Гендиректора «Почты России» обвинили в кадровом беспределе

[Обзор прессы]

Ряд сотрудников почтового ведомства обвинили руководство в неэффективном управлении и расточительности

Гендиректора «Почты России» обвинили в кадровом беспределе

Фото: ИЗВЕСТИЯ

Сотрудники аппарата управления «Почты России» (АУП) обратились в Госдуму с жалобами на свое руководство в лице гендиректора Дмитрия Страшнова (письмо есть в распоряжении «Известий»). Работники в своем письме утверждают, что со стороны руководителя на «Почте России» устроен «кадровый беспредел», а само управление предприятием вызывает множество вопросов. Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский 5 февраля перенаправил письмо в Минкомсвязи и попросил в своем запросе (есть у «Известий») рассмотреть претензии работников.

Само обращение на имя Владимира Жириновского подписали 12 сотрудников аппарата управления. Среди них руководители отделов, дирекций, департаментов «Почты России» (ПР) и главные специалисты предприятия.

Работники отметили, что на предприятии наблюдается кадровый беспредел, а разговоры о повышении зарплат являются фикцией. Как отмечено в обращении, с 1 января 2014 года работникам филиалов и вспомогательному персоналу повысили оклады на 10–15%, при этом снизив премии за выполнение плана на 10%. Всё это привело в тому, что на фоне зримого повышения окладов сама зарплата осталась на прежнем уровне, при этом одновременно был увеличен план по доходам в среднем на 30%.

Как отмечают подписанты, под разговоры о необходимости сокращений увольняют опытных специалистов, но вместо одного старого сотрудника приходит несколько новых, не имеющих опыта, а численность самого АУП уже превышает 1,5 тыс. человек. 

Как отмечено в обращении, создаются новые структурные подразделения, которые дублируют функции старых: дирекция казначейства — департамент казначейства, дирекция почтовых услуг — департамент управления продуктами, дирекция бухучета — департамент бухучета и т.д.

«Постоянное несоблюдение трудового законодательства РФ, нарушение прав работников в том числе при проведении организационных изменений привели не только к росту жалоб во всевозможные инстанции, но и к организационному хаосу, в котором непонятно, кто за что отвечает и кто кем руководит», — сказано в обращении.

Один из подписавших письмо сотрудников рассказал «Известиям», что подтолкнуло его и коллег к обращению.

— Сейчас у нас проводится ряд процедур, которые называют не сокращениями, а активизацией структуры. Суть понятия руководство разъяснить сотрудникам так и не смогло. Однако в рамках этого загадочного процесса технологов, ценных специалистов управляющей компании увольняют целыми отделениями, без всякой аттестации, оценки квалификации, а просто по принципу «я тебя здесь не вижу», — рассказал один из организаторов. — Если человек не хочет уходить, то они ставят нового начальника, чьей должности нет даже в штатном расписании, — например, появился главный финансовый директор — и задают невыполнимые задания, за что после делают замечания и угрожают уволить по статье. В частности, все подписанты уже стоят на увольнение.

На момент написания статьи уволилась одна из подписавших письмо сотрудниц — руководитель дирекции казначейства Виктория Афанасьева. 

В своем письме на имя гендиректора Страшнова (есть у «Известий») Афанасьева отметила, что за время ее декретного отпуска на предприятии была создана дублирующая структура — департамент казначейства, куда перевели всех сотрудников дирекции. Самой же ей после выхода из декрета главным финансовым директором было предложено уволиться по собственному желанию, а на отказ он сообщил, что всё равно ее уволит. Сама Афанасьева с 2009 по 2012 год являлась одним из представителей ПР в Международном бюро Всемирного почтового союза, а также руководителем проекта по внедрению Единой системы казначейства.

— На меня было возложено руководство проектом создания Единой информационной системы казначейства на предприятии. Однако через три месяца я была удивлена, узнав, что бонус за создание этой системы получил сотрудник, принятый на предприятие уже после внедрения системы, которого после сделали главным финансовым директором, — рассказала Афанасьева. — По возвращении после отпуска по уходу за ребенком мне поступали поручения от сотрудника, не являвшегося моим руководителем, намеренно не предоставляли или задерживали документы, необходимые для исполнения этих поручений, отключили мой компьютер от информационных систем, а затем выносили дисциплинарные взыскания. После двух таких замечаний мне грозило увольнение по статье, что для меня неприемлемо.

