Арифметика комфорта

От чего зависит качество благоустройства города? Сколько стоят текущее содержание улично-дорожной сети Вологды и капитальный ремонт его транспортных артерий? Продолжится ли в областной столице благоустройство придомовых территорий? 

На эти и другие острые вопросы газете «НВ» ответил Антон Мусихин, четыре месяца назад возглавивший департамент градостроительства и инфраструктуры города.

– Антон Сергеевич, сразу острый вопрос. Во вторник губернатор Вологодской области Олег Кувшинников подверг критике состояние дорог в Вологде. А между тем за последние три года городу было субсидировано свыше одного миллиарда рублей из регионального дорожного фонда. Прокомментируете?

– Да, конечно. В 2013 году Вологда получила от области около 580 млн. рублей, в 2014-м –
больше 225 млн. рублей, и в 2015-м – порядка 260 млн. рублей. Вместе эти средства образуют сумму свыше одного миллиарда рублей. Куда они пошли? В дело.
Практически 75% от всего объема финансирования – это целевые деньги. Они были направлены на строительство транспортной развязки в створе Белозерского шоссе. Это тот самый виадук, который позволил целому микрорайону начать жить нормальной жизнью и дал стимул для развития экономики и инфраструктуры всей Вологды. Надо сказать, что его конечная стоимость превысила миллиард рублей, а цена строительства дороги от путепровода до ул. Залинейной прибавила еще около 300 млн. рублей. Все недостающие средства взял на себя городской бюджет.

В то же время в Вологде шел активный капитальный ремонт улиц: Можайского, Луначарского, Вологодской, Кувшиновской, Кубинской, Фрязиновской, Карла Маркса. Всего с 2013 по 2015 год в городе было отремонтировано 16 улиц, в том числе создана новая дорога в микрорайон Лоста. Большие средства – порядка 500 млн. рублей – ежегодно выделялись на уборку и содержание улично-дорожной сети областной столицы.

– Т.е., кроме одного миллиарда, выделенного из регионального дорожного фонда, город очень многое сделал своими силами?

– Объем софинансирования бюджета Вологды за три последних года составляет порядка двух млрд. рублей. И вообще, что такое миллиард? Чтобы содержать в надлежащем виде улично-дорожную сеть города, ежегодно необходимо направлять на эти цели 3,6 млрд. руб­лей! Эта цифра складывается из соотношения общей площади дорог в Вологде (примерно 2,8 млн. кв. метров) к межремонтным срокам. По нормативу раз в шесть лет необходимо заменять верхний слой асфальтового покрытия, раз в 12 лет – проводить капитальный ремонт дорожного полотна. Первые работы требуют около одного миллиарда рублей, вторые – около двух. Плюс текущее содержание дорог – порядка 700 млн. руб­лей.

– Бюджет города в состоянии взять на себя эти расходы?

– Нет. Бюджетная обеспеченность города по сравнению, например, с 2012 годом упала в разы. Сейчас наша доля от НДФЛ составляет всего 15%, раньше – 40%. А доход от транспортного налога и оплаты административных штрафов мы вовсе потеряли. Он идет в бюджет региона. К тому же нельзя забывать, что бюджетные средства расходуются не только на ремонт дорог, но и на строительство детских садов, переселение вологжан из ветхого и аварийного жилья и выполнение еще целого ряда социальных обязательств. В итоге мы не выдерживаем показателей ни по одному из критериев, например, на содержание улиц города выделяется не 700 млн., а всего 240. Мы все помним лучшие времена: в 2011–2012 году зимой на дорогах не было снега, его сразу же вывозили, потому что на это выделяли средства. Сейчас приходится на всем экономить.

– Несмотря на тяжелые времена город не сбавляет темпов развития. Совсем недавно в СМИ появилась информация о том, что на ремонт дорог в 2016 году в Вологде будет направлен почти миллиард руб­лей.

– Если быть точными, то 915 млн. рублей. Из них порядка 300 млн. рублей – это средства регионального дорожного фонда. Весь объем финансирования уже расписан. Его большая доля пойдет на погашение кредиторской задолженности по капитальным ремонтам прошлых лет, завершение работ в створе Белозерского шоссе и текущее содержание улично-дорожной сети.

Оставшиеся средства решением главы Вологды Евгением Шулеповым будут направлены на ремонт тротуаров и дорог. В планы попали именно те участки, которые, по мнению специалистов и самих жителей, нуждаются в благоустройстве в первую очередь. Эти адреса включены в комплексные планы развития территорий (КПРТ), которые составлялись активистами ТОСов Вологды и обсуждались с городскими властями. Например, на улицах Конева, Герцена, Октябрьской, Мира (от Герцена до Предтеченской), Чернышевского (от Гоголя до Лаврова) будет снят верхний изношенный слой асфальта и уложен новый. Планируется привести в порядок все мосты города.

