С января 2017 года в Тотемском районе работает Фонд развития общественных инициатив «Соль Земли» – некоммерческая организация, цель которой – содействовать развитию разнообразных инициатив, исходящих от жителей района и касающихся культуры, спорта, туризма, благоустройства и других сфер жизни. Через Фонд «Соль Земли» можно принимать участие в грантовых конкурсах и получать средства на развитие общественно значимых проектов. Учредителями Фонда выступили члены Тотемского землячества в Вологде, а председателем попечительского совета является известный российский путешественник Федор Конюхов.
В сотрудничестве с районной администрацией, учреждениями культуры и образования Фонд «Соль Земли» за прошедшие пять лет способствовал воплощению в жизнь множества идей, благодаря которым сохраняются памятники архитектуры, развиваются традиционные промыслы, растет туристическая привлекательность территории, изучается ее история. Так, одними из самых резонансных событий последнего времени стала реализация проектов «Труба зовет!» и «Труба зовет – 2», в ходе которой в деревне Варницы появился новый туристический маршрут, позволяющий познакомиться с солепромышленным наследием тотемского края.
Директор Фонда «Соль Земли» Зинаида Селебинко в интервью журналу «Сфера» рассказывает о том, как родилась идея создания Фонда, с какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале и откуда уверенность, что через несколько лет реализацией собственных проектов займется половина жителей Тотемского района.
Зинаида Селебинко. Фото vk.com/totma35
Зинаида, с момента основания Фонда прошло почти пять лет – расскажите о главном, что удалось сделать за это время.
Фонд был создан при поддержке Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко в ходе работы над проектом Тотемского музейного объединения «Культурный QART-ал»: музей победил в грантовом конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел». В результате в Тотьме появилось новое общественное пространство – парк арт-объектов и кольцевой маршрут, отражающий основные достопримечательности города. Победа в этом конкурсе предполагала не только финансирование этой идеи, но и создание проектной командой районной некоммерческой организации – фонда развития местных инициатив. Фонд Тимченко помог новой НКО «встать на ноги».
Черная лисица, символ Тотьмы – один из арт-объектов «Культурного QART-ала»
На мой взгляд, наиболее важно то, что за прошедшие почти пять лет мы заработали фонду «Соль Земли» доброе имя, добились уважения и доверия со стороны различных сообществ, причем не только в Вологодской области. Начинали мы с проектов локального уровня, с небольшой целевой аудиторией и суммой финансирования до 100 тысяч рублей – это были в основном областные гранты. На следующую ступень мы вышли, когда совместно с Тотемским музейным объединением выиграли первый президентский грант. Это был проект «Центр интерактивной палеонтологии «Сухонские ящеры», сумма финансирования составила 500 тысяч рублей. С этого момента началось наше тесное сотрудничество с Фондом президентских грантов: мы вышли на новый уровень понимания проектной деятельности, расширили свои возможности и целевую аудиторию.
В поселке Юбилейный на грантовые средства приобрели спортивный инвентарь для проведения «Веселых стартов». Фото vk.com/totmasol
Благодаря поддержке Фонда Тимченко наш Фонд «Соль Земли» сам стал грантодателем на своей малой территории: инициативные граждане Тотемского района получили возможность реализовывать небольшие социокультурные проекты, нужные и важные для местных жителей. На условиях софинансирования эти гранты всегда поддерживает районная администрация, а в этом году удалось привлечь и бизнес – деревообрабатывающую компанию «Свеза». Мы провели конкурс, 6 победителей которого получили гранты в пределах 50 тысяч рублей. Это важный опыт, который дает возможность реализовывать свои идеи не зарегистрированным НКО, а небольшим инициативным группам. Например, в поселке Камчуга обустроили музейную комнату «Горница», в поселке Юбилейный приобрели спортивный инвентарь для проведения «Веселых стартов», а в Великодворском сельском поселении пошили сценические костюмы для участниц вокальных коллективов.