Как говорится в обращении, в АУП стали приниматься «специалисты» и «менеджеры», не имеющие опыта работы в почтовой связи, при этом им устанавливаются оклады в 5–7 раз выше, чем у аналогичных работников со стажем. Как отметили подписанты, некоторыми новыми замами гендиректора и руководителями департаментов являются граждане Литвы, Швеции или имеющие Green Card США россияне.

В частности, первый заместитель Страшнова, по словам подписантов, имеет визу на ПМЖ в США. Саму должность первого зама сегодня занимает Ольга Осина, которая с 2008 по 2011 год возглавляла департамент финансов дистрибутора товаров компании FMCG — ООО «СНС Холдинг». Ранее она работала в таких компаниях, как The Coca-Cola Company и British American Tobacco. 

Заместитель гендиректора по коммерции — гражданка Литвы, а руководитель департамента маркетинга — гражданка Швеции, — отмечают подписанты. В письме они акцентируют внимание, что ПР — предприятие стратегического значения, которым должны командовать надежные люди. 

— При формировании управляющей команды «Почты России» учитывается прежде всего профессиональный опыт кандидатов, а не их национальная принадлежность. В настоящее время во ФГУП «Почта России» работает только один топ-менеджер с иностранным гражданством — гражданка Литвы Инесса Галактионова, заместитель генерального директора по почтовому бизнесу, — рассказали в пресс-службе ПР. — Инесса Галактионова имеет вид на жительство в РФ, вся ее 20-летняя трудовая деятельность, в том числе на управленческих позициях высшего уровня, велась в Российской Федерации. Опыт работы в сфере связи и телекоммуникаций — 4 года. Руководитель департамента маркетинга — гражданка Швеции — в отпуске по уходу за ребенком.

Далее в обращении подписанты говорят об «экономических кульбитах» нового руководства ПР. После запуска в эксплуатацию места международного почтового обмена (ММПО) Внуково большая часть работников АУП была в августе 2013 года перевезена с Варшавского шоссе, 37 в офис на проспекте Андропова, 18, освободив площади под цеха по обработке международных почтовых отправлений для ММПО. Но международная почта почти не поступает, и в сентябре 2014 года работников АУП вернули на Варшавку, 37, убрав оттуда все цеха. За аренду здания на проспекте Андропова, как отметили подписанты, платили «всего лишь» около 11 млн рублей в месяц.

Подписанты отметили, что строительство ММПО Внуково могло быть обоснованным, но «Почта» за период работы Страшнова потеряла половину объемов посылок из интернет-магазинов в пользу частных экспресс-служб доставки, и тот факт, что нет завала почтовых отправлений, в том числе и предновогоднего, — не показатель эффективной работы, а следствие того, что интернет-компании отказались работать с ПР из-за низкого качества услуг и срывов сроков доставки. 

В самой ПР отвергли претензии своих сотрудников, сообщив, что в 2012 году объем отправлений с товарными вложениями, который прошел через «Почту России», составил 81 млн штук. В  2013 году этот показатель составил 101 млн штук (рост +24,6% к 2012 году), а в 2014-м — 139 млн штук (рост +37,9% к 2013 году, или +71% к 2012 году).

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов выразил согласие с позицией ПР.

— Рост объемов «Почты России» по доставке посылок за 2014 год составил 40%, что является рекордом за всю историю компании. Доставка входящих международных отправлений (посылки + мелкие пакеты) увеличилась на 70,7%, или с 29 млн до 70 млн штук. Примерно 10% составляют отправления от частных лиц частному лицу, всё остальное можно засчитать сегменту B2C, то есть это дистанционная торговля, — рассказал Александр Иванов.

5 марта 2015 года прошло совещание с участием федерального министра связи Николая Никифорова, его зама Михаила Евраева, который курирует в ведомстве развитие ПР, и собственно руководства самой ПР. На совещании было объявлено, что в 2014 году выручка ПР достигла отметки 140,4 млрд рублей, что на 5,5% выше, чем в 2013-м — тогда была выручка 133,1 млрд рублей. Сам гендиректор ПР Дмитрий Страшнов на коллегии Минкомсвязи в мае прошлого года сообщил о планах получения в 2014 году выручки в размере 148,7 млрд рублей, или на 11% выше показателя 2013 года. Таким образом, по итогу года ПР удалось получить лишь половину роста выручки, на которую руководство рассчитывало еще в середине 2014 года.

