Иду по улицам коттеджного поселка Марфино с ощущением дежавю.
Улица Луговая.
Такая улица есть и в Вологде, и я в Майском живу на Луговой.
Только что шел в Майском по улице Садовой, а вот она же Марфино.
Вот – улица Верещагина.
Ну, хоть что-то
НО!
ГДЕ УЛИЦА БУМАН?
В 1871 году именно в селе Марфино Ватлановской волости Вологодского уезда купеческая чета Буман открыла ПЕРВЫЙ в Вологодской губернии маслодельный завод с учебным хозяйством при нем.
В 1880 году в селе Фоминское (ныне – Молочное) Буманами был открыт маслодельный завод с учебным хозяйством, где впервые в России был для производства масла применен сепаратор. (Сепаратор появился стараниями Верещагина). Здесь же впервые в губернии стали вырабатывать так называемое «голштинское» масло, из заквашенных сливок, и вскоре начато производство масла из свежих, сырых и пастеризованных сливок. Вот оно – Парижское, оно же Петербургское и ныне – Вологодское.
Так почему – в Марфино есть улица Верещагина, есть неподалеку завод имени Верещагина, но никак не отмечено имя людей, создавших с нуля вологодское маслоделие и само «вологодское масло»?
Всем известно – потому, что Николай Васильевич Верещагин «изобрел» масло.
И теперь представьте - пригласил Верещагин датчан-маслоделов и стал учить их, как делать масло по датскому типу? А китайцев делать китайский фарфор вы не пробовали учить? Или исландцев - селедку солить?
Чтобы наладить в России производство масла, из признанного центра маслоделия - Голштинии, Верещагин пригласил мастеров-маслоделов, и среди них - Фридриха Бумана и его жену Иду, выходцев из Дании, из города Свенборг, (остров Фюн). Какое-то время они были учителями в Едимоновской школе молочного хозяйства невдалеке от Твери, а в 1871 году, когда истек срок контракта, с помощью Верещагина осели на Вологодской земле.
Именно супруги Буман, ближайшие помощники и соратники Верещагина в развитии молочного хозяйства в России, и создали вологодское масло.
Маркетинговый ход, предпринятый Верещагиным - назвать масло «парижским сладким», был рассчитан на российского покупателя, во Франции же, и вообще за границей, его называли «Петербургским». А делали его добрые руки Иды (Александры Ивановны) Буман
и многочисленных учеников ее первой в России частной школы маслоделия.
Замечу – были до того в России государственные школы, но, получив свидетельство об окончании, выпускники не спешили заняться товарным производством, а устраивались мелкими чиновниками в низовые звенья администрации.
Выпускники же школы Буман, числом около пятисот, не только занимались производством масла и сыра, но и передавали знания другим, так что с полным основанием можно говорить о существовании «Бумановской школы» в научном смысле.
Одновременно в школе могли учиться по 30 человек. Приезжали со всей страны, включая Сибирь, и владельцы усадеб – помещики, и их управляющие, а так же по направлению земледельческих училищ, крупных фирм, министерства Земледелия и Государственных Имуществ.
Фридрих и Лидия (Ида) Буман в торжественной обстановке приняли присягу на подданство России, (а не как нынче - бумажку из окошка в темном коридорчике) перешли из лютеранства в православие. Лидия Буман стала Александрой Ивановной.
Буман Фридрих Асмусович стал именоваться Федором Александровичем, несколько сроков подряд избирался церковным старостой. В 1898 году преосвященный Алексий, Вологодский епископ, благославляет Ф. Бумана, а в 1900 году подписывает похвальный лист церковному старосте Воскресенской Ракулевской церкви Федору Буману.
Федор Александрович стал попечителем одноклассной приходской школы при Воскресенской церкви, и стал одним из «обнаруживших особую ревность в распространении народного образования в духе православной церкви», и оказывавших «всеми возможными для них способами поддержку благим начинаниям местного духовенства в деле церковно-православного просвещения народа». За деятельность на посту попечителя в 1904 году его награждают серебряной медалью на Станиславовской ленте.
Буман разрушил стереотип – дескать, доением коров должны заниматься исключительно женщины, о чём пишет тот же Спирин:
«...мужчины доят скорее, чище и опрятнее, чем женщины. Особенно много говорили о неряшливости мужчин, почему ими хозяева пренебрегали и не брали для доения, Приносимое молоко мужчинами чище, а напротив у женщин приносится молоко с сором (солома, грязь, насекомые). При доении коровы мужчиною она стоит покойнее, не тревожится и работа идёт таким образом скоро, равномерно, не замедляется и не ускоряется. Равномерность доения есть качество, которое главным образом отличает доение мужчин от доения женщин, у первых оно равномерно и напротив и вторых прерывисто».
