Вологодскому губернатору Олегу Кувшинникову обещают нелётную погоду

Общественники пожаловались на него Путину, Медведеву и Матвиенко

Резкое повышение цен на хлеб, молоко, яйца, а также выросшие больше чем наполовину тарифы ЖКХ, крайне низкая зарплата северян и фантастический рост долга регионального бюджета — все эти грехи общественная организация «Народный контроль» вменила в вину действующему вологодскому губернатору Олегу Кувшинникову. Общественники обратились к руководителям страны с петицией, в которой просят провести проверку его деятельности и, видимо, строго наказать, а то и снять с должности. В то же время информация о бедственном положении вологжан, «готовых выйти на митинги и забастовки», вызывает и сомнения. «ФедералПресс» решил разобраться, на самом ли деле всё так плохо у жителей Русского Севера.

Когда куры плачут

Письмо от «Народного контроля» хотя и стало неожиданностью, но попало в тренд. На волне противостояния губернаторов с РЖД по поводу электричек особенно накалились отношения монополии именно с Олегом Кувшинниковым. В декабре и январе его персона подверглась двум волнам критики со стороны блогеров. Критиковали и нечищеные от снега улицы, и его  расточительность, и рухнувшую экономику. Пытались даже промыть по косточкам личную жизнь руководителя региона. Но именно «Народный контроль» открыл вторую волну критики.

Общественники направили свое обращение в адрес президента страны Владимира Путина, а также премьер-министра и председателя Совфеда. В письме они обращают внимание на то, что Вологодской области «грозит социальная дестабилизация с массовыми забастовками и митингами». Сообщается, что в финансово-экономическом положении области установлен своеобразный антирекорд: объем долга, по данным «контролеров», превысил общую сумму доходов региона и составил 32 млрд рублей. Сегодня каждый житель области «должен» около 30 тыс. рублей. По мнению общественников, «эти негативные тенденции являются результатом некомпетентного управления регионом». Всю вину они возлагают персонально на губернатора.

Тут важно отметить, что закону объем долга всё-таки не противоречит, поскольку не превышает собственных доходов, которые равны 35 млрд руб. Хотя в целом озабоченность общественников вполне понятна.

«С начала губернаторства Олега Кувшинникова цены на хлеб в области выросли на 60%, на молоко – на 70%, яйца подорожали в два раза, тарифы ЖКХ увеличились на 55%, – говорится в письме. – Положение самых незащищенных слоев населения вызывает крайнюю озабоченность. Средняя зарплата работников сферы образования ниже минимального прожиточного минимума. Работники детских садов по факту получают меньше 5 тыс. руб., не решается проблема с переселением граждан из аварийного жилья – все это приводит к острой социальной напряженности».

Разумеется, яйца и тарифы ЖКХ дорожали по всей стране, пусть и неравномерно. Впрочем, птицеводство Вологодской области действительно находится в глубочайшем кризисе. Созданный в 2004 году усилиями областных властей «Вологодский центр птицеводства» фактически прекратил свое существование, а из входивших в его состав птицефабрик большинство находятся в плачевном состоянии. Стабильно работают только «Великоустюгская», которую ВЦП де-факто не контролировал, а также «Малечкино», отданная в аренду ГУП ФСИН «Нива». Прошлый год был ознаменован скандалом, когда областное правительство отказалось признавать долги перед банком ВТБ в размере полумиллиарда рублей. Деньги были выданы в кредит под областные госгарантии. Общий же пакет госгарантий ВЦП был равен 2,5 млрд руб, и все они «повисли» на областном бюджете. Проблема вылилась в несколько судебных процессов.

Именно на это указывают активисты «Народного контроля», когда пишут о долгах птицеводов. «Например, отказавшись от исполнения финансовых обязательств перед ВТБ по долгам Вологодской птицефабрики, обеспеченным государственными областными гарантиями, губернатор Олег Кувшинников создал прецедент, поставив под сомнение институт госгарантий. Это крайне негативно сказывается на инвестиционном климате в области», – говорится в письме. Однако здесь стоит отметить, что «Вологодская птицефабрика» (действительно входившая в состав ВЦП) – не единственный проблемный актив.

Обвинили «контролеры» руководство региона и в хаотичном и несистемном характере управления. В связи с этим прежде всего вспоминается решение властей о приостановке инвестпроектов, которые финансировались за счёт бюджета. Одним из них была модернизация птицеводства. А ещё затормозилось решение проблем, связанных с «Вологодским текстилем», промышленными парками и т. п. Всего было прикрыто почти два десятка инвестиционных проектов.

