По Вологодской области. Село Горицы. Горицкий монастырь - место погубленных девичьих судеб

28.02.2018 [БлогоVO]

Село Горицы расположено на реке Шексне, в очень живописных местах, в 7 километрах от города Кириллова. Здесь очень тихо и красиво. Местность вокруг входит в состав национального парка Русский Север, и в Горицах принадлежность к этой географической, культурной и природной области особенно ощущается. Мороз, холодный воздух, глубокий снег, свистящий ветер, а когда он стихает - тишина посреди бескрайних заснеженных пространств. Ни звука. Безмолвие... И именно здесь расположен Горицкий монастырь - место горя и печали многих  женщин царского рода, чье существование тесно связано с нашей историей, и отражает ее, словно зеркало. Сюда и направились мы после посещения города Кириллова, во время недавнего путешествия по Вологодской области

В моей статье будет много описаний мрачных событий из нашей истории. 




Одни из ворот монастыря. Все монастыри в прежние времена окружались стенами и башнями, напоминая небольшие крепости. Они охраняли границы монастыря от попыток их пересечения как снаружи, так и изнутри, где томились сосланные сюда люди. 



Входим в монастырь. Перед нами два собора. Слева - Воскресенский, самый древний, построен в 1544 году. Справа - Троицкий, 1850-х годов. Дата постройки первого каменного храма - 1544 год - считается основанием монастыря. Строительство велось на средство княгини Евфросиньи Старицкой, вдовы Андрея Старицкого, дяди Ивана Грозного. Князь был схвачен по приказу его матери, Елены Глинской, и умер в тюрьме. Вдова основала монастырь и удалилась жить туда. 



Возле входа на территорию монастыря - встроенный в ограду Покровский храм, построенный в 1832 году. 



В этот день нам надо было объехать половину Вологодской области, поэтому мы лишь осматривали все понемногу снаружи, приобщаясь к истории. А история здесь полна трагедий, крови и страданий, начавшихся при одном кровавом правителе, и закончившихся при другом. От людоеда до людоеда - в такие тиски и зажата была история России. 



Судьба родственников Ивана Грозного была такой же ужасной, как и других знатных людей того времени. Сын его дяди, Владимир Старицкий, был им убит - Иван Грозный приехал к нему с вооруженными людьми, и заставил принять яд, после чего смотрел, как тот умирает. Убиты были все его родственники, потом люди Грозного приехали в монастырь за Евфросиньей. Ее и монахинь утопили в реке. В этом чудовищном и бессмысленном убийстве проявляется сходство одно выродка во главе страны с другим. Спустя пять веков то же самое произойдет уже при Сталине - монахинь монастыря в 1930-е годы арестуют и расстреляют, вместе с 70-летней игуменьей Зосимой. Надо отметить, что и Сталин, и Иван Грозный - оба любили расправляться с женщинами. Уничтожая очередного политического противника, настоящего или выдуманного, Сталин расстреливал его бывших жен, нынешнюю, жен братьев, жен детей - как было с Каменевым, и многими другими. Монастырь этот будет нам вечно напоминать о жестоких и бессмысленных, позорных и мрачных временах нашей страны, которые никогда не должны больше повториться. 



Красивое здание Троицкого собора. 

После Великой Отечественной войны в монастырь снова стали ссылать, как и в другой, более известный монастырь, на Валааме. Сюда отправлялись инвалиды, чтоб не портить своим видом вид партийному начальству. Отношение к калекам, которые сделали свое, и больше не нужны - очень хорошо показывает моральный облик Советского государства в те годы. В 1999 году монастырь вернули верующим, и он снова стал действовать. Теперь сюда никого не ссылают, едут сюда только добровольно. 



Ворота монастыря со стороны реки Шексны. 

Первой заключенной монастыря - после убийства княгини - была жена Ивана Грозного, Анна Колтовская, которая через 4 месяца после свадьбы надоела царю, который тогда уже окончательно потерял всякие берега, съехав в разврат и вседозволенность. Жену свою - 4-ю по счету - он запер в монастыре за ненадобностью. Тут надо отметить, что все женщины из царских семей, что попадают в описываемую мной историческую эпоху, вели себя крайне достойно , были женщинами благородными и принципиальными, в отличие от мужиков той поры. Постриженная под именем Дарьи, Колтовская ни разу не делала попыток бежать, хотя могла это сделать много раз после смерти мужа, когда ее положение смягчилось. Напротив, во время Смутного времени, когда она жила в женском монастыре города Тихвина, она пряталась от врагов, чтоб не попасть в плен, оставаясь верной России. По одной из версий, она жила какое-то время в не сохранившемся монастыре на Царь-Горе возле поселка Шапки в Тосненском районе. 



По тропинке выходим к реке Шексне, чтоб посмотреть на монастырь со льда, охватив взглядом все его архитектурные красоты.



За пределами монастыря, на высоком берегу реки, красиво выделяется посреди окружающих просторов Введенская церковь. Она построена в 1812 году для мужчин, так как их присутствие в церквях женского монастыря считалось нежелательным



Стены монастыря не защитили бы его от врагов, но не дали бы убежать затворницам....

Второй известной узницей, по легенде,  была Мария Нагая, седьмая жена Ивана Грозного. Правда, тут нет точных сведений, возможно она была и в другом подобном монастыре Вологодской земли.

