Кровные инвестиции



Социальная сеть доноров крови DonorSearch ставит перед собой задачу решить проблему хронического дефицита банка крови.

Когда родился мой старший брат, ему понадобился донор. Врачи и родители опасались, что сепсис новорожденных может привести к крайне тяжёлым последствиям. Отец несколько дней искал среди знакомых и родственников того, кто готов пожертвовать кровь довольно редкого типа  — первой группы с отрицательным резус-фактором. В итоге подходящая кровь нашлась в соседнем городе — ею согласилась поделиться коллега отца.

Если представить, что эта ситуация произошла не в далеком 1987-ом, а сейчас, в 2015-ом, проблему можно было бы решить буквально одним кликом: уже почти пять лет в России работает проект DonorSearch, социальная сеть доноров крови. Немногочисленная группа «ВКонтакте» за это время выросла в полноценную интернет-платформу, где зарегистрировано 30 тысяч участников – реальных и потенциальных доноров.

«Утро среды начинается не с кофе», «Тромбоцит, выходи!», смайлики с красным сердцем. Смотрю фотографии, опубликованные в Instagram под хештегом #selfiefordonorsearch. Доноры в футболках с надписью «Good people give blood» делают радостные селфи на станциях переливания крови, соревнуясь друг с другом количеством кроводач. В комментариях обсуждают, кому сколько раз ещё нужно сдать кровь, чтобы стать почётным донором России – для этого требуется не менее 40 донаций. Ещё на сайте есть система уровней — рейтинг доноров. В общем, всё это похоже на какую-то игру, и не случайно. Геймификация должна стимулировать молодёжь сдавать кровь регулярно, решили в DonorSearch  и не ошиблись.

Фото: Скриншот Pinsta.me
#SelfieForDonorSearch

«Я сама искала донора в 2012 году, — рассказывает главный координатор продвижения проекта в соцсетях Анастасия Сутягина. — Родственники попросили меня найти его для одной знакомой. На тот момент я занималась общественной деятельностью в Краснодаре. Сделала “ВКонтакте” пост о том, что нужен донор. Через какое-то время пришёл комментарий от Руслана Шекурова (основателя и главного идеолога проекта — прим. “ТД”). Он написал, что можно найти донора в сети DonorSearch. Когда узнала о проекте, мне так он понравился, что я решила предложить свою помощь».

Несмотря на то, что проект полностью реализуется в Интернете, Настя иногда занимается ликбезом «на местах». Так, пару недель назад краснодарское управление по делам молодёжи пригласило её в детский лагерь, где Анастасия рассказала детям 14-17 лет о добровольном донорстве крови.  Она считает, что донорство можно расценивать как гражданскую позицию: если ты не помогаешь своему ближнему, кто же ещё ему поможет?

«Очень важно, чтобы донор, который хоть раз сдал кровь, ходил сдавать её регулярно, — рассказывает Анастасия. — Через полгода после кроводачи обязательно нужно прийти повторно на станцию переливания и сдать анализы, чтобы кровь вышла из карантина. Если в течение трёх лет этого сделано не будет, кровь просто утилизируют. Мы стараемся объяснять это всем донорам, ведь каждую единицу крови нужно задействовать, она не должна храниться впустую.»

Кровь всегда делят на компоненты: плазму, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Обычно реципиенту переливают те компоненты крови, которые ему требуются в настоящий момент. Случаи, когда нужна цельная кровь, довольно редки. Поэтому координаторы и волонтёры DonorSearch говорят донорам — реальным и потенциальным — что одной кроводачей можно спасти сразу три жизни. По словам Руслана Шекурова, эта формулировка общепринята во всем мире. Неплохой способ мотивации, правда?

Судя по открытым заявкам на сайте DonorSearch, остро нуждаются в переливании крови ежедневно от 10 до 50 человек. Мальчик разбился на мотоцикле и лежит в коме. В таком же крайне тяжёлом состоянии — пожилая женщина с лимфомой, которой перед очередным курсом химиотерапии требуется поднять уровень тромбоцитов. Мужчина, который не доехал до стройки Керченского моста — заболело сердце, выявили расслоение аорты. Девушка, которой предстоит сделать протезирование тазобедренного сустава. Всем им нужна донорская кровь. И не всегда на помощь могут прийти родственники, ведь беда может случиться в другом городе.

