Школы вне зоны доступа

[Обзор прессы]
article62204.jpg

В прошлом номере «Мир новостей» рассказал о плачевных итогах реформы российской медицины - аудиторы Счетной палаты обнаружили, что из-за нее пациенты «выздоравливают» как мухи. В своем отчете они раскритиковали и работу Минобрнауки РФ, но СМИ не дочитали документ до конца. А напрасно, потому что дорога к знаниям в нашей стране - это путь через болото.

Каждое утро преподаватель математики и физики Игорь Андреев надевает на ноги  резиновые сапоги и в половине восьмого ведет старшеклассников в школу. Ведет как Иван Сусанин поляков - по бездорожью. Пятьдесят минут учитель плетется по грязи и хляби, дети ступают за ним след в след.

«Бывает, что проваливаются. Выливают воду из обуви, выжимают куртки и дальше идут, - бойко, будто речь идет о законе Архимеда, сообщает Игорь Евгеньевич. - На следующий день через одного температурят».

От башкирской деревни Старокульчубаево до Чураевской школы около пяти километ­ров. Трассы нет, автобусы и даже лошади с телегами педагогов и учащихся туда-обратно не возят. В Старокульчубаеве есть свое учебное заведение, но республиканские власти однажды решили, что в нем должны остаться только дети с 1-го по 8-й классы, а будущие выпускники не сломаются, если будут ходить в соседнее село пешком. Кстати, с сентября Игорю Андрееву придется водить в Чураево и пятиклашек - районо приспичило перебросить туда и среднюю школу.

«И давно вы с учениками тропы прокладываете?» - спрашиваем у математика Андреева. «Сразу и не вспомню», - мнется учитель.

«Так лет двадцать уже. Я в детстве через поле на занятия шагала. И сейчас хожу - преподавать, - уточняет педагог Наталья Минушина. - Родители у стиральных машин ребят дома поджидают. Дети по 6-7 часов мокрую одежду на себе носят. Брюки, пальто у всех в разводах. Тут ни на тракторе, ни на вездеходе не проедешь. Что осенью, что весной - топь».

Когда рассказываешь похожие истории чиновникам из департаментов образования, они возмущаются: «Не надо преувеличивать, вы еще не знаете, как мучаются учащиеся в других странах». Вон в Индии дети в пластиковых тазах до своих школ доплывают, и ничего.

Ну да, в Старокульчубаеве корытная регата еще не стартует, но все еще впереди - оптимизация в республике и в стране не заканчивается.

РАСТОЧИТЕЛЬНАЯ БЕРЕЖЛИВОСТЬ

А теперь представьте, что по полям и лугам в школу бегают дети не одной деревни, а 940 населенных пунктов России. Ближайшие учебные заведения находятся в 20-25 километрах от них. От псковской деревни Кебско подростки ходят на занятия, боясь, что на них нападут волки. Из кировской деревни Баташи девчонки и мальчишки едут на уроки на первом рейсовом автобусе в половине седьмого утра - другого транспорта нет. Из алтайского поселка Мохнатушка в Черницкую школу учащиеся добираются через кладбище - 4 километра.

Шесть тысяч городов и поселков в стране не имеют учреждений общего образования. В рамках оптимизации закрыты 592 школы и реорганизованы 2030. До конца 2018 года, по данным Счетной палаты, Минобрнауки РФ планирует ликвидировать еще 870. При этом демографы прогнозируют, что к 2020/21 году России потребуются новые учебные заведения - учащихся будет на 2,5 миллиона больше, чем в 2012/13-м. Сегодня мы сознательно или по недомыслию уничтожаем то, что завтра придется восстанавливать.

«Мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа ситуации и оценки потребностей населения», - заявляют аудиторы СП. И приводят пример чиновничьей недальновидности: в Чувашской республике в деревне с населением чуть больше 500 человек при наличии полноценной школы на 90 ребят власти недавно построили другую, рассчитанную на 165 учеников. Зачем? Никто не знает.

У «Мира новостей» есть другой образчик бюрократической непредусмотрительности. В прошлом году в Вологодской области закрылся Кадниковский сельскохозяйственный техникум. По неизвестным причинам его признали неэффективным, хотя в нем учились будущие зоотехники и агрономы, в которых остро нуждается регион. Недоучившихся студентов перевели в Тотьму, в аналогичное учебное заведение. Мебель, оборудование остались в Кадникове, а отвечает за них Тотьма, что расположена в 150 километрах от бывшего техникума. Бесхозное здание разгромили хулиганы. Вместо экономии начались сплошные убытки: разбитое строение в любом случае придется ремонтировать, а мебель и учебные пособия покупать заново.

