Не выходи из комнаты: Что нужно знать о статье 212.1

[Обзор прессы]

В России вынесли первый, очевидно показательный приговор по статье 212.1 УК РФ. Осуждённому Ильдару Дадину, оппозиционному активисту, теперь предстоит провести три года в колонии за то, что он ходил на митинги и устраивал одиночные пикеты. Без какого-либо сопротивления или насилия в отношении представителей власти. Сегодня аналогичный процесс состоится по делу 75-летнего Владимира Ионова. Он тоже выражал свою точку зрения и стал обвиняемым по всё той же статье 212.1 УК РФ. Рассказываем, как устроена чудесная статья и за что вас могут лишить нескольких лет свободной жизни. 

Ильдар Дадин. Фото hro2.org


За какие административные правонарушения Ильдара Дадина превратили в уголовника?

6 августа 2014 года

был одним из одиночных пикетчиков в защиту фигурантов «Болотного дела».

23 августа

участвовал в одиночном пикете вместе с Денисом Бахолдиным. Пикетирование они осуществляли не одновременно, а по очереди.

13 сентября

участвовал в одиночных антиправительственных пикетах на Манежной площади. Формальный повод для задержания — нарушение «дня тишины» перед выборами в Мосгордуму.

5 декабря

Дадин и семь других активистов перекрыли Мясницкую улицу с плакатом «Вчера — Киев, завтра — Москва», скандируя лозунги в поддержку «Евромайдана» и против «кремлёвской хунты». 


Что гласит статья 212.1 Уголовного кодекса?

Открыв текст этой статьи, я, человек, имеющий диплом о высшем юридическом образовании со специализацией — внезапно — по уголовному праву, сначала ничего не понял. Наверное, сказывались многолетнее отсутствие каких-либо контактов с сухой буквой закона и работа в совершенно иной сфере. Прочитал ещё раз — оказалось, что навыки читать и толковать законы ещё не до конца утеряны, просто сама статья написана максимально запутанно.

Любой закон в идеале должен быть написан так, что бы его понимал любой, даже максимально далёкий от юриспруденции человек. Соблюсти это условие удаётся далеко не каждому кодексу, но УК РФ в этом плане — настоящий образец того, как нужно писать законы. «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку...», «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества...», «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации...» и так далее. Заметили, в каждом из приведённых примеров имеется вот это небольшое, но очень важное «то есть»? Почти в каждой статье российского Уголовного кодекса конкретно разъясняется, в чём заключается преступление. Статья 212.1 — яркое исключение. 


СТАТЬЯ 212.1.

НЕОДНОКРАТНОЕ НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИБО ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ, МИТИНГА, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ ИЛИ ПИКЕТИРОВАНИЯ.

Примечание. Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершённым лицом неоднократно, признаётся нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение 180 дней.  

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от 600 000 до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.


Никакого объяснения того, что подразумевается под «нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». В примечании есть ссылка на статью 20.2 КоАП РФ, но из этой статьи мы не узнаем, чего не нужно делать, чтобы не «нарушить установленный порядок». Эта информация содержится в комментариях к Кодексу об административных правонарушениях. Выходит, что для понимания, за какие конкретно действия приговорили Дадина и, видимо, приговорят Ионова, нужно иметь под рукой сразу два кодекса, один из которых должен быть ещё и с комментариями. Никаких тебе «то есть» и кратких объяснений.

Чего нельзя делать, чтобы не нарушить «установленный порядок»?

Итак, чего нельзя делать при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, чтобы не нарушить «установленный порядок». Оказывается, всё просто. Во-первых, мероприятие должно быть согласовано с властями. Во-вторых, участники не должны иметь при себе оружия или предметов, специально изготовленных для причинения вреда (нарезанная арматура, утяжелённые древки флагов и прочие прелести из арсенала «несогласных» 1990-х годов). В третьих, нельзя привлекать к участию в митинге экстремистские организации, нельзя использовать их символику и распространять материалы. Также участникам митингов запретили скрывать свои лица (например, заматывая их шарфами).

За все эти проступки (не преступления с точки зрения закона) полагается административная ответственность: максимум — до 20 тысяч рублей штрафа или до 10 суток административного ареста.

И тут начинается самое интересное. Три административных правонарушения, за которые гражданина судят и наказывают штрафом или арестом, если они совершены в течение полугода, магическим образом превращаются в уголовное преступление. Это даже не рецидив, когда за повторное совершение правонарушения полагается более строгое наказание. 

Чтобы было нагляднее: нахождение в нетрезвом виде в общественном месте — тоже административное правонарушение, за которое полагается наказание. Если бы за три привода в отделение в пьяном виде вдруг наступала уголовная ответственность, проблема с пьянством в обществе была бы решена.

Ещё один странный момент со статьёй 212 УК РФ: «неоднократное нарушение установленного порядка проведения митингов» — преступление средней тяжести. Для сравнения: примерно такой же срок можно получить за торговлю наркотиками в особо крупном размере или в составе организованной группы. Человек, трижды вышедший с плакатом на улицу, по степени опасности для общества приравнивается к наркоторговцу.

Противоречие с Конституцией

И уж совсем непонятно то, что статья 212 УК РФ, по сути, противоречит статье 50 Конституции РФ, которая гласит, что никого нельзя судить дважды за одно и то же преступление. «Исходя из того, что написано в Уголовном кодексе, мы понимаем эту статью так: за 180 суток человек должен совершить три правонарушения, за которые он должен быть привлечён к ответственности, а затем совершить в этот же период четвёртое — и вот только тогда он может быть привлечён к уголовной ответственности. Иначе это попытка судить за одно и то же», — разъясняла по этому поводу «Медиазоне» Ольга Чавдар, адвокат Владимира Ионова. Правда, у стороны обвинения на это другой взгляд: судят не за правонарушение, а за неоднократное его совершение. Но даже для убийц-рецидивистов отдельной статьи за «неоднократность» не предусмотрено.

Источник:
furfur.me