Для чего нужно регистрировать товарный знак

2017-10-05

Каждый предприниматель, чей бизнес вырастает до размеров выше средних, задумывается над тем, чтобы зарегистрировать товарный знак. При этом подавляющее большинство бизнесменов имеют крайне смутное понятие о товарном знаке, как правовой категории, процедуре его регистрации, а также причинах, для которых нужно его регистрировать.

Давайте попробуем прояснить проблему товарных знаков (знаков обслуживания).

Из части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной правам на интеллектуальную собственность следует, что товарный знак - это средство индивидуализации товаров (работ и услуг). Его основное назначение - позволить покупателям продукции (заказчикам работ и услуг) отличать предложения одних предпринимателей от предложений других. Более того, товарный знак является элементом бренда, поэтому он не только призван различать товары, но и формировать в сознании покупателя определенные эмоции, связанные с брендом.

Зачем регистрировать товарный знак?

В соответствии с законодательством только зарегистрированный товарный знак обладает охраноспособностью и ему предоставляется правовая защита.

Если товар, наименование которого Вы не зарегистрировали, пользуется спросом у покупателей, то третьи лица (конкуренты, "охотники за товарными знаками") могут на этом неплохо заработать.

Во-первых они могут начать производить и реализовывать аналогичный товар под идентичным наименованием (брендом). При этом, как правило, используется более дешевое сырье и некачественные технологии. В результате клиенты, который могли купить у Вас, покупают у конкурента. Но что еще хуже - приобретенная у конкурента продукция из-за низкого качества разочаровывает покупателя. Поэтому в дальнейшем он вообще отказывается от покупки товаров данного бренда. Вы же со своей стороны не можете ни запретить продавать контрафактный товар, ни взыскать компенсацию за репутационный вред.

Во-вторых, они могут зарегистрировать товарный знак за собой. А это еще хуже первого случая! Ведь регистрация товарного знака позволяет третьим лицам абсолютно безнаказанно продавать товар. Более того, Ваши конкуренты на законных основаниях могут запретить Вам реализовывать продукцию под данным брендом. А если правообладателем стал "охотник за товарными знаками", то он, не имея цели продавать тот или иной товар, предложит либо заключить с ним по баснословной цене лицензионный договор на использование товарного знака, либо же приобрести у него по не менее высокой цене сам товарный знак. В случае Вашего отказа третье лицо через суд запретит Вам продавать товары под данным брендом и взыщет компенсацию в размере до пяти миллионов рублей или же в размере двукратной стоимости уже реализованного Вами товара.

Чтобы не стать заложником собственного успеха, когда Ваши товары (работу и услуги) привлекают внимание не только покупателей, но и конкурентов, рекомендуем зарегистрировать товарный знак.