Конечно, росту репутации Фонда способствовал успех нескольких масштабных проектов, реализованных в последние два года совместно с Тотемским музейным объединением. Благодаря проектам «Калейдоскоп ремесел» и «Соль – в традициях!» нам удалось объединить сообщество ремесленников района и создать Дом традиций и ремесел «Морошка», а проекты «Труба зовет!» и «Труба зовет – 2: новая жизнь Старого Усолья», развивающие тему истории тотемского солеварения, явились драйвером развития туристической отрасли.
Какой видели главную цель Фонда в момент его основания? Какие задачи предполагалось решать с его помощью? Внесло ли время какие-то коррективы в эти планы?
Изначально НКО была необходима, чтобы расширить возможности привлечения грантовых средств: на тот момент участвовать в грантовых конкурсах могли только некоммерческие и неправительственные организации. Предполагалось, что деятельность Фонда будет охватывать все сферы общественной жизни – еще в 2015 году мы говорили об этом с главой Тотемского района. Планировали, что финансировать проекты Фонда будет районная администрация. Но вскоре Тотемское музейное объединение выиграло грант от Фонда Тимченко, предполагавший создание социального партнера в виде НКО, и финансовой основой Фонда «Соль Земли» стали эти грантовые средства, а в фокусе внимания оказалась в первую очередь сфера культуры.
Благодаря проектам «Труба зовет!» и «Труба зовет – 2» в деревне Варницы появился новый туристический маршрут, посвященный солепромышленному наследию тотемского края. Фото cultinfo.ru
На первоначальном этапе было довольно сложно. В 2017 году все еще плохо понимали, что такое «третий сектор» и как он может влиять на сознание жителей и на экономику территории. Из общественных организаций в тот момент у нас работали только местные отделения всероссийских обществ – Общества ветеранов и Общества инвалидов. Было очень трудно активизировать людей, призвать их объединяться и реализовывать проекты, полезные для местного сообщества, на которые Фонд будет привлекать финансирование.
Убедить в том, что всё это действительно возможно, нам удалось на собственном примере: ничто так не убеждает, как реальные дела. Сейчас действует большое количество грантовых конкурсов и субсидий практически по любым направлениям, так что финансы найти можно – было бы желание. Активность жителей возросла: они поверили нам, приходят со своими идеями, и мы совместно решаем, где найти финансирование, кто может стать социальным партнером проекта.
Сначала у нас не было четкого представления, какими конкретно проектами будет заниматься Фонд, но сейчас выделилось несколько ключевых направлений. Первое – сохранение и развитие народно-художественных промыслов и креативных индустрий, второе – изучение солепромышленного наследия края и формирование на этой основе нового туристического продукта, третье – экология (например, раздельный сбор мусора и экологическое просвещение), четвертое – всё, что связано с образованием и развитием некоммерческого сектора. Важным направлением всегда остается саморазвитие: мы стремимся развивать новые современные компетенции, чтобы всегда оставаться в тренде.
Открытие Дома традиций и ремесел «Морошка». Фото vk.com/totma35
У нас принято считать, что люди в основной своей массе пассивны, могут быть много чем недовольны, но уверены, что от них мало что зависит, и больше склонны ждать помощи со стороны. Опыт фонда подтверждает или опровергает этот стереотип? Как удается подвигнуть людей на активную деятельность?
Да, в большинстве своем люди, конечно, пассивны. Наверное, это связано и с нашим историческим прошлым, когда власть стремилась решать всё за людей, и со стереотипным мышлением, и с упадническими настроениями («мы ни на что не влияем»). Одной из первоочередных задач Фонда «Соль Земли» была как раз активизация гражданского общества и осознание того, что человек должен сам менять свою жизнь и жизнь вокруг себя, не дожидаясь, когда кто-то придет и сделает это за него. С тех пор задачи не изменились, хотя стало чуть проще. Сознание людей меняется под воздействием реальных дел, но задача дальнейшего развития человеческого потенциала остается приоритетной.
Стратегическая сессия сельских населённых пунктов муниципалитета в Центре развития культуры в Тотьме. Фото vk.com/totmasol
Изменения заметны. Постепенно люди сами становятся субъектами, а не объектами, на которые направлено внимание. Конечно, хотелось бы, чтобы активных, инициативных, а самое главное, ответственных людей было гораздо больше. Но мы потихонечку меняем ситуацию, с каждым годом прирастаем такими людьми, и это не может не радовать. Видя реальные изменения, жители понимают, что в ожидании перемен со стороны – больших федеральных денег или приезда губернатора – надо начинать с себя, со своего двора, своего квартала, формировать сообщество единомышленников. Тогда мы сможем менять пусть небольшие, но значимые территории, чтобы улучшать качество жизни и пространство вокруг нас.
