Четвёртая всласть

[Обзор прессы]

Областные власти по статье расходов на СМИ купили компьютерную программу, позволяющую собирать данные о своих политических противниках.

Любой орган власти в России хочет, чтобы о нем говорили либо хорошо, либо ничего. И готов за это платить. Правительство Вологодской области не хочет быть исключением из правил.

В условиях жесточайшего бюджетного дефицита и уже начинающегося экономического кризиса областные чиновники заложили в бюджет 2015 года 187 миллионов рублей на средства массовой информации. На 10 миллионов больше, чем в предыдущем году.

Только благодаря вмешательству Общероссийского народного фронта (ОНФ) умопомрачительную цифру удалось сократить более чем на 24 миллиона рублей. Впрочем, даже после сокращения сумма затрат на СМИ в нынешней ситуации выглядит впечатляюще.

Оказание услуг

Всю «смишную» деятельность правительство области ведет через автономное учреждение «Вологодский областной информационный центр», которое также издает газету «Красный Север» и с недавних пор обеспечивает работу информационного интернет-агентства «Вологда Регион», оказывает финансовую поддержку районным газетам.

А на прочие СМИ по статье «оказание услуг по подготовке и размещению информационно-аналитических материалов о деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области» с начала года уже потрачено почти 30 миллионов рублей.

При этом, например, основанием для закрытия областной юношеской библиотеки имени Тендрякова является невозможность областного бюджета платить аренду за здание в сумме полтора миллиона рублей в год.

В списке благополучателей и местные СМИ, и федеральные: ИТАР-ТАСС (1 500 000 рублей), «Российская газета» (1 737 402 рублей), информагентство «Россия сегодня» (1 462 500 рублей) и так далее. Это, в общем, не самый большой секрет, но любопытно посмотреть, что в приоритете у вологодского губернатора?

Это, конечно, телевизор — половина всей суммы. Причем более 7 600 000 рублей из них досталось областному телевидению. В прошлом году ВГТРК возглавил бывший начальник информационного департамента Олега Кувшинникова — Игорь Павлов. Следом за ним потянулись и деньги из областного бюджета. Именно на эти деньги вологжанам показали «Команду губернатора» и прочие красочные шоу.

Любопытно, что не очень известный широкой публике сайт «Федерал пресс» до недавних пор публиковал критические статьи в отношении нашего губернатора. Под заголовком, например, «Вологодскому губернатору Олегу Кувшинникову обещают нелетную погоду». После заключения договора на 650 тысяч рублей тональность публикаций резко сменилась. И заголовки сменились: «Курс на стабильность» или «Есть четкая программа выхода из кризиса»...

Боевые роботы губернатора

На этом странности в деятельности «Вологодского информационного центра не заканчиваются».

Интерес вызывают два связанных между собой договора в октябре и ноябре прошлого года на общую сумму 3 780 000 рублей. Речь идет о покупке компьютерной программы — информационно-аналитической системы «Семантический архив» для мониторинга Интернет-ресурсов, автоматической интеллектуальной обработки документов и генерации текстовых и инфографических отчётов.

Непонятно? Попробуем перевести на понятный язык. Вы выбираете любой запрос — например, «Кувшинников», — и специальные роботы мониторят сайты, социальные сети, форумы, собственную базу данных и т.д., собирают всю информацию, все отзывы, все комментарии по этому запросу, анализируют их и представляют в удобном для понимания виде.

Почти четыре миллиона рублей для того, чтобы можно было, например, составить график, как изменилась тональность отзывов о губернаторе в социальных сетях по сравнению с прошлым месяцем. Вот уж действительно деньги на ветер.

 

На иллюстрации «Новой газеты» показана картинка «ядра» и «ближнего круга» группы, которую рисует программа «Крибрум». Каждый маленький кружочек обозначает конкретного человека. Щелкнув по нему, можно получить доступ к личному досье.

Причем это явно еще не все деньги. Ведь система рассчитана на 9 рабочих мест, и эти рабочие места получают явно не учительскую зарплату все из того же источника — нищего бюджета.

Впрочем, функционал программы этим не исчерпывается. Объектом запроса может стать любой, кто осмелился написать в своем блоге нелестный отзыв о деятельности властей. А система может устанавливать связи между людьми и компаниями, собирать информацию из всех доступных баз данных (налоговая, суды и т.д.), вычленять адреса, телефоны и электронную почту и из всего этого формировать досье.

Это не единственная программа такого рода. Есть и другие — например, «Крибрум», которая самостоятельно «умеет» даже отличать либералов от консерваторов. Интернет-гуру Михаил Ашманов в качестве примера работы такой программы рассказал об изучении группы поддержки Алексея Навального. Как выяснилось, из статистических закономерностей очень легко не только вычислить основные компоненты группы, составляющей около 50-60 тысяч человек, но и быстро получить доступ к персоналиям.

Таким образом, на любого из нас может быть собрана вся доступная в сети (и даже удаленная вами) информация: что пишете, что пишут о вас, с кем дружите, где работаете, с кем и каким образом связаны, есть ли у вас бизнес и проблемы в судах... Все это дает возможность выявить ваши слабые места и оказывать давление. И даже если вы скрываетесь под псевдонимом, вашу личность можно будет установить по косвенным данным.

Разработчики «Семантического архива» считают свою программу удобным инструментом для бизнес-разведки, но в нашем случае речь идет, скорее, о разведке политической. Точнее, о политическом сыске. Говорят, что такая же или подобная программа есть в ФСБ, но там ее наличие хотя бы оправдывается интересами государственной безопасности.

Директор «ВОИЦа» Надежда Кузьминская пояснила, что закупка компьютерной программы производилась для отдела мониторинга и социологических исследований, который теперь существует в виде отдельного агентства — автономного научного учреждения.

Директор этого учреждения Елена Удалова сказала, что «у нас за многие годы накоплен огромный архив данных, который ежегодно пополняется более чем на 65000 единиц хранения, причем в разных форматах. И «Семантический архив» нужен нам именно для того, чтобы работать с большим массивом разнородных данных и анализировать результаты исследований. В соответствующих комплектациях программа может быть использована в различных сферах: социологической, маркетинговой, банковской и т.д. Что касается сбора информации о персоналиях, то, как любой инструмент, при помощи настроек она, вероятно, может работать и в этом направлении, но перед нами таких задач не ставится. В настоящее время программа находится на стадии внедрения».

Дело за малым: внедрить и поставить задачу?

Источник:
Газета Премьер