Надо сказать, что на ремонт тротуаров, пешеходных дорожек и подходов к школам и детским садам в 2016 году будет направлено 107 млн. рублей. Такого раньше не было.

– Интернет и социальные сети периодически взрываются от возмущения по поводу ям на улицах города. Что планируете с ними делать?

– Это как раз к вопросу о том, что городу требуется 3,6 млрд. рублей на обеспечение нормального функционирования дорожной сети. Если финансирования нет в полном объеме, ямы будут появляться.

В настоящее время в городе работает шесть бригад на устранении ям. Две бригады трудятся посменно с применением литого асфальта. Не так давно одним из подрядчиков был приобретен кохер. Эта машина производит регенерацию старого асфальта, срезанного с дорог. И с применением битума яма заделывается горячим асфальтом. Он подается при температуре 180 градусов. Эта технология позволяет работать при 10–15 градусах мороза. В наших планах – увеличить количество таких машин, если они себя хорошо покажут.

Остальные бригады заделывают ямы брусчаткой, как и в прошлом году.

– К брусчатке у автомобилистов много претензий…

– Это единственный доступный сейчас способ решения проблемы, т.к. асфальтовые заводы не работают, а погода не позволяет применять обычные типы горячего асфальта. Мы ни в коем случае не используем брусчатку в летний период, только асфальто-бетонную смесь. Помните, в каком состоянии прошлой весной был участок Пошехонского шоссе от улицы Новгородской до кольца? Там был произведен текущий ремонт путем укладки технологических карт. Они стоят до сих пор, подрядчик несет гарантийные обязательства.

– Гарантийные обязательства – хорошая тема. Подрядчик несет полную ответственность?

– Здесь необходимо разделять. Если мы говорим о капитальном ремонте, то подрядчик несет гарантийные обязательства в течение всего срока, указанного в муниципальном контракте. Как правило, это 5–6 лет. В течение этого времени все выявленные недостатки он должен устранить за свой счет.

Недостатки, к сожалению, выявляются. В январе мы провели очередную проверку по дорогам, которые находятся в гарантийном обслуживании. Начали появляться различные деформации покрытия, и подрядчику направлено уведомление о необходимости устранения этих деформаций. Проблемы есть и на улице Преминина, и на улице Возрождения, и на других.

Второй момент – это гарантийные обязательства подрядчика на проведение ямочного ремонта. Там срок – один год, в течение которого подрядчик за свой счет устраняет повреждения только на участке, где он выполнял работы. Как правило, ямы образуются не на тех участках, которые были отремонтированы.

– Антон Сергеевич, давайте перейдем к дворам нашего города. Пару лет назад в Вологде очень активно ремонтировались придомовые территории, даже целыми микрорайонами. А что сейчас?

– Комплексный подход к ремонту дворов и проездов, о котором вы говорите, требует больших средств. И ранее на эти цели выделялись деньги из областного бюджета и того же регионального фонда. Пару лет назад речь шла о 80–100 млн. рублей. Сейчас выделенных субсидий хватает только на ремонт дорог, о дворах речи не идет.

Тем не менее программа по капитальному ремонту придомовых территорий, разработанная в городе, работает и будет реализовываться в будущем. Например, в 2014–2015 годах мы сконцентрировали свое внимание на тех объектах, которые не удалось привести в порядок во время комплексного подхода. Это случилось по разным причинам, в том числе и из-за несоблюдения сроков предоставления проектно-сметной документации жителями города.

Вы знаете, что дворы, как правило, входят в собственность многоквартирного дома, а значит, ответственность за их содержание, освещение и, кстати, капитальный ремонт по закону несут жильцы. Они могут выбрать управляющую компанию или другую организацию, чтобы разработать проект, провести его государственную экспертизу и подсчет расходов. Весь пакет документов необходимо направить в департамент градостроительства и инфраструктуры Вологды, где он ставится в очередь на капитальный ремонт. Дальше все зависит от возможностей бюджета города.

Эта практика будет продолжена и далее, но с некоторыми изменениями. Новый подход связан с тем, что возможности бюджета напрямую зависят от того, как жители выплачивают налоги на имущество и оплачивают коммунальные услуги. Поэтому сейчас городские власти вместе с общественностью разрабатывают критерии оценки домов с точки зрения их добросовестного выполнения своих налоговых обязательств и оплаты услуг ЖКХ. Дисциплинированные вологжане, представившие проектно-сметную документацию, обеспечат себе место вверху, недисциплинированные – внизу.

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика