Бесправные

[Обзор прессы]

Около десяти солдат-срочников из Вологды уже месяц мерзнут в палатках рядом с казармой в Пскове.

Вода в палатке замерзает, света нет, отопление — буржуйки. Такое отношение к военнослужащим — прямое нарушение прав человека, считают родители не только вологодских парней.

Хуже, чем в тюрьме

Чтобы постирать белье, воду надо греть на огне, как в доисторические времена. Вчерашние школьники постоянно болеют. Родители опасаются: как только информация будет предана огласке, на ребят будут наложены санкции.

«Когда мальчики ушли в июле служить, мы надеялись, что все то плохое, что говорят про армию, это неправда. Почти сразу их отправили на полевые учения на два месяца в Лугу. Парни также жили в палатках. Но тогда было лето, и это все можно было понять, учения и все такое», — рассказывает одна из мам новобранцев.

8 октября учения закончились, и солдаты прибыли обратно в расположение части в Псков. Но вместо казарм молодым людям предложили все те же… полевые палатки.

Такая практика размещения солдат не новинка, но это незаконная практика.

Свет от дизеля, тепло от буржуйки. Каждый из солдат по часу дежурит у печки: и днем, и ночью. Конструкция ненадежная, если загорится, могут погибнуть все. В туалет — за первую попавшуюся елку. Сами ребята свое место проживания называют «питомник». Всего в палатках сейчас размещено порядка 150 человек, из них около десятка — вологжане.

В Интернете родители солдат из разных регионов страны обсуждают проблему нарушения прав своих детей. На форуме «Мама солдата» женщина под ником «Ирина-волжанка» из Самары пишет: «Ладно, в нормальной столовой кормят. Долго они, интересно, без казарм будут?».

22 октября темой для родительского обсуждения в социальных сетях стали… зимние шапки, которые солдатам так и не выдали. А по прогнозу погоды, ночью 22 октября температура доходила до минус двух градусов.

Есть ли у солдат права?

«В такой ситуации винить прежде всего надо командование войсковой части. То, что солдаты живут в антисанитарных условиях, это попустительство со стороны лично командира части. Именно он должен создать комфортные условия для проживания «срочников» в соответствии с установленными нормами, позаботиться о здоровье солдат, подготовить казармы к отопительному сезону. Вряд ли простуженные и замерзшие военнослужащие могут быть готовы к выполнению боевых задач», — комментирует ситуацию Маргарита Савоськина.

Председатель Совета солдатских матерей уже написала жалобу в прокуратуру. «Родители абсолютно правильно стали реагировать на беспорядок: этим они защищают не только своих детей, но и других солдат. Подобный случай уже был с нашими «срочниками» в Воронеже. Ребята в ноябре жили в казарме без отопления. Стали болеть воспалением легких. 98 человек тогда пострадало. Одного спасти не удалось», — поясняет председатель Совета солдатских матерей.

В данном случае речь идет о нарушении конституционных прав призывников. «Во-первых, в 41-й статье Конституции четко написано, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Во-вторых, там же сказано, что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Здесь же налицо угроза для жизни и здоровья», — заключает Маргарита Ираклиевна.

Кто ответит?

25-я мотострелковая бригада размещается на территории 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. Но, как пояснила пресс-секретарь дивизии Людмила Архипова, никакого иного отношения, кроме территориального, воинская часть к ним не имеет.

Руководство бригады что-либо комментировать отказалось, сославшись на то, что у них «все в порядке». После долгого поиска ответственных лиц корреспонденту «Премьера» удалось дозвониться до представителей Западного военного округа. Там пообещали ответить на все вопросы, связанные с проблемами проживания солдат, в течение недели.

В 2011 году газета «Псковская провинция» писала о том, что 25-я мотострелковая бригада и десантно-штурмовой полк 76-й воздушно-штурмовой дивизии самые неблагополучные военные части Псковского гарнизона.

«На долю мотострелков из вышеназванной бригады пришлось 39 процентов от общего числа преступлений, совершенных военными в этом году. На долю десантников — 19 процентов», — приводит газета в пример данные официальной статистики.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что всех солдат, живущих в палатках, после телефонных звонков «Премьера» перевели в казармы. Но не в те, которые предназначались для них. В положенные им здания «срочников» переведут позже. Мы будем следить за развитием ситуации.


Дословно

Олег ДИМОНИ, уполномоченный по правам человека в Вологодской области:

— В прошлом году подобная ситуация была в Воронеже, ребята жили в холоде. Но мы связывались с местным уполномоченным по правам человека, нам было невозможно пробиться в часть. В этом случае, думаю, поступим так же.

В тему

В 2004 году в Екатеринбурге солдаты-срочники жили в брезентовых палатках почти два года, пока ремонтировались казармы. Ночью зимой температура опускалась до минус 25 и ниже. Изменить ситуацию помогло только вмешательство местных журналистов.

Источник:
газета "Премьер"