«У молодого человека сестра заболела раком. Она приехала на лечение в Москву, где не было ни знакомых, ни друзей, — рассказывает Анастасия. — Ей срочно понадобились доноры, причем не один, а около десяти. Они начали искать их по социальным сетям, в итоге нашли наш сайт, а через него — несколько доноров.»

Таких историй — тысячи.

В России действует анонимный принцип донорства: в большинстве случае донор и реципиент не знают друг друга. Только при адресном поиске донор может узнать какую-то информацию о человеке, которому понадобилась кровь. Почётный донор России, консультант DonorSearch по вопросам донорства и законам в сфере донорства, Антон Болгов объясняет, почему в России необходимо развивать именно этот принцип донорства:

«При адресном обращении человек чувствует отдачу. Он видит, что его кровь нужна конкретному человеку или людям. Понимая это, он со временем начинает сдавать кровь постоянно и не ждет адресных обращений.»

Основатель проекта Руслан Шекуров соглашается: адресные просьбы в большей степени хороши для привлечения первичных доноров и тех, кто сдает кровь довольно редко. Но желание помочь конкретному человеку — это всего лишь первый шаг. Задачу DonorSearch Шекуров видит в том, чтобы сделать донорство нормой жизни, чтобы люди сдавали кровь просто потому, что их здоровье это позволяет. Сделать это не так-то просто.

«Несмотря на все существующие “плюшки” для доноров, люди боятся и жалеют себя, — говорит Антон Болгов. — Часто возникают трудности с работодателями. Если работаешь на частное ООО или ИП, они, как правило, весьма безразлично относятся к донорству, несмотря на требования Трудового кодекса. Донорам приходится бороться за свои права. Когда стоит вопрос: скандалить с начальником, чтобы пойти сдать кровь, или лишиться работы, сами понимаете, выбор будет не в пользу донорства. Начальство ратует за работу, и какие-то виртуальные больные их особо не волнуют. Их в большей степени волнует простой на работе. Пока мы не решим эту проблему, будет наблюдаться нехватка доноров.»

Увеличить поток доноров можно, делая акцент и на материальных бонусах, считает эксперт.

«Вот говорят, что кровь — это то, чем может поделиться только человек. Это хорошая мотивация, но почему бы к ней не приписать мелким шрифтом еще и тот факт, что этот человек может получить два оплачиваемых выходных? А также сказать, что сдача плазмы увеличивает отпуск до 40 дней в году. Люди этого не знают, никто им этого не рассказывает. Представьте, сколько людей пойдут сдавать кровь, если эта информация дойдет до них.»

А если добавить еще и «плюшки» в виде социальной значимости?

В нашей стране сейчас стоит острая задача — привлечь достаточное количество регулярных доноров. Пусть они будут приходить сдавать кровь не раз в два месяца, а раз в полгода. Но каждые полгода. Тогда объёмы заготавливаемой крови сравняются с объёмами потребляемой. А это значит, что чья-то жизнь будет спасена. Пока же нередки ситуации, когда заявки на поиск доноров в Donorsearch так и остаются пустыми. Обычно это происходит, если донора ищут в Москве или Питере — крупных городах, где много больниц. Но ведь там и много жителей, то есть тех, кто мог бы сдать кровь, если бы им об этом чаще напоминали.

Именно такую задачу и ставит перед собой Donorsearch, планируя расширение своей аудитории. На данный момент проекту не хватает около 640 тысяч рублей, чуть больше 110 тысяч уже собрано. Если нам удастся собрать всю сумму — 750 тысяч рублей — два разработчика сайта и один администратор смогут не только поддерживать работоспособность интернет-ресурса в течение года, но и сделают качественный скачок в развитии — привлекут сотни новых пользователей, сделают проект самоокупаемым и по-настоящему масштабным. Это значит, что всё больше людей смогут узнавать о том, как им найти кровь для своих близких. И всё больше людей получат реальную возможность спасти чью-то жизнь. Кто знает, может быть, это будет ваша жизнь или жизнь вашего друга…

Каждый третий житель планеты хотя бы раз в жизни нуждался в переливании крови.

Каждый третий житель планеты хотя бы раз в жизни нуждался в переливании крови. Каждый третий — это значит, что им может оказаться кто-то из вашей семьи, кто-то из ваших друзей, кто-то из ваших коллег. В силах DonorSearch сделать так, чтобы просьбы о помощи не оставались без ответа. Чтобы банк крови в стране пополнялся регулярно. И это тот банк, куда точно надо вложить свои деньги. Хотя бы совсем немного. Высокая доходность гарантирована.

Источник: Такие дела
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика