Швейное образование для одаренных детей - 1

25.06.2013 [БлогоVO]

Вместо эпиграфа.

О педагогах дополнительного образования, на которых в Модели планируется возложить работу с одаренными детьми на местах: «например, заслуженная швея района. Ей понадобятся консультации педагогов, имеющих опыт работы с одаренными детьми.»- Анна Микурова, начальник отдела Департамента образования Вологодской области, Эхо Вологды, эфир от 20.06.2013, презентация Модели.

На фоне обязательного ежегодного скандала вокруг Департамента образования и Вологодского многопрофильного лицея для одаренных детей вологжанам предложена «Модель по выявлению и работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Вологодской области».

Начну с конца: заявленное в Модели приложение 4 о предложениях изменений в законодательство не обнаружено, ответа на мой запрос на сайте Департамента образования не последовало.

А изменения в областное законодательство нужны, как воздух. Федеральный бюджет новым законом об образовании просто взял и снял с себя все обязательства по дополнительному финансированию школ для детей с особыми образовательными потребностями: под угрозой и школы для интеллектуально одаренных детей, и коррекционные школы, и школы для слабовидящих, и для музыкально одаренных...

На федеральном уровне действуют программы. Этот диковинный способ управления страной ощутили на себе уже, наверное, все категории граждан. Например, в этом году не повезло инвалидам: программа «Доступная среда» вдруг урезана в расходах в 10 раз, при одновременном географическом расширении с прошлогодних 11 регионов до всей страны. Нельзя уповать на программы, требуется постоянное достойное финансирование, иначе нечего и копья ломать вокруг моделей.

Читаем Модель. В разделе «Цели» с удивлением видим «идеи, положенные в основу» — частью банальные, частью спорные, частью рассчитанные на благотворительность, частью откровенно ошибочные. Например, гранты и стипендии одаренным детям названы социальным лифтом, в то время, как социальный лифт, т.е. возможность быстро улучшить материальное и социальное положение — это не средство, а одна из целей работы с одаренными детьми. Собственно цели заявлены в Модели в одном емком предложении:
«Цель государственной политики области в сфере работы с одаренными детьми состоит в дальнейшем совершенствовании системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей на уровне области, обеспечения условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации, привлечения для работы в области целью содействия развитию инновационного потенциала области.»

Продравшись сквозь замысловатый слог, понимаем так, что цель государства — совершенствовать систему с другой, уже настоящей целью: заманить детей потом обратно в область с целью третьего уровня: устроить нам всем тут инновации... Как это сделает Департамент образования, из следующих 43 страниц не следует, да и не может: «привлечение для работы» — зона ответственности совсем других департаментов, на которые надежды нет уже абсолютно никакой.

В основу положены 8 концептуальных идей, а у меня по этому поводу всего одна простая идея: нет смысла читать документ с подобной целью.

Однако, в полном согласии с позицией Аллы Смолиной, одной из двоих читателей 70-страничного трудо ДО, ищу конструктив. Ведь нам (нам обеим) предложено обсудить не «концепцию», не «стратегию», а Модель, т.е. конкретные механизмы!

Нету. Все в кучу. Олимпиады в каждом разделе, они и выявляют, и развивают, они и результат, и критерий, и достижение.
Друзья, олимпиады только выявляют. Подготовка олимпиадников и натаскивание на ЕГЭ — суть одно и то же. С другой стороны, нет механизма выявления интеллектуально одаренных в естественно-научной сфере детей эффективнее олимпиад, как нет конкурса выпускников, объективнее ЕГЭ.

Кстати, Модель заявлена, как инструмент широкого профиля, при этом музыкальная и спортивная одаренность только упомянуты вскользь, художественной нет, а гуманитарная рассматривается, как общеинтеллектуальная, что ошибочно.

И в Модели даже не заявлена проблема выявления специальной одаренности! Напротив, предлагается детей с детского садика включать в общую базу и сопровождать вплоть до ВУЗа... По-моему, это за гранью. «Сынок, тебя за тройку исключили из базы одаренных детей». Между прочим «включили в базу одаренных детей» — нисколько не лучше, ломает психику не по-детски.

На самом деле общеизвестно, что в 4 года тренеры выявляют будущих чемпионов по гимнастике, в 7 лет проявляется безупречный слух, в 10 очевидна художественная одаренность, 6 классе резко выделяются из коллектива дети, которые решают любые задачки, а настоящие стихи будущий Пушкин напишет только в 14... И в этот момент такому ребенку нужен не грант, олимпиада и консультация его родителей по поводу его одаренности©, а мудрый наставник, коллектив единомышленников, быстрый компьютер, современная лаборатория или фортепиано или спортзал и много-много работы.