Замминистра связи Михаил Евраев сообщил «Известиям», что данные о чистой прибыли по итогам 2014 года появятся позже. На коллегии в мае прошлого года Дмитрий Страшнов заявил о планах по прибыли в 2014 году в 45 млн рублей против 24 млн рублей в 2013 году.

— В программах деятельности предприятия с 2012 по 2014 год были утверждены плановые показатели по прибыли, но фактические цифры всегда отличаются от плановых, и я думаю, что в этом году прибыль «Почты» будет значительно превышать сумму в 45 млн рублей, — говорит Евраев.

Средняя зарплата на предприятии в 2014 году выросла на 11,4%, до 18,6 тыс. рублей. Также в 2014 году по сравнению с 2013-м выросла производительность труда — на 6%, до 37 тыс. рублей.

— Когда новое руководство ПР поменяло коллективный договор, оно изменило и систему премирования для работников. Были повышены нормы трудового участия, то есть обычным почтальонам, работникам отделений повысили нормы, а ресурсов под это предоставлено не было, — рассказал один из подписантов обращения. — Люди не выполнили задания и были лишены квартальных премий (100% от зарплаты) и годовых премий, которые также составляли 100% месячного заработка. За счет этой экономии на премиях была повышена прибыль предприятия. Но на самом деле это были неизрасходованные деньги, предназначенные для премий сотрудников.

Подписанты в своем сообщении отмечают, что в ПР происходит ухудшение структуры оборотных активов, объем дебиторской задолженности увеличился с 2012 года по сентябрь 2014 года с 3 млрд рублей до 6,7 млрд. Одновременно с этим за 2 года на 5,5 млрд увеличился объем заемных средств.

При этом, как отмечают авторы письма, руководители ПР позволяют себе значительные неправомерные траты. Генеральный директор Дмитрий Страшнов в 2013 году в период проведения Экономического форума в Санкт-Петербурге и «Почтовой тройки» потратил на проживание в гостинице более 1 млн рублей. В ноябре 2014 года, согласно обращению подписантов, был зафрахтован самолет в Панамской авиакомпании на сумму более €70 тыс. для поездки в филиалы ЦФО с 9 до 14 ноября генерального директора и его замов.

Кроме того, сотрудники ПР обвинили руководство и в непрофильных тратах. 

— Одной из таких трат является спонсирование фильма Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». На съемки ФГУП «Почта России» выделило 30 млн рублей. И этот кинематографический процесс проходит на фоне резкого падения прибыли предприятия... — отмечают авторы письма. 

В Минкомсвязи России отметили, что оно хоть и осуществляет контроль деятельности ФГУП «Почта России», но предприятие самостоятельно принимает управленческие решения — в том числе и по кадровым вопросам. Структурные реформы проводятся в целях оптимизации, а при формировании новых структур сокращения в АУП на 2013–2014 годы не проводились. При наборе персонала, как отметили в Минкомсвязи РФ, важным является опыт успешного руководства проектами и людьми, а «опыт работы на предприятии почтовой связи не является ключевым».

В обращении же работников АУП отмечено, что за 2013 год и 8 месяцев 2014-го из АУП было уволено 74 и 179 человек соответственно. При этом принято за этот период 517 новых работников.

Обращение сотрудников АУП является не первым проявлением недовольства работой ПР со стороны общественных организаций.

В мае 2014 года ОНФ раскритиковал ПР за сотрудничество с Межрегиональным агентством подписки (МАП), которому ПР, по словам «фронтовиков», фактически отдал сегмент подписки, при этом основную работу выполняли опять же сотрудники ПР, в то время как МАП получал доходы от этой деятельности. Кроме того, как отметили в ОНФ, учредителями МАП были офшорные компании, представляющие Кипр и Британские Виргинские острова.

В сентябре 2014 года часть представителей совета по стратегическому развитию ПР раскритиковали Стратегию развития ФГУП «Почта России» и почтовой отрасли до 2018 года, назвав документ, подготовленный ПР, несостоятельным, а ряд плановых индикаторов по документу — не имеющими под собой никаких оснований для реализации.

Источник:
Известия