Коринна Даниелу: «С фестивалем VOICES мы не вписались в контекст»

[Обзор прессы]

С 3 по 5 июля 2015 года в Вологде прошел Шестой фестиваль молодого европейского кино VOICES. В этом году его проведение было под вопросом до самого последнего момента, а в следующем есть вероятность, что Вологда вообще лишится праздника кино, к которому уже успели привыкнуть волгожане. Арт-директор международного фестиваля VOICES Коринна Даниелу поделилась своими размышлениями и переживаниями, связанными с организацией и проведением смотра международного уровня в Вологде.

Корреспондент: В последнее время все четче вырисовывается тенденция по сокращению мероприятий в провинции. Как Вы думаете, нужны ли региональные фестивали?

Коринна Даниелу:

Думаю, фестивали очень нужны именно в регионах, потому что в этой огромной стране население слишком мало охвачено общекультурными международными мероприятиями. В больших городах они проходят, но до глубинки, как наша Вологда, например, почти не доходит никакое настоящее кино. Даже не все российкие фильмы у них бывают, я уж не говорю о европейских… Так что фестивали просто необходимы, ведь культурный уровень русской провинции очень высокий. В Вологде – несколько университетов, публика начитанная, культурная, образованная; я в первый год проведения фестиваля была приятно удивлена сложными вопросами людей, их серьезным отношением к непростым фильмам. Меня поразила молодежь, которая не просто говорит на разных иностранных языках, но знает о кино больше многих москвичей. Это некая компенсация удаленности от центра. Поэтому им очень нужны фестивали, которые становятся для них глотком свежего воздуха.

Корреспондент: В чем Вы видите культурную миссию фестиваля «VOICES»?

Коринна Даниелу:

Мы являемся небольшой досочкой в мостике между Европой и большой Россией, к которой я не отношу ни Москву, ни Петербург. Но этот мостик, к сожалению, становится в последнее время все уже и уже.

Корреспондент: А этот мостик из России в Европу вообще нужен?

Коринна Даниелу:

Я считаю, что он просто необходим, особенно сейчас, когда конфликт возрастает с каждым днем, и народ погребен под валом пропаганды. Если не будет таких мероприятий, как фестивали, люди совсем оторвутся от реальности, и будет утрачена связь между Европой и Россией, а это просто страшно.

Корреспондент: Ваш фестиваль показывает молодое европейское кино: эта концепция сформировалась сразу?

Коринна Даниелу:

Да, это была наша общая с Игорем Лысенко (директор фестиваля – примечание редактора) идея. Столько фестивалей в этой стране, что трудно найти новую тему. Нам показалось интересным собрать именно европейское и молодое. Потом, мне понравился необычный контраст: авторское, новое, очень молодое экспериментальное кино в старейшем русском традиционном городе. Это сочетание – то, что составляет особенность нашего фестиваля.

Корреспондент: Вологда оказалась подходящим городом для фестиваля?

Коринна Даниелу:

Этот город прекрасный, я его идеализирую, наверное, но в Вологду я влюбилась. Мне кажется, он идеальный по размеру, по логистике: два кинотеатра, гостиница рядом с Кремлем, все удобно, на доступном расстоянии. И люди прекрасные: вологжане – необыкновенно образованная, интеллигентная публика.

Корреспондент: Зрители сразу полюбили и приняли фестиваль?

Коринна Даниелу:

Нет, в первый год мы привезли им сложные фильмы, собранные программным директором Игорем Гуськовым, человеком со специфическим, очень изысканным вкусом. Программа получилась артхаусной, непривычной и не всегда простой для русской провинциальной публики.

Для нас именно зрители – самое важное на фестивале, и я, честно говоря, за них очень боялась, как они без подготовки будут смотреть такое кино. И, действительно, в первый год пришлось собирать людей в залы, им было трудно, говорили: «Надо больше фильмов для публики, что вы нам показываете, ничего ж непонятно…». Но мы должны были пройти через это. На следующий год программа осталась на том же уровне, хотя добавилось несколько более массовых картин в параллельных программах. Конкурс всегда был и остается супер артхаусным. И мы начали замечать, что публики становится больше, и не только молодой; больше людей остается после фильмов, и задают много интересных вопросов… А в этом году у нас полные залы даже на утренних сеансах.