Так почему бы не рассматривать одаренных детей как детей с особыми образовательными потребностями — и удовлетворять эти потребности: ускоренными и углубленными программами гуманитарных гимназий, лучшими преподавателями и оборудованными лабораториями лицеев, музыкальными и спортивными школами прямо в системе общего образования? И почему бы не выявлять одаренность именно в том возрасте, какой рекомендуют детские психологи, чтобы меньше было ошибок, чтобы лишний раз не отчислять и не вычеркивать из «базы одаренных детей»?

У меня есть знакомый, в свое время отчисленный из ВГЕМЛ, так вот, каждый раз читая его человеконенавистнические опусы в интернете, я радуюсь, что тогдашний директор ответственно относился и к приему, и к отчислениям. Не могу себе представить 50 таких отчислений ежегодно, это очень страшно, у детей, видимо, психику ломает на раз.

Резко возражаю против смешивания в одной Модели и детей с задатками, и одаренных, и талантливых. Совершенно разные механизмы поддержки. Нет прямой преемственности, только шансы. Эйнштейна в начальной школе считали слабоумным.

У нас детей с задатками ответственные родители учат с 5 лет чуть ли не с репетиторами, заглушая внутреннюю мотивацию. Родители с гордостью рассказывают, как просиживают с детьми все вечера за уроками, чего не должно быть при истинной одаренности (Я не отрицаю в данном случае одаренность, я только подозреваю, что движение было встречным, и что методики школ для одаренных детей могли незаметно претерпеть изменения от проблемного обучения в сторону зубрежки. Иначе просто быть не могло, ведь ежегодно набирают 40 детей в одной только Вологде в один только ВМЛ, одаренные или с задатками, или без, а учить надо всех и отчислять массово нельзя). Интеллектуальная одаренность упрощенно — это высокий IQ плюс ВНУТРЕННЯЯ мотивация ребенка, а не родителей.

Талант же характеризуют конкретные достижения, такие, как, например, доказательство теоремы Ферма, так что говорить о школьниках, талантливых в естественно-научной сфере просто нельзя.

Перехожу к конкретике. Не могу брать на себя ответственность строить модель работы со всеми одаренными детьми, могу предметно говорить о детях, одаренных в естественно-научной сфере. Впрочем, программу действий именно в узкой сфере и следует называть «моделью».

А конкретно у меня сразу вот какое соображение. Чиновники вплоть до губернатора стремятся устроить своего ребенка в комфортную безопасную начальную школу, и это на уровне инстинктов, непреодолимо, так что у меня неожиданное предложение: а пусть! В каждом приличном по размерам муниципальном образовании должна быть продвинутая начальная школа, набор в которую будет аналогичен ВУЗовскому: по конкурсу плюс за деньги (с более низким проходным баллом). Все честно, открыто, деньги — в бюджет школы, дети с задатками одаренности получат достойное образование и не будут два дня изучать вычитание двух (из реального поурочного плана 1-го класса обычной, не коррекционной школы), а дети особо заботливых родителей получат так желаемое их родителями безопасное окружение и пусть те нанимают хоть по десять репетиторов.

К пятому классу эти родители примут ответственное решение вплоть до отправки детей на учебу за границу и не будут занимать чужие места в учебных заведениях для одаренных детей — все это без позорного отступления или отчисления. Да, я за право граждан учить собственных детей где угодно, подтвержденное в новом законе об образовании. Если патриотизм не заложен семейным воспитанием, о чем в случае с жуликами и ворами, например, говорить не приходится, нет никакой практической пользы для страны в том, чтобы удерживать детей. На общепринятый аргумент о том, что чиновникам невыгодно улучшать образование, раз они не учат детей в муниципальных школах, есть очень простое возражение: эти никогда не будут учить своих детей в обычных муниципальных школах, скорее купят место в «базе одаренных детей». Многие из вас тоже бы так сделали. Разница в моральной оценке такого преступления в том, что у вас нет возможности принципиально улучшить образование в муниципальных школах, а у них есть.

Экономическое обоснование необходимости работы с одаренными детьми есть, оно очень простое и подсказано инстинктом самосохранения. Мы живем в постиндустриальном мире, в котором без интеллекта и креатива страна просто не выживет. Как говорила Королева из «Алисы в стране чудес», нужно бежать, что есть сил, только чтобы оставаться на месте.

Но цель работы с одаренными детьми заключается не в экономике, а в тех, для кого, собственно и построены политика с экономикой — в самих детях. Кто не согласен, читайте Конституцию, статья 7:
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»

Какая цель нужна еще? Вот она, в основном законе страны — главное, для чего мы вообще строили государство.
Человек, гражданин страны с такой прекрасной Конституцией, непременно захочет двигать вперед ее экономику или культуру, так что не надо его «держать и не пущать», а надо с улыбкой и щедро вкладываться вдолгую в человеческий капитал.

Продолжение следует, конструктивное.

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика