Призраки крейсера «Варяг»

[Обзор прессы]

На легендарном корабле, вступившем в 1904 году в заведомо проигрышный бой с японским флотом в корейской бухте Чемульпо, сражался «вологодский десант».

Согласно документам, уроженцев Вологодской губернии, несших службу на «Варяге», было по меньшей мере двое. От первого не осталось даже могилы, а от второго — только имя на памятнике во Владивостоке.

В канун 100-летия Русско-японской войны наш земляк, народный художник России Владимир Корбаков обнаружил третьего «варяжца»-вологжанина и написал его портрет, который теперь хранится в частной коллекции в Москве.

Загвоздка вот в чем: в списке команды «Варяга» на момент битвы при Чемульпо человека с такими именем и фамилией нет.

«Врагу не сдаётся...»

Бронепалубный крейсер I ранга «Варяг» — один из самых известных кораблей российского флота, а его подвиг увековечен в песнях и кино. Судно было построено по спецзаказу в Филадельфии (США) в 1898-1900 годах и вошло в состав российской эскадры Тихого океана.

29 декабря 1903 года «Варяг» по заданию командования прибыл в корейский порт Чемульпо. 5 января 1904 года рядом с ним на рейд встала канонерская лодка «Кореец». Несмотря на стремительно накалявшуюся международную обстановку, наши корабли к началу русско-японской войны так и не были отозваны обратно в Порт-Артур.

26 января 1904 года японская эскадра блокировала Чемульпо и приступила к высадке вооружённого десанта в порту. В ту же ночь японские миноносцы атаковали наш флот на внешнем рейде Порт-Артура. В 9.30 27 января командиру «Варяга» капитану I ранга Всеволоду Рудневу был вручён ультиматум, в котором предписывалось вывести русские корабли в море до полудня, иначе они будут атакованы.

Руднев принял решение с боем прорываться в Порт-Артур и обратился к команде «Варяга» с краткой речью: «Мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови…»

В 11.20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и вышли навстречу кораблям противника, блокировавшим им путь из залива. На сделанное сигналом предложение японцев сдаться Руднев приказал не отвечать, и в 11.45 противник открыл огонь по «Варягу».

Завязался бой при подавляющем численном перевесе врага (у японцев было 6 крейсеров и 8 миноносцев, причем один только находившийся в составе вражеской эскадры броненосный крейсер «Асама» превосходил и «Варяга», и «Корейца» вместе взятых). Все подробности сражения восстановить сейчас уже невозможно. По некоторым данным, «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, потопив миноносец и серьезно повредив два крейсера, но потом был вынужден отступить в бухту. Чтобы не сдавать врагу военные суда, русские, переправив оставшихся в живых членов команды и раненых на сохранявшие нейтралитет иностранные корабли, взорвали «Кореец», а следом за ним с развевающимся флагом ушел под воду затопленный под приказу командира «Варяг»...

Российские моряки в одночасье стали героями. Дав обязательство не принимать участия в боевых действиях, они через нейтральные порты вернулись в Россию, где их в Петербурге встречал лично император. Да и советская власть про «варяжцев» не забыла: в 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам того боя. Орденами и медалями были награждены 154 моряка с «Варяга» и «Корейца».

Тайна одного портрета

В 1996 году вологодским живописцем, бывшим моряком Владимиром Корбаковым было создано большое полотно «Русскому флоту 300 лет», а в преддверии 2004 года он приступил к реализации второй части своего проекта — циклу работ к 100-летию Русско-японской войны, во время которой, кстати, погиб другой талантливый русский художник — наш земляк Василий Верещагин.

Серию «Страницы истории» можно разделить на две части: портреты и пейзажи. В портретную галерею вошло около сорока полотен. Часть фотографий предоставили архивы, но главное — после первых публикаций в СМИ о работе художника над этой серией к нему в мастерскую люди стали сами приносить материалы о своих родственниках — участниках Русско-японской войны. Так появились портреты участника Цусимского сражения Константина Проничева, уроженца деревни Андрюшино Кадниковского уезда, и Дмитрия Киселева, уроженца деревни Крюково Кадуйского уезда...

К сожалению, в октябре 2013 года Владимира Корбакова не стало, и теперь уже не узнать, как у него оказалась фотография, с которой написан датированный 2004 годом, возможно, последний портрет этой серии — Теребкова Александра Кононовича, как гласит подпись — «матроса с «Варяга», родившегося в Вологде». В выпущенном в том же году Вологодской картинной галереей каталоге работ серии «Страницы истории» эта работа не значится, хотя она представлена, например, на портале cultinfo.ru.

Увы, но не смогла ничего прояснить об истории портрета и вдова художника Светлана Михайловна, заведующая «Домом Корбакова». Она полагает, что фотографию принес кто-то из родственников моряка.

В Вологде мы отыскали несколько Теребковых, но те, с кем мы общались, ничего не знают о своих предках... Так что если это читают те, кто принес Владимиру Николаевичу снимок Александра Теребкова, просим выйти на связь, чтобы мы смогли более подробно рассказать о герое. Пока же такой возможности нет: ни на одном из многочисленных интернет-сайтов, посвященных «Варягу», в списках команды такой человек не значится. Вполне возможно, что он служил на крейсере в другое время...

Зато по двум другим уроженцам Вологодчины, фамилии которых есть и в списках, и в архивных документах, вопросов нет: это реальные герои, отдавшие жизни за Россию.

Комендоры «Варяга»

Первым о подвиге «варяжцев» Андрея Трофимова и Дмитрия Шарапова, уроженцев соседних уездов Вологодской губернии, рассказал в 2004 году кандидат исторических наук, известный исследователь того периода Сергей Гладких, родившийся в Кичменгско-Городецком районе, а ныне живущий в городе Котлас Архангельской области. Его исследование под названием «Комендоры «Варяга» в 2013 году вошло в авторский сборник «Забытые герои».

Как выяснил Сергей Гладких, Андрей Николаевич Трофимов родился 19 октября 1879 года в деревне Бор Ношульской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне эта деревня — часть села Ношуль Прилузского района Республики Коми). Был вторым сыном в семье. Принят на воинскую службу в 1901 году. На момент призыва он уже лишился отца, числился малограмотным и холостым.

Дмитрий Артамонович Шарапов родился 17 октября 1879 года в семье отставного солдата в деревне Селиваново Бобровско-Захаровской волости Никольского уезда Вологодской губернии. Эта деревня существует по сию пору, только теперь это Кичменгско-Городецкий район Вологодской области. Селиваново расположено в 63 километрах от райцентра. По состоянию на 2002 год там проживало 27 человек.

Не успевший жениться Дмитрий Шарапов был призван на военную службу в 1901 году и тоже, как и Андрей Трофимов, зачислен во флот.

Земляки закончили Артиллерийскую школу для нижних чинов в Кронштадте, стали комендорами, то есть морскими артиллеристами, и были зачислены в 13-й флотский экипаж Балтийского флота, размещавшийся в военном порту Либава. Моряками этого экипажа комплектовались команды эскадренного броненосца «Сисой Великий», крейсера «Варяг» и минного заградителя «Енисей». Трофимову и Шарапову суждено было попасть на «Варяг».

Трофимов стал комендором 6-дюймового орудия №9, расположенного в кормовой части по правому борту корабля, а Шарапова назначили комендором орудия №35 системы Барановского — оно стояло в носовой части крейсера, на полубаке справа от боевой рубки. Уже на учениях 1903 года комендоры «Варяга» показали хорошие результаты: по артиллерийской подготовке крейсер считался одним из лучших кораблей эскадры.

Подвиг и бессмертие

Во время боя при Чемульпо один из первых попавших в «Варяг» снарядов разорвался на правом крыле носового мостика, непосредственно прикрывавшем сверху орудие №35, которым командовал Шарапов. Прикрытый полуразрушенным настилом мостика расчет нашего земляка от взрыва не пострадал.