Счетная палата недоумевает: как показали проверки, оптимизация в 36 регионах страны не уменьшила расходы на образование, а умножила их. В Сахалинской области они увеличились в 1,5 раза, в Татарстане и Мордовии - в 1,4, в Удмуртии - в 1,25. Это не бережливость, а расточительство.

«НЕОХВАЧЕННЫЕ» ОБРАЗОВАНИЕМ

Есть такой показатель: удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием. По плану Минобрнауки РФ в 2015 году он должен был приблизиться к 99%, но во многих регионах недотягивает до 60%. Это означает, что учебные заведения доступны не для всех детей. В Воронежской области максимальное значение показателя в городах - 53%, в селах - 23%. В Ставропольском крае в городах - 55%, в деревнях - 5%. В 2014/15 учебном году в местном селе Полтавское нет ни одного 10-го и 11-го класса. До ближайшего детского сада от хуторов Привольный и Богатырь 6 и 11 километров. Ни до маленьких, ни до больших образование не доходит.

К слову, о больших... Оптимизация Минобрнауки РФ привела к серьезному сокращению численности педагогов в стране - на 18,8 тысячи человек. При этом областям и краям не хватает квалифицированных учителей. В Астрахани, Ростове-на-Дону, Новосибирске преподаватели работают на 1,5-2 ставки - по 12 часов в день. Как усталость сказывается на качестве, видно по крайне слабым результатам ЕГЭ. Что же мы, такие усовершенствованные, через 5-6 лет делать будем?  Выводить по буквам в графе «образование»: «Сретние ниаконченое»?

КУКИШ ВАМ ВМЕСТО ОПТИМИЗАЦИИ!

Российские школы воспринимают оптимизацию, навязанную Минобрнауки РФ, как неизбежность: начальство приказало резать, значит, надо ломать, закрывать, перебрасывать учеников с места на место. О последствиях чиновники думать не приказывали.

Но, к счастью, еще бывают исключения из правил. Жители деревни Замошье Вологодской области спасали свою школу дважды - в 2011-м и в 2014-м. Когда в добротном двухэтажном здании, рассчитанном на 110 человек, осталось всего 12 ребят и 7 педагогов, учебное заведение решили ликвидировать.

Но родители, учителя и дети подняли шумиху в СМИ, подключили правозащитников. В 10 городах страны - Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Калуге и других - прошла акция «Вся Россия - за школу в Замошье».

Региональные и федеральные власти сулили семьям Замошья золотые горы: ваши сыновья и дочери будут учиться в соседней Марковской школе, их будут возить туда комфортабельные автобусы. Однако деревенские жители в отличие от Министерства образования РФ знают, как выглядит «подвоз детей» в реальности, и на сказки не купились: «Кукиш вам, а не оптимизация!»

«Школьникам придется вставать в шесть часов утра и возвращаться домой к четырем вечера. В ожидании автобуса они будут болтаться неизвестно где, - написали люди в коллективном обращении на имя главы Минобрнауки РФ, - без еды и без контроля взрослых. Как матерям отпускать своих детей в слякоть и мороз? Дорога между Замошьем и Марковским зимой практически не посыпается песком, заметается снегом - скользко, а весной и осенью обочины зарастают бурьяном и наперерез транспорту выбегают дикие животные. Кто возьмет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребят?»

В этом году дети из Замошья продолжили обучение в собственной школе, хотя формально она считается подразделением Марковского учебного заведения. Для них чиновники нашли приемлемый вариант. А подросткам из шести тысяч «не охваченных образованием» городских и сельских поселений что делать? Подобно индийским учащимся тазиками запасаться? Или резиновыми сапогами, как ребята из башкирской деревни Старокульчубаево? 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сопредседатель межрегионального проф­союза работников образования «Учитель» Андрей Демидов:

«Выводы Счетной палаты и события в российских регионах говорят о том, что наш образовательный корабль не знает, куда ему плыть. С одной стороны, Минобрнауки РФ хочет, чтобы соблюдалась Конституция РФ и все дети ходили в школу, с другой - пытается на этих школах сэкономить. К чему приводят оптимизации, мы видим по результатам ЕГЭ. Прорехи в системе, свои провалы министерство маскирует и сглаживает за счет бюрократических манипуляций с документами: то баллы подправит, то изменит максимальный порог оценок по математике и русскому языку. Мы доэкономимся, что образование станет совсем примитивным».

А КАК У НИХ?

В Великобритании, Франции, Японии учащихся возят в школу на специальном транспорте. В США для этих целей выделено около 500 тысяч автобусов. В Германии все города обеспечивают перевозку за свой счет. В Финляндии, если школа находится дальше чем в 2,5 километра от места жительства, детей доставляют в нее на такси за счет муниципалитета.

Источник:
Мир новостей