Корреспондент: Потихоньку зрители привыкли?

Коринна Даниелу:

Не просто привыкли, зрители ждут фестиваль как совершенно необыкновенное событие. Они осознали, что это – уникальная возможность и прониклись гордостью, что только у них есть такое мероприятие. Заключительный сеанс нынешнего фестиваля прошел в переполненном зале на 600 мест, некоторые пришли второй раз смотреть супер-артхаусный фильм, который победил в конкурсе. Я была очень растрогана…

Корреспондент: На вашем фестивале, я считаю, сложилась совершенно уникальная форма взаимодействия участников, во многом благодаря волонтерам. Расскажите подробнее о них. Как вы их привлекаете, воспитываете?

Коринна Даниелу:

Такого уровня события у них никогда не было. Это первый по-настоящему международный фестиваль, на который приезжают молодые иностранцы и звезды… На первом фестивале у нас был большой бюджет, мы могли позволить себе рекламу. Весь город загудел. Объявили набор волонтеров, и пришло большое количество людей, в основном - студенты.

Главное требование для волонтеров – знание иностранного языка, лучше - двух. Это определенного уровня молодежь, и их оказалось много, нам пришлось выбирать. До слез расстраивались те, кого не брали или направляли не в службу сопровождения, а на другую работу… Казалось бы, ребята работают 24 часа в сутки, но никто никогда не пожаловался, все рады поучаствовать. Сейчас у нас образовалась ячейка ветеранов, уже взрослых, семейных людей, которые делают все, чтобы три фестивальных дня провести вместе с нами. Мне кажется, в Москве это уже невозможно…

Корреспондент: Я знаю еще один такой фестиваль, где 2500 волонтеров работают не за страх, а за совесть – в Торонто. Чем же вам удалось привлечь волонтеров?

Коринна Даниелу:

У нас интересный фестиваль, необычный, с множеством гостей – молодых людей их возраста. Вологжане на несколько дней оказываются приближенными к той Европе, которую они не знают. Волонтеры запросто общаются с нашими европейскими гостями, могут обсуждать с ними любые темы, водить по городу, даже приглашать в гости – никто за ними не следит, главное – не переходить определенные границы, например, не выпивать с ними. К каждому гостю фестиваля прикреплен человек. Такое сопровождение мы не могли бы себе позволить при маленьком бюджете. А волонтеры просто спасают ситуацию.

На первом фестивале у нас было 60-70 иностранцев, а в этом году – 16 кинематографистов, а волонтеров – более 60. И иногда по два волонтера сопровождало одного гостя. Они с удовольствием и с русскими участниками работают, потому что интересно общаться с людьми из мира кино, из Москвы, В прошлом году удалось уговорить Евгения Цыганова приехать всего на сутки. Девушка, которая с ним работала оказалась не только красавицей, но и умницей, так исполнительно опекала актера, что даже успела за очень короткое время, при плотном графике, показать ему город. И до сих пор благодарит меня за эту возможность, говорит, ей теперь есть что вспомнить, о чем рассказать…

Корреспондент: Но трудности не обошли и вас стороной. Состоится ли фестиваль «VOICES» в следующем году?

Коринна Даниелу:

Скорее нет... Очевидно, он важен и нужен не всем: происходит странный диссонанс. Казалось бы, это нелогично: фестиваль приобрел себе имя, создал хорошую репутацию, город стал известен по многих странах; мы столько сделали для Вологды… Но, очевидно, не вписались в контекст, и тут нет чей-то персональной вины. Это чувствовалось уже в прошлом году: наш фестиваль не в тренде, не вписывается в какие-то рамки. Мне советовали переименовать фестиваль, вместо «европейское кино» назвать «фестиваль евроазиатское кино». Но мы ведь представляем именно европейский кинематограф.

