Трансформация Амстердама

Одна из наиболее серьёзных проблем для городов сегодня — машиноцентричное развитие. Оно приводит к постоянно загазованному воздуху, локальным загрязнениям и потере общественных пространств, что оказывает отрицательный эффект на экономическое развитие и качество жизни горожан. Амстердам тоже пробовал идти по пути автомобилизации, но вовремя выбрал другой путь.

После вирусного твита Марко тэ Броммелстраат, опубликовавшего старую и новую фотографии торгового района Амстердама — Харлемердайк, у Sustainable Amsterdam родилась идея показать самые яркие изменения, произошедшие с Амстердамом с 1970х годов. Эти снимки показывают, как сделать улицы безопасными, удобными и живыми. Это не идеализированные изображения, а два настоящих примера городской реальности. Какой из них вы выберете для своего города? Амстердам попробовал оба и сделал выбор в пользу более пригодного для жизни города.

Sint-Antoniesbreestraat

 

sint-antoniesbreestraat
Улица Синт-Антониесбрейстраат, ~ 1980s (©Amsterdam Archives) & 2013 (©Thomas Schlijper)

 

Это символичный выбор: оживлённая улица, где приоритет отдан человеку, в 1970х должна была стать четырёхполосным шоссе. Публичные протесты не позволили этим планам воплотиться в реальности и стали началом новой тенденции в строительстве городов, согласно которой люди и велосипеды важнее машин и парковок.

Van Beuningenstraat & Van Boetzelaerstraat

 

van-beuningenstraat-van-boetzelaerstraat
Улицы Ван Бунингенстраат и Ван Буетцеларстраат, 1962 (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)/figcaption>

 

Этот пример иллюстрирует главную идею развития городов в 21 веке: создание счастливого, здорового сообщества. Когда мы строим детские площадки там, где раньше были дороги и парковки, мы создаём места, в которых хочется жить. Города не должны быть загрязненными и опасными, с чем нам слишком долгое время приходилось мириться — они могут быть источником радости, открытий и красоты для людей всех возрастов.

Plantage Middenlaan

 

plantage-middenlaan-comparison
Улица Плантаж-Мидденлаан в 1970х (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

Улица Плантаж-Мидденлаан наиболее наглядно иллюстрирует изменения, произошедшие в Амстердаме за последние годы. То, что есть сейчас — результат поэтапной передачи пространства от машин к людям и велосипедистам. Так, что места для машин здесь не осталось. Замена асфальта травой помогает лучше справляться с ливневыми водами, что, с изменением климата, оказывает всё большую роль.

Haarlemmerplein

 

haarlemmerplein-comparison
Площадь Харлемерплейн, 1970е (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

На Харлемерплейн автомобильное движение было перекрыто, а образовавшееся пространство использовано для расширения существующей площади. По средам здесь открыт рынок. Это одна из многих функций, которой может служить улица: не только для движения автомобилей, но и как место для общения, взаимодействия между людьми.

Museumplein

 

Museumplein-comparison
Музеемпляйн, 1982 (©Frans Busselman) & 2014 (©Thomas Schlijper)

 

Музейная площадь — культурное сердце Амстердама. Перестройка в 1990х превратила её в городскую «гостиную». Теперь здесь проходит множество событий и фестивалей. Люди расслабляются, отдыхают, общаются и загорают. Обстановка подтверждает наблюдение Яна Гейла: «хороший город как хорошая вечеринка — люди остаются дольше, чем нужно, потому что получают удовольствие друг от друга». Под этим зелёным пространством находится парковка на 600 автомобилей, отражая отношение Амстердама к автомобилям: они разрешены, но их место в городе должно быть тщательно продумано.

Maasstraat

 

Maasstraat-comparison
Улица Масстраат, 1977 (©Amsterdam Archives) & 2014 (©Thomas Schlijper)

 

Пример Масстраат показывает, как широкие улицы могут стать безопаснее и сблизить жителей: здесь проложили велополосы и установили успокаивающие движение элементы. Когда появляется воля к изменениям, проектировщики и инженеры могут пересмотреть назначение пространства для машин в пользу пешеходов и велосипедов, улучшая привлекательность города для жизни.

Reguliersbreestraat

 

reguliersbreestraat-comparison
Улица Регулирсбристрат, 1984 (©Frans Busselman) & 2013 (©Thomas Schlijper)

 

Регулирсбристрат долгое время была перегруженной торговой улицей, ведущей к Рембронтпляйн, старинному рынку масла в Амстердаме. Её сегодняшнее устройство — признание факта, что люди без машин делают больше покупок — хотя многие города до сих пор придерживаются ошибочного мнения, что парковки помогают бизнесу. Перестройка иллюстрирует, как могут использоваться перегруженные улицы: сокращение парковочных мест и доступа для машин ведёт к созданию среды, способствующей прогулкам и совершению покупок. Несмотря на то, что перемещение на велосипеде здесь запрещено, требовать от туристов строгого соблюдения этого правила не имеет смысла.