И Спирин отмечает, что при прерывистом доении коровы часто не отдают молоко полностью.
Буман разрушил и ещё один стереотип – богатый человек – непременно сволочь. К примеру, приглашал он мужичков возить траву с далёких покосов, и как же расплачивался? А пополам! Один воз – к нему в коровник, а второй воз мужичок увозил к себе.
...Если бы какой председатель колхоза, из наших, из русских так снаряжал колхозников на работу!
Федор Буман наладил и производство знаменитых ныне бочонков для масла, и планировал производство сгущенного молока. Золотые, серебряные и бронзовые медали, дипломы и грамоты многочисленных выставок… И денежная награда в одну тысячу рублей, ставшая на несколько лет ежегодной. Но у этой истории по извечной российской традиции грустный конец.
В 1896 году скончался от воспаления легких сын, Иван Федорович, 28 лет от роду, надежда и опора в старости. Буманы стойко перенесли утрату; задолго перед этим (в 1879 году) у их друга и соотечественника Фридриха Фойхта умерла жена. Дочь Елизавету, 11 лет, Фойхт отправил в Данию, а сына Христофора усыновили Буманы. Приемный сын оправдал надежды трудолюбивых, требовательных к себе и другим Буманов, стал их опорой, учился хозяйствовать. В 1904 году женился на Александре Ивановне Груздевой и вырастил с ней 10 детей. Нынешние Буманы, проживающие в Вологде – их потомки…
Идея сделать на базе школы Буман Молочный институт принадлежала Верещагину, он же немало сделал для воплощения этой идеи в жизнь, но в 1907 году Николай Васильевич умер, и дальше начинается какая то мутная, до сих пор замалчиваемая история с передачей имения Фоминское (Молочное) в казну.
Известно, что имение было оценено, и известна сумма оценки - 46 827 рублей. Что там было дальше, кто деньги зажал или, по нашей традиции, «распилил», до сих пор неясно. Со слов москвички Ольги Николаевны Николаевой, потомка и хранительницы традиций фамилии Буман, известно, что ее тетя, Анна Христофоровна Буман, сказала по этому поводу очень коротко: «Нас обманули». Она же рассказывала, что какое-то время портреты четы Буман висели в Молочном институте, а потом их сняли и повесили портрет Верещагина.
Буманы поселились в имении Белозерово, но на новом месте старые Буманы прожили недолго. Федору Буману корова наступила на ногу, началась, вероятно, гангрена, ему отняли ступню, и какое-то время он ездил по дому в инвалидной коляске. Еще одна операция, но и она не помогла, и в ноябре 1914 года Федор Асмусович Буман скончался.
Ненадолго его пережила вдова – в июне 1916 года она скончалась – не выдержало сердце. Их похоронили на приходском кладбище Воскресенской Ракулевской церкви.
Кладбище ныне запахано, нет и следов от памятников. (Есть сведения, что похоронены они были в фамильной усыпальнице под куполом сохранившейся церкви)
После революции Буманов из Белозерова выкинули, а на территории усадьбы организовали советское хозяйство.
Владимир Христофорович - тракторист, репрессирован, погиб в лагере.
Николай Христофорович - танкист, погиб в первые дни Великой Отечественной.
Сергей Христофорович – десантник, погиб в 1942.
Федор Христофорович – минометчик, погиб в 1942.
Петр Христофорович – рабочий, умер в 1989.
Екатерина Христофоровна Николаева – умерла в 1991 в Калининграде.
Александра Христофоровна Козлова – умерла в 1999 в Москве.
Анна Христофоровна Буман - умерла в 1978 в Вологде.
Лидия Христофоровна Буман - хирург фронтового лазарета Великой Отечественной, умерла в 1978 в Коломне.
Мария Христофоровна Буман – заслуженный врач республики, умерла в 2002 в Петербурге.
Русская судьба нерусской фамилии…
Ясно ведь, что особенно старательно замалчивать роль Буманов стали после того, как Россия стала родиной радио и авиации, а заодно и слонов… Приходится лишь удивляться, что заодно не вычеркнули из истории другого чистокровного датчанина - Владимира Даля, вместе с его словарем…
Но – в Молочном есть улица Отто Шмидта, имеющего к молочному хозяйству очень далекое отношение, как потребитель сгущенного молока.
Где же улица Буман? Разве она не должна быть на родине вологодского маслоделия, в Марфино?
И вечный вопрос – где в Вологде музей «вологодского масла»?
На снимке - маслобойка Буман. из Музея вологодского масла при Вологодской Молочно-Хозяйственной Академии, созданный, в основном, самоотверженным трудом Маргариты Александровны Рукавишниковой.