В феврале стало очевидно, что фестиваля в этом году не будет. Я поплакала, и стала объявлять о прекращении работы «VOICES». Надо сказать, в этот момент меня поддержала масса людей. О фестивале говорили, писали, побуждали готовить какие-то письма, обращения… И вдруг в мае, буквально перед Каннскими кинофестивалем, ситуация переменилась и укороченный, экономичный вариант все же стал возможен. Я сама столько выстрадала и боролась, что не смогла отказаться. С ущербом для себя решила, что пойду до конца. Неимоверным образом меньше, чем за месяц нашла жюри. Программа у нас была собрана раньше благодаря очень ответственному программному директору Маркусу Дафнеру, который даже когда в феврале фестиваль отменили, решил все-таки сделать свою работу. И когда выяснилось, что все в силе, это оказалось очень кстати.

Параллельную программу собрали спешно. Пожалуй, она получилась не самой сильной, но мы взяли все, что было доступно на тот момент. Журналистам фестиваль был, наверное, не очень интересен, но ведь главное, что он состоялся.

Корреспондент: Самый больной вопрос - каковы источники финансирования фестиваля?

Коринна Даниелу:

Из регионального и городского бюджета и от Министерства культуры. Насколько я знаю, в этом году на заседании по фестивалям в Минкульте «VOICES» вылетел в первую очередь, потому что оказался не самыми подходящим, но там многие выпали. До этого получали в Минкульте немного, но большое значение имеет даже просто моральная поддержка: если мы можем заявить, что мероприятие проходит при поддержке Минкульта, то регион тоже не остается в стороне и, соответственно, легче найти спонсоров, инвесторов.

Корреспондент: В этом году на фестиваль вернулся, ушедший несколько лет назад, спонсор - «Северсталь». Что это для вас значило?

Коринна Даниелу:

Да, в первые годы фестиваля «Северсталь» была нашим спонсором, но потом перестала нас поддерживать, после показа одного фильма. Мы тогда решили удовлетворить свое честолюбие, и я не думала, что показ того или иного фильма может кого-то настолько неприятно задеть. Потеря главного спонсора, конечно, стала трагедией. Спустя несколько лет они внезапно вернулись, но поддержка была оказана в меньшем объеме.

Корреспондент: Значит, в этом году фестиваль был проведен на деньги из регионального бюджета и «Северстали»?

Коринна Даниелу:

Поддержка «Северстали» даже больше. От них очень многое зависело в этом году, и мы им безмерно благодарны за то, что они нас поддержали.

Корреспондент: Вы будете бороться дальше?

Коринна Даниелу:

Честно говоря, я весной уже смирилась с тем, что мы проводим последний фестиваль и поэтому должны остаться на уровне, оставить о себе хорошую память. Но когда я увидела глаза зрителей на заключительном сеансе; волонтеров, которые пришли на вокзал провожать меня в Москву, я не смогла сказать: «Всё, это конец». Я по-прежнему не знаю, что будет дальше, но я уже дала людям надежду. Они теперь думают, что коли в таких условиях, за копейки мы смогли сделать фестиваль, значит и дальше сможем…

Корреспондент: А что может произойти, если остановить фестиваль на год?

Коринна Даниелу:

Остановиться? Это будет конец. По опыту других смотров, если ты останавливаешься на год, фестиваль умирает. Даже люди перестают верить, потому что ты их бросил, а потом вернулся отдохнувший и предлагаешь снова начать. Это бесполезно и нечестно.

Корреспондент: Да, остается только посочувствовать. Что вам жалко в этой ситуации больше всего?

Коринна Даниелу:

Жалко потраченных сил, энергии, эмоций. У меня было огромное количество проектов, но это – один из немногих, превратившихся во что-то настоящее у меня на глазах. В этом году впервые в жизни я получила полное удовлетворение, хотя фестиваль был маленький, но я видела благодарных зрителей, и больше ничего не нужно, этого достаточно, чтобы вообще жить. И вдруг всё…

Конечно, я начну что-то новое, но, кажется, ни одному проекту я больше не смогу отдать столько энергии, жизни, сердца, здоровья…

Очень не хочу, чтобы у нашей публики, которую я обожаю, остался неприятный осадок. Больше всего этого боюсь. Я все сделала для того, чтобы их не предать, но у меня нет ни возможностей, ни сил что-то изменить. Вопрос не только в финансировании: может, я могла бы найти человека с деньгами, который бы нам помог. Но, мне кажется, это не тот план, которому стоит следовать… 

Автор:
Источник:
Интернет-портал ПрофиСинема