Огонь противника постепенно смещался к корме крейсера, где действовало орудие комендора Трофимова. Японский снаряд, разорвавшийся недалеко от грот-мачты, стал для него роковым…

Спустя полвека журналист И.Пономарёв, многие годы посвятивший поиску оставшихся в живых героев «Варяга», так описывал с их слов гибель Трофимова (ошибочно названного им «астраханским рыбаком»; впрочем, и в официальных документах разночтения встречаются неоднократно): «Крупным осколком оторвало ногу комендору Островскому. Островского заменил его друг Андрей Трофимов. Он успел произвести лишь два выстрела: разорвавшимся снарядом разбило орудие и убило Трофимова и матросов Илью Ковалёва и Кирилла Иванова». Однако эти сведения разнятся с архивными материалами, из которых следует, что расчёт орудия №9 (Трофимов, Островский, Иванов, Ковалёв) стал жертвой разрыва 6-дюймового японского снаряда ориентировочно в 12.07. Осколками этого снаряда было выведено из строя и само орудие, Трофимов же погиб на месте.

А примерно в 12.15 очередной японский снаряд угодил между орудием №35 и фок-мачтой крейсера. В результате сдетонировали три ящика со шрапнельными снарядами, и страшным взрывом разметало весь расчёт орудия №35. Тяжело раненный Дмитрий Шарапов был перенесён на носилках в лазарет.

...Эвакуация с «Варяга» перед его затоплением происходила в спешке. Раненых передавали на шлюпки по живой цепи на руках. Убитых с крейсера за нехваткой времени не выносили. При затоплении ложившийся на борт крейсер накрыл их своим корпусом, словно саваном. Могилой Трофимова и других героев «Варяга» стало Жёлтое море.

Дмитрий Шарапов был эвакуирован на английский крейсер «Тэлбот». Михаил Суров в своем энциклопедическом словаре биографий «Рожденные Вологодчиной» (2005 год) утверждает: из тела Шарапова хирурги извлекли 165 (!) осколков. Наиболее опасным было проникающее ранение в живот: грязь и копоть вызвали воспаление. В 9 часов вечера 29 января Дмитрий Шарапов, не приходя в сознание, скончался.

Умерших от ран 12 «варяжцев» солдаты японского гарнизона похоронили на христианском кладбище в Чемульпо со всеми воинскими почестями. А после войны было принято решение перезахоронить прах героев на русской земле. 9 декабря 1910 года в присутствии чинов российского консульства началось вскрытие могил, продолжавшееся два дня. Историк Сергей Гладких уточняет, что 11 гробов оказались безымянными, и лишь на одном была прибита дощечка с надписью: «Комендор крейсера «Варяг» Дмитрий Шарапов, 24 лет, Вологодской губ.»

Останки павших в цинковых гробах были отправлены железной дорогой из Чемульпо в Россию. 17 декабря траурный поезд прибыл во Владивосток. В тот же день останки героев были торжественно преданы земле на Морском кладбище. В 1912 году на братской могиле установили памятник, деньги на который буквально с кружкой в руках собирал один из оставшихся в живых «варяжцев».

Последняя загадка

По воле императора Николая II за коллективный подвиг в бою при Чемульпо все оставшиеся в живых матросы «Варяга» и «Корейца» были удостоены Георгиевских крестов. Однако посмертно этими знаками отличия в России не награждали…

Интересная деталь: на портрете вологжанина-«варяжца» кисти Корбакова наряду с другими наградами на груди довольно молодого человека — именно Георгиевский крест. Неужели Александр Кононович Теребков, о котором, по большому счету, ничего не известно, кроме фамилии-имени-отчества, выжил в том сражении?..

Но Желтое море хранит свои тайны.

Алексей Кудряшов, [email protected]


НАША СПРАВКА

Затоплением близ Чемульпо история крейсера «Варяг» не закончилась. В 1905 году он был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя». Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками, и в 1916 году крейсер «Соя» был выкуплен Россией и переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской империи. Позже крейсер перепродали германским фирмам на слом, но в 1925 году при буксировке «Варяг» попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

Источник:
газета "Премьер"