Nieuwe Doelenstraat

 

Nieuwe-Doelenstraat-comparison
Улица Ньюве Доленстраат, 1981 (©Amsterdam Archives) & 2014 (©Thomas Schlijper)

 

Ньюве Доленстраат — место, известное благодаря расположенному здесь Залу заседаний мушкетёров (Kloveniersdoelen), где впервые предстала перед публикой и экспонировалась с 1642 по 1715 картина Рембрандта «Ночной дозор». Сегодня эта узкая улица в центральной части города соединяет ключевые здания, включая самый престижный отель Hotel de l’Europe, кафе the Grand Caf? De Jaren, Театр университета Амстердама и театральный институт. Сравнение фото помогает понять, как запрет на парковку в этом месте позволил преобразовать улицу из автостоянки в городскую гостиную. Её устройство резонирует с концепцией «липких улиц» Брента Тодериана — улиц, где люди хотят задержаться, даже если машины полностью не запрещены.

Nieuwezijds Kolk

 

nieuwezijdskolk-comparison
Улица Ньювезайдс Колк, 1986 (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

Исторически связанная с одним из наиболее старинных и нагруженных каналов Амстердама — Nieuwezijds Voorburgwal — эта площадь играла множество функций в разное время. Она была местом встреч, скотным рынком, зоной погрузки и разгрузки пива. Как и большинство площадей Амстердама, основной функцией Ньювезайдс Колк большую часть периода 1960х-1980х была парковка. К счастью, после крупномасштабной реконструкции и сноса зданий, выполненных в 1990х, площадь была освобождена от машин, вместе с тем неподалеку открыли подземный гараж на 400 машиномест. Теперь здесь огромное число припаркованных велосипедов и скутеров, которые порой препятствуют движению и комфорту людей. Как бы то ни было, даже в холодное январское утро невозможно сомневаться в улучшениях, которые были выполнены на площади!

Gerard Doustraat

 

gerard-doustraat-comparison
Улица Герард Доустраат, 1982 (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

Пересечение улиц Герард Доустраат и Твейде Яков фан Кампенстраат предлагает нам ещё один поражающий пример, насколько разные ощущения вызывает улица, когда на ней установлен приоритет автомобилей над пешеходами/велосипедами и наоборот. Деревья хорошо вписываются в обстановку, делают место более приятным для жителей и гостей. К сожалению, во многих городах от деревьев продолжают избавляться под предлогом, что это улучшит видимость на дорогах, а, следовательно, повысит безопасность водителей. Данный подход также предполагает, что города должны допускать на своей территории скоростное движение. Амстердам уже осознал, что это утверждение противоречит качеству жизни горожан.

Центральный вокзал на De Ruijterkade

 

de-ruijterkade-comparison
Причал Руйтера, 2014 (©Thomas Schlijper) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

Не так давно люди пересекались с потоком автомобилей, чтобы попасть от Центральной станции к реке Эй. После завершения строительства подземного тоннеля для автомобилей эта проблема была устранена. Теперь всё пространство предоставлено пешеходам и велосипедистам, повышая связность городских районов, доступность береговой линии и северной части Амстердама. Некоторые боялись, что пространство, одновременно доступное и велосипедистам и пешеходам станет проблемой. Однако наблюдения показывают, что самоорганизация работает!

Haarlemmerplein

 

haarlemmerplein-comparison-3
Площадь Харлемерплейн, 1970е (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

Хотя выше уже рассказывалось о Харлемерплейн, вернёмся к этой площади вновь. Очень трудно вообразить, как пространство, где ранее доминантой выступал поток автомобилей, можно трансформировать в любимое всеми общественное место. Фактически, все наши примеры об этом — показать трудные (некоторые скажут, невозможные) решения, принятые Амстердамом, чтобы вдохновить другие города на подобные изменения. Если Амстердам смог вернуть свои улицы людям и явился примером самого велосипедного и дружелюбного города в мире, другие города тоже смогут!

Mr. Visserplein

 

meester-visserplein-comparison
Площадь Мейстер-Виссерплейн, 1970е (©Amsterdam Archives) & 2015 (©Thomas Schlijper)

 

Оживленная площадь Мейстер-Виссерплейн — великолепный пережиток эпохи машиноцентризма и транспортного планирования 1960х-1970х. Открытый в 1969 году, этот круговой перекрёсток обслуживал транспортные потоки на двух уровнях (наземный уровень и подземный тоннель). Были также построены подземные пешеходные переходы, но люди не хотели ими пользоваться, поэтому довольно быстро это место стало известно из-за большого количества дорожных происшествий. В последние годы, несмотря на то, что перекрёсток остается одним из самых больших и напряжённых, большая часть пространства для машин была передана велосипедистам и пешеходам. Теперь все транспортные потоки пересекаются на уровне земли, а подземный автотоннель был окончательно закрыт, сегодня на его месте расположен детский развлекательный центр.


Источник: letsbikeit.ru
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика