У нас в семье не принято часто вспоминать прадеда Пашу. Все воспоминания родных о нём ограничиваются рассказами про то, как он беспробудно пил, как в припадках белой горячки хватался за ружьё и гонялся за прабабушкой по деревне, а все соседи разбегались по домам и прятались. Его сын, мой дед, в старости тоже здорово пристрастился к выпивке. А его внук, мой дядя, недавно сгорел вместе с домом в деревне, где пил много лет подряд. Во всех этих невесёлых историях женская часть нашего семейства всегда прямо или косвенно винила прадеда Пашу.
Наверное поэтому для участия в Бессмертном полку у меня сделаны портреты трёх других прадедов. Но мне всё же очень хотелось узнать, где служил этот прадед. И вот, что мне удалось выяснить...
***
До войны Павел Александрович Крайнов жил в деревне Савенское и служил милиционером в соседнем селе Куркино. Это под Вологдой. Когда его призвали на фронт, у него было пятеро детей мал-мала-меньше.
Как сотрудника милиции его распределили в войска НКВД, в телеграфно-строительную роту. Как мне объяснили, эта рота прокладывала правительственную связь сразу вслед за продвигающимися войсками. Он сам на вопрос "что ты делал на войне" отвечал коротко: "Ходил по трупам". И больше ничего не рассказывал. Совсем ничего.
Говорят, он просто на дух не выносил песни о войне. Только заслышав первые звуки таких песен, сразу выключал радио или выходил из дома. Никогда не ходил в деревенский клуб, когда там показывали фильмы о войне. Только отмахивался. И сразу после войны запил по-черному.
Из милиции его за такое поведение, конечно же, быстро выгнали. Прожил он достаточно долго, до старости. Все его пятеро детей (были еще двое, но умерли от болезней в раннем возрасте) получили высшее образование, разъехались по разным городам и создали свои семьи. Но истории с алкоголем всплывали то у тех, то у других. И каждый раз кивали: "Это всё дед Паша..."