Статья о том-что-нельзя-называть

[Обзор прессы]

Роспотребнадзор обнародовал рекомендации по освещению случаев суицида российскими СМИ. В частности, ведомство предлагает отказаться от слова «суицид» в заголовках, не ставить репортажи о самоубийствах на первую полосу и «не помещать более одного сообщения о самоубийстве в список новостей». Аналогичные советы выпускаются на Западе благотворительными организациями и фондами по борьбе с самоубийством, однако там подобные директивы рассматриваются как потенциальное ущемление свободы массовой информации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) опубликовала рекомендации по особенностям освещения в СМИ случаев самоубийств. Соответствующая информация была опубликована на сайте надзорного ведомства. Разработкой рекомендаций занималась рабочая группа, в которую вошли журналисты, психологи, представители духовенства, а также специалисты Роскомнадзора и Роспотребнадзора.

Документ начинается с описания так называемого синдрома Вертера (по аналогии с романом Гете «Страдания юного Вертера» (1774 г.), после публикации которого была зафиксирована волна самоубийств).

Изучение этого феномена привело западных специалистов к выводу о том, что специфическое освещение случаев самоубийств усиливает контагиозность суицидальных действий. Среди факторов роста случаев суицида указываются помещение репортажей о самоубийствах на первые полосы изданий, использование крупного шрифта и слова «суицид» в заголовке, дополнение репортажа фотографиями с места трагедии, романтизация суицида и представление его как «неожиданного акта совершенно здорового человека», придание событию сенсационного оттенка.

Чтобы бороться с ростом числа самоубийств, Роспотребнадзор рекомендует не размещать сообщения о суициде на первой полосе, писать краткие сообщения о подобных случаях, без содержания подробностей о личности погибшего и его образе жизни.

Журналистов призывают воздержаться от эмоциональности в сообщениях и ограничивать остроту подачи и объем информации — в частности, не размещать больше одного новостного сообщения о самоубийстве в сутки.

«Избегайте терминов «суицидент», «самоубийца» и «совершивший самоубийство». Вместо указанных терминов рекомендуется применять оборот «умерший вследствие самоубийства», — советует Роспотребнадзор. Кроме того, журналистам рекомендуют «не представлять суицид как разумный способ решения проблем», не публиковать фотографии с места суицида, избегать публикаций способа, места и средства самоубийства.

Искать виновников суицида и сообщать о нем как о необъяснимом поступке журналистам также не советуют.

Зато советуют прописывать, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем и наркотиками. «Избегайте использования слов «суицид» и «самоубийство» в заголовках статей и репортажей. Информация о суицидальном акте может быть упомянута в тексте статьи», — говорится в рекомендации. Кроме того, «не рекомендуется делать суицид основной темой статьи о конкретном человеке» и избегать таких слов, как «эпидемия» в описании распространенности самоубийств.

В ведомстве уверены: следование этим рекомендациям «поможет минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом». «В то же время, благодаря своему влиянию, специалисты СМИ могут играть активную роль в распространении информации о преодолении кризисных ситуаций, доступности психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, способствовать дестигматизации психических расстройств, тем самым предотвращая самоубийства» (имеется в виду так называемый эффект Папагено — по аналогии с героем оперы Моцарта «Волшебная флейта» — когда публикации в СМИ могут поспособствовать снижению числа самоубийств).

В целом данный текст практически под копирку повторяет рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 2008 года.

Это «Газете.Ru» подтвердили в Роскомнадзоре:

«Документ, насколько я знаю, подготовлен на основе рекомендации ВОЗ, — заявил «Газете.Ru» официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Он не является нормативным актом и отражает консолидированное экспертное мнение по проблеме. Поскольку он носит не нормативный, а рекомендательный характер, то его положения могут быть шире. Рекомендации и разрабатываются для того, чтобы разобраться, чего нельзя, а что можно. Или что нежелательно по обоснованным причинам».

В Англии аналогичные документы выпускала благотворительная организация Samaritans, в США — The American Foundation for Suicide Prevention (AFSP). Их рекомендации не являются обязательными к исполнению, зато наглядно иллюстрируют, как корректно и как некорректно подавать ту или иную новость: например, при описании смерти Курта Кобейна AFSP советует не указывать то, каким образом он совершил самоубийство, а писать, что Курт Кобейн скончался в возрасте 27 лет.

В то же время исследователи Национальных институтов здоровья США (National Institutes of Health, NIH) отмечают, что «один потенциальный недостаток таких гайдлайнов заключается в том, что они могут рассматриваться как угроза свободе слова и диктовать, что средства массовой информации могут писать, а что не могут». При этом законодательно запрета на публикацию тех или иных аспектов случаев самоубийства на Западе не существует.

В России, согласно ст. 15.1 федерального закона «Об информации», в медиа запрещено распространять информацию «о способах совершения самоубийства, а также призывах к совершению самоубийства». После резонансной публикации портала «Православие и мир» о самоубийствах среди онкобольных в марте прошлого года фактически под запрет попало и освещение причин самоубийства. Поэтому неудивительно, что в опубликованных сегодня рекомендациях Роспотребнадзора нет ни слова о запрете на публикацию причин суицида.

«По закону о защите детей, применимому к СМИ, запрещено распространять среди детей информацию, «побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда самому себе, самоубийству», — пояснил Вадим Ампелонский. — Это дословные формулировки закона. Про причины никогда не говорилось. Другой вопрос, что в ряде случаев при описании причин самоубийства журналисты представляли само действие как возможный выход из сложной, трагической жизненной ситуации. Это расценивалось экспертами РКН как противоправная информация».

Глава Роскомнадзора Александр Жаров в беседе с «Газетой.Ru» говорил о том, что после введения ограничений для СМИ на освещение тематики суицида количество самоубийств в России снизилось. При этом он подчеркнул, что «писать надо про все, но вопрос, в каком контексте».

«Мне кажется, совсем не обязательно детально описывать способ самоубийства. Потому что сотни людей, если не тысячи, могут быть в аналогичной ситуации. Для некоторых статья станет провокационной», — сказал Жаров.

Он также попросил обратить внимание на то, что Роскомнадзор не вынес ни одного предупреждения СМИ по поводу суицидов. «Если мы видим, что в СМИ появляется статья, которая, по нашему мнению, может спровоцировать на самоубийство, мы звоним и говорим: ребята, давайте уберем. Никого дубиной по голове мы не лупим», — заявил Жаров.

Источник:
gazeta.ru