Чтобы подвигнуть людей на активную деятельность, надо помочь им поверить в себя, в то, что они смогут что-то изменить. А еще лучше – объединить единомышленников: в команде всегда работать проще. Думаю, что через несколько лет мы вовлечем в активную деятельность как минимум половину населения Тотемского района.
Как Фонд взаимодействует с муниципальными властями и другими структурами?
Нам невероятно повезло, что это взаимодействие у нас носит дружественный характер: живя в маленьком городе, мы все друг друга знаем и стараемся находить дружеский контакт. Во многом именно поэтому нам удается реализовывать даже крупные проекты, объединяя человеческие и организационные ресурсы. В тесном сотрудничестве с Тотемским музейным объединением, Центром развития культуры «Тотьма», с Центром дополнительного образования и другими учреждениями мы видим главные стратегические направления и можем сообща идти к определенному результату.
Взаимодействие с властью – это отдельная тема. Если у руля стоит активный, инициативный, думающий и стратегически мыслящий руководитель, то он будет понимать, что некоммерческий сектор и активное гражданское общество – это его сподвижники, которые помогут сделать территорию более успешной, в том числе экономически.
Назовите принципиально важные моменты, которые надо учесть, разрабатывая проект и составляя заявку на грант.
Уличный джем в «Культурном QART-але». Фото vk.com/totma35
Каждый, кто хочет реализовать социальный проект, должен понимать, на что конкретно он направлен. Нужно ответить себе на вопрос, изменится ли качественно жизнь целевой аудитории после реализации проекта? Это один из главных критериев, по которым эксперты грантовых конкурсов выбирают проекты-победители. Поэтому начинать работать с целевой аудиторией нужно еще до того, как писать проект.
В каждом проекте есть несколько составляющих, о которых надо знать. Первое – сама идея и ее описание. Это сложный творческий процесс, но не самый сложный, потому что затем начинается второй этап – непосредственно реализация проекта. Надо следить за сроками, нести ответственность за каждую копейку. Команда должна работать слаженно, каждый должен ответственно относиться к своей роли: если кто-то один отстает и не справляется, это может поставить под угрозу весь проект. И самое главное – это достижение результата, залогом которого является четкое планирование.
Третий этап – отчетность. О ней часто забывают при написании проекта, но это очень важно, потому что от отчетности в том числе зависит, дадут ли тебе следующий грант. Четко должно быть видно, куда были потрачены деньги, все ли условия выполнены, достигнута ли поставленная цель и каким образом.
Благодаря проектам Фонда «Соль Земли» в район за четыре с половиной года привлечены 17 миллионов рублей. В чем секрет успеха вашей работы по «добыванию» грантовых средств?
Дом традиций и ремесел «Морошка». Фото: cultinfo.ru
Фонду и его единомышленникам удалось привлечь эти средства на самые разные проекты, в том числе инфраструктурные: приговоренное к сносу деревянное историческое здание удалось превратить в дом традиций и ремесел «Морошка», заново созданы постройки сользавода, утраченного еще в конце XIX века. В чем причина успеха? Наверное, первое и самое основное – в сложившейся команде. Ее участники видят общую цель и вместе идут к ней, при этом каждый выполняет в команде определенную роль. Все члены команды – профессионалы в своем деле, готовые ради воплощения общего замысла многое делать безвозмездно, на общественных началах.
Второй фактор успеха – это некий стратегический план: сначала зарекомендовать себя, реализовав небольшие, но значимые проекты, завоевать доверие местного сообщества и власти. Потом переходить на новый уровень, к более крупным проектам. Третий необходимый момент – постоянное обучение и развитие как самой НКО, так и всех членов ее команды. И четвертое, самое главное – социальное партнерство, привлечение к активной деятельности инициативных граждан, без этого не было бы реализовано ни одного проекта.