыбу ловить! А взрослые грустно смотрят. Когда подплыли поближе, и дети перестали кричать. Окна мрачные и пустые... Дыры, а не окна.
Это место на Белом озере, которое называется Крохино, я, конечно, знал. Затопило там деревню - уплыли дома, а церковь осталась стоять. Странно, что ее не взорвали.
- Я-то вначале думала, что кто-то нарочно построил церковь прямо в воде, чтоб рыбаки подплывали на лодках или прятались от бури. Она отвернулась в этот момент и смотрела в окно. Я не видел, что там делается в ее серебре, какие возникли новые детали.
- Неужели так и думала?
- А что? Разве это невозможно?
- Сейчас невозможно. И нет таких людей, которые так думают. Она повернулась ко мне, и я понял, что серебро потускнело, блеск ушел в глубину.
- А может, есть?
- А если и есть - нет у них силы построить.
- А у тебя была бы сила - ты бы построил?
- Храм посреди волн?
Я задумался. Слишком углубиться в эту идею мне не удавалось. Только что писал стихи про штурвал, ел огурцы, и тут же строить храм средь волн было нелепо. Пожалуй, в этот момент я был способен на скромное строительство, не шире шалаша, и желательно на суше. ...."
Эта книга Ю. Коваля оказалась моим первым, неосознанным и случайным, знакомством с Крохино. Позже я часто задумывалась о том, как часто все мы, проезжая мимо таких вот красивых исторических мест, делаем на память фотографию... Проплывая мимо церкви Рождества Христова в Крохино, стоящей в воде уже более 50 лет, сотни тысяч людей увидели её, успели запечатлеть, рассмотреть, и может, вскоре забыть.
Только представьте, посреди водной глади совсем рядом с теплоходом внезапно возникает белая громада храма. Как он здесь, откуда? И потом понимаешь, что храм – затопленный…
Пройдет еще несколько лет, и большинство забытых и полуразрушенных храмов России превратятся в бесформенные руины, не подлежащие восстановлению. Каждый раз, отворачиваясь от очередного разрушенного исторического здания, усадьбы, храма, мы думаем, что кто-то другой о них позаботится: "ведь это здание – не моё, оно общественное, значит о нём позаботиться государство или церковь, а я могу пройти мимо". Но что мы покажем и расскажем о тех старинных местах своим детям? Наверное, те самые фотографии, сделанные много лет назад, в местах, которых уже нет на карте...
А может быть пришло время, когда нам самим необходимо думать о сохранении памятников истории? У нас еще есть этот шанс. Ведь мы с вами и есть - то самое общество, которое должно заботиться о культурном наследии.
Размышляя о том, кто и почему проходит мимо, не обращая внимание на бесценное наследие, таящее на наших глазах, я дошла и до другого банального вопроса: - Отчего в каждом заброшенном храме люди оставляют столько надписей, содержащих различную мимолетную информацию, типа "здесь был Вася" с датами, и другими ненужными подробностями? И в Крохино, я поняла ответ на него: все эти Людмилы, Гены, Валентины и прочие посетители храма (см. фото) тоже хотели оставить свой след в истории..., соразмерный своему мировоззрению.
Представьте, каким было бы это и многие другие места, если бы вместо того, чтобы отковырять кованный гвоздь или сделать "памятную надпись", они приносили с собой по кирпичу или камню? Вклад в историю был бы гораздо более значителен. Но ни Валентина, ни Владимир, в 1978 году, когда делали эти надписи, стоя на втором этаже храма Рождества Христова, не думали о том, что если не защитить стены от волн, то церковь рухнет вместе с упоминанием их пребывания в Крохино.
---------
Во время волонтерских поездок в Крохино, провожая взглядом туристические суда, мне по-прежнему интересно, что же думают туристы, сжимается ли что-то внутри, хочется ли им внести свой вклад в сохраненией этого храма.
Несколько ответов я все-таки услышала... Иногда с проплывающих мимо судов слышны рассказы экскурсоводов, некоторые из них проговаривают сухую информацию "о бывшем посаде Крохино", некоторые рассказывают и о самом храме, и о "группе энтузиастов в оранжевых касках". Пару-тройку раз капитаны давали нам, волонтерам, приветственный гудок, а кто-то из пассажиров крикнул "Спасибо!".
И вот, в августе этого года на наш электронный адрес пришло письмо от Ларисы Томигас, впервые увидевшей церковь Рождества Христова именно с палубы туристического лайнера.
Письмо искреннее и очень трогательное:
***
Замечаем ли мы в жизни, как страдают люди?... Если замечаем, то это всегда грустно и больно… А приходилось ли вам видеть, как страдает неодушевленный предмет? Нет?...
Тогда послушайте, я расскажу вам одну историю…
…Когда-то на берегу нынешнего Волго-Балтийского канала было старинное русское село Крохино. А сейчас на этом месте в водах Волго-Балта замерла затопленная Христорождественская церковь. Теплоходы, проходя мимо этого места, замедляют ход.
Несмотря на весь трагизм положения, храм стоит гордо и прямо. Он замер в вечном ожидании помощи, словно тонущий корабль… Разрушаются стены…кругом груды разбитого кирпича, словно скопление гигантских слез, пролитых здесь…
Только тихие волны, плавно скользящие от проходящих мимо судов, посылают к храму весточку о том, что люди, в ком живы сердце и душа, будут вечными спутниками этого страдающего храма.
Солнце, уходя за горизонт, пытается осветить стены церкви, напоминая нам о его былой красоте. Божественная тишина стоит над водами Волго-Балта в этом месте!
Наш теплоход медленно покидает этот, который еще долго будет виден на водной глади канала.
…Вдруг, где-то далеко-далеко, мне послышался звон колокола...
Есть места в краю далеком,
Позабытые страной…,
Что ведут к родным истокам,
Там, где мы живем с тобой.
Проплывая над водою
В звездно-вечной вышине,
Тихий Храм во сне прибоя
Пригибается к волне…
***
Буду рада, если эти строки помогут пробудить в людях желание и необходимость в скорейшем восстановлении затопленных и порушенных храмов России.
С уважением, Лариса Томигас»
От себя мне хочется добавить, что отворачиваясь от разрушенных святынь, от "неприглядной" старины, мы уходим от собственной истории, - истории своей семьи, родины, страны. Не будьте безразличны и не проходите мимо! Мы живем в то время, когда нужно "собирать камни".