После смерти царя ее с сыном Дмитрием отправили в Углич, где она жила в довольно хороших условиях. Мальчик унаследовал от престарелого отца его припадки бешенства и жестокости, болел эпилепсией. В одном из припадков он заколол себя ножом. Тут же родилась версия, что он был убит по приказу Бориса Годунова, хотя к этому могли быть точно так же причастны Шуйские или Романовы. Но доказательств тому нет, а эпилепсией ребенок правда болел. Другой вопрос, почему не уследили за ним, позволив себя убить, если знали о его регулярных припадках. Скорее всего, просто не было никакого дела до его судьбы никому. Ведь рядом были и царица, и ее братья - но никто ребенка не опекал и не оберегал. Зато когда тот умер, Мария выбежала во двор, стала кричать, что ребенка убили, подняла страшную Смуту, и толпа по ее наущению растерзала несколько человек. За это Мария была выслана из Углича  и пострижена в монахини. Во время появления Лжедмитрия - признала того своим сыном. А после его убийства боярами - тут же отреклась от признания. В общем, не была таким же достойным персонажем, как 4-я жена Грозного Анна (Дарья).



На берегу Шексны, у воды - часовня Иоанна Предтечи, построенная в 1916 году. 



Третьей узницей монастыря была Ксения Годунова, дочь великого царя Бориса Годунова. Великого - потому что тот был полностью противоположен своему ничтожному  и уродливому предшественнику. Много сделал для развития страны, укрепления ее обороноспособности - и это при том, что страна обезлюдела после опричнины, была обескровлена после террора и проигранной войны. Борису удалось вернуть потерянные Иваном Грозным территории, которые тот отдал шведам, проиграв в пух и прах Ливонскую войну. При Борисе Годунове Россия снова стала сильной, появились могучие каменные крепости по ее границам - Смоленская и Кирилло-Белозерская. Во время голода царь раздавал личные средства беднякам, кормил голодающих хлебом. Это был лучший из русских царей, но в учебниках о нем  писали всегда мало. И это понятно - потому что входе предательства и Смутного времени победили Романовы, и им не хотелось вспоминать о тех событиях.

Борис Годунов умер во время появления в России Лжедмитрия, которого ему удалось первоначально разбить, рассеяв тот сброд, который пришел с самозванцем. Но тот собрал войско из разбойников, а также примкнувших к ним поляков, и пошел в Москву снова. В это время у Бориса пошла горлом кровь, и он умер. Наследовал ему сын Федор. Но его предали бояре и полководцы, убив его вместе с матерью, а дочь Ксению дав в виде подарка подошедшему Лжедмитрию. Тот "оценил" подарок, изнасиловал царскую дочь - и отправил ее в монастырь. 

Впоследствии Ксения поменяла немало мест заключения, хотя после убийства Лжедмитрия во время очередного предательства ее режим содержания уже не был так строг. Она могла прийти к полякам, как Нагая, да и вообще к кому угодно, царская дочь была желанным подарком и средством укрепления своего положения. Но она бежала в русские монастыри, не желая сдаваться врагам, показав себя тоже русской патриоткой, как и Анна Колтовская. Заметим, что Иван Грозный таким мужественным патриотом не был - во время Ливонской войны в Архангельске был наготове корабль, чтоб бежать с казной в Англию в случае чего. У Анны и Ксении  мужества была куда больше, им такое даже в голову не приходило, они выбрали Россию, и обе закончили свою жизнь в монастырях. 



Башенка в углу монастыря. Такие могли быть как для размещения часовых, охранявших монастырь, так и для охранников, контролировавших заключенных внутри...В советских лагерях по углам уже стояли высокие деревянные вышки с пулеметами и прожекторами. 



Последней известной узницей была Екатерина Долгорукая, невеста Петра Второго, умершего незадолго до свадьбы. Она бы могла стать императрицей России, но судьба сложилась иначе. Пришедшая к власти Анна Иоанновна заточила ее в монастырь, а через 10 лет она умерла, и на престоле оказалась Елизавета Петровна. При ней Екатерину выпустили, и она даже успела выйти замуж. Больше по монастырям царских родственниц не ссылали. 



Перед нами река Шексна, огромная, широченная...



Остров на Шексне. По этой реке можно попасть в Рыбинское водохранилище, а оттуда в Волгу, и дальше в Каспийское море. А если на север плыть, то оказаться в Белом озере, откуда есть выход в Онежское озеро, а оттуда в Балтику. Великий водный путь, имеющий огромное торговое и транспортное значение!



Отойдя подальше по льду, мы сделали фотографию монастыря. Красивый он, хоть и печальный. 



Возвращаемся со льда на сушу.



Башня и стены... 



На всех фотографиях монастыря этот корпус целый, но в реальности он обрушился, и сейчас его реставрируют. 



Еще одна угловая башенка. 



Красивое место. Ехать от Кириллова всего 10 минут, поэтому, если будете в этих краях - уж не поленитесь заехать. 



Наша история, отраженная в событиях, происходивших вокруг монастыря, мрачная, но жизнь двух его затворниц - Ксении Годуновой и Анны Колтовской (инокини Дарьи) - показатель христианского и геройского поведения, проявленного в трудные и жестокие времена, и этой страницей истории можно и нужно по праву гордиться. 

Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика