Железнодорожный районный суд Читы признал шестерых полицейских во главе с начальником Шилкинского отдела полиции виновными в превышении должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК) по делу об убийстве молодого человека в дежурной части. Полицейские получили условные сроки и были освобождены от наказания по амнистии в честь 70-летия Победы. Об этом «Медиазоне» сообщила директор «Забайкальского правозащитного центра» Анастасия Коптеева.
Бывший начальник Шилкинского отдела полиции Александр Румынин получил максимальное наказание: три года лишения свободы условно с запретом работать в госструктурах в течение трех лет. Минимальное наказание получил бывший старший оперуполномоченный отдела угрозыска Николай Аршинский: его осудили на два года лишения свободы условно с запретом занимать должности в госструктурах, сообщил юрист «Забайкальского правозащитного центра» Роман Сукачев, представляющий интересы родных погибшего.
Еще четверо полицейских — помощник оперативного дежурного Александр Высотин, участковый уполномоченный Алексей Черных, оперативный дежурный Андрей Цурик и оперуполномоченный уголовного розыска Эдуард Гурьянов — получили два с половиной года условно с лишением права работать в госструктурах. Ранее гособвинение просило приговорить полицейских к условным срокам до шести лет.
Юрист Сукачев отметил, что суд переквалифицировал полицейским обвинение на менее тяжкое — с превышения должностных полномочий с причинением тяжких последствий на превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан (с части 3 на часть 1 статьи 286 УК).
Днем 23 ноября 2012 года 20-летнего жителя города Шилки Виталия Тортоева доставили в полицию в нетрезвом виде для составления протокола об административном правонарушении. Его поместили в камеру для задержанных, а утром полицейский Высотин нашел его тело со следами удушения. Его начальник Румынин приказал подчиненным к его приезду вывести тело из отдела, объяснив это тем, что такое «происходит не в первый раз и никто об этом не узнал». Полицейские тайно вывезли тело во внутренний двор, погрузили на служебный транспорт и отвезли в морг. Они придумали, что якобы полицейский-водитель Эдуард Гурьянов обнаружил молодого человека повешенным в подъезде своего дома, и участковый Черных составил поддельный протокол осмотра места происшествия.
Сфабрикованные материалы проверки по факту смерти задержанного, подписанные Румыниным, передали в Шилкинский межрайотдел, который не стал возбуждать дело о доведении до самоубийства из-за отсутствия состава преступления. Через восемь месяцев после убийства полицейский Аршинский поссорился с начальством из-за премии и сообщил о совершенном преступлении в ФСБ. Через неделю после начала уголовного преследования полицейских уволили, а Румынина арестовали. Когда приговор вступит в законную силу, правозащитники намерены подать иск к МД в интересах родственников погибшего о компенсации морального вреда.
Юрист Сукачев отметил, что в суде так и не было установлено, кто убил Тортоева. Предположительно, к его убийству мог быть причастен Анатолий Хажиев, который был вместе с ним в камере для административно задержанных, однако допросить и привлечь его к уголовной ответственности нельзя: вскоре после возбуждения дела о смерти Тортоева он напился, упал на бетонный пол, разбил голову и теперь лежит в больнице из-за проблем с психическим здоровьем. «Медиазона» подробно писала о Шилкинском отделе полиции.