Припомнили Олегу Кувшинникову и проблемы на «Вологодском машиностроительном заводе». Там действительно возникла тяжелейшая ситуация, предприятие де-факто остановлено, а рабочие месяцами не получают зарплату. «В заявлении в прокуратуру Вологды указывается, что акционеры и руководство завода умышленно ведут предприятие к банкротству, наращивают долги перед кредиторами, уводят деньги из предприятия, – говорится в обращении. – Работники завода обратились к губернатору, однако это обращение было проигнорировано». Такие документы действительно существуют. Однако стоит иметь в виду, что машзавод целиком находится в частной собственности. При этом тяжелейшей остается ситуация на других предприятиях межрегионального холдинга, в который входит ВМЗ.

Стальные мальчики

Ещё строки из письма: «Депутаты областного Законодательного собрания регулярно ставят на вид губернатору откровенное лоббирование им интересов компании «Северсталь», членом Совета директоров которой Олег Кувшинников был несколько лет назад. Компания уводит средства в оффшоры, лишая регион значительной финансовой поддержки и приближая его к дефолту (в 2013 году «Северсталь» снизила чистую прибыль в 9,2 раза - с 789 млн до 83 млн долл.). Олег Кувшинников по сути, является ставленником этой компании, и не предпринимает никаких действий для ее перевода в российскую юрисдикцию, что идет вразрез с курсом Президента РФ на деофшоризацию отечественной экономики».

Делали ли такие заявления депутаты ЗакСа, доподлинно неизвестно. Другое дело, что по данным Института социально-экономического развития территорий РАН, «Северсталь» выводила в оффшоры прибыль так, что областному бюджету ничего не перепадало. Данные об этом были опубликованы как раз накануне появления письма «Народного фронта». Согласно исследованию, ежегодно около 14 млрд руб. оставалось на зарубежных счетах аффилированной с «Северсталью» зарубежной компании «Severstal Export GmbH», которая занимается продажей продукции металлургического гиганта.

Припомнили Кувшинникову и историю с чартерными авиаперелётами, по числу которых он перещеголял всех губернаторов страны, и покупку дорогих иномарок для чиновников. «В результате Олег Кувшинников пользуется крайне невысокой популярностью у жителей Вологодской области, – заявляют общественники. – В рейтингах губернаторов России он стабильно на последних местах. На фоне и без того непростой экономической ситуации в стране неэффективное управление областью и неспособность Олега Кувшинникова решать проблемы населения могут значительно увеличить социальную напряженность в регионе и привести к социальному взрыву».

Согласно исследованиям того же ИСЭРТ РАН, в октябре 2013 года деятельность Олега Кувшинникова одобряли 46% жителей региона. Год спустя на выборах он набрал 63% голосов. Впрочем, явка была очень низкой, и де-факто за него проголосовала 181 тысяча избирателей – чуть больше 15% населения. То есть люди традиционно «проголосовали ногами», но эта тенденция наметилась ещё до прихода Кувшинникова на пост губернатора. К слову, прежний глава региона Вячеслав Позгалёв ушел в отставку как раз из-за слишком низкой поддержки «Единой России» избирателями на выборах в Госдуму. Он также выходец из «Северстали», только вот при нем металлургический гигант платил несравнимо больше налогов в бюджет области.

Губернатор сомневается...

Сам Олег Кувшинников на публике низкие показатели рейтингов не комментирует. В конце 2013 года он заявил областной газете «Премьер», что сомневается в объективности таких показателей. «Зачастую методология составления подобных рейтингов не обозначается вовсе, а если и обозначается, то ставит под сомнение само ранжирование, – сказал он. – СМИ, как правило, с охотой подхватывают такие «новости», тиражируют их. Что мы получаем в итоге? Необъективную картину, предлагаемую потенциальным туристам, инвесторам да и самим жителям региона».

Историю же с затратами на авиаперелёты он прокомментировал прозаично. «Деятельность регионального правительства в современных условиях во многом сосредоточена на работе в Москве и Санкт-Петербурге, если речь идет конкретно о нашей области, – заявил он «ИТАР-ТАСС». – Благодаря этой работе удалось привлечь в область гигантские средства – более 25 млрд рублей – на решение самых разных социальных задач».

Все атаки на себя Олег Кувшинников считает глупостями. «Я видел в мониторингах эти публикации, большинство из них основано на слухах и домыслах, – сказал он в январе этого года информагентству «ВологдаРегион». – Если про меня сочиняют сказки и небылицы, значит, это кому-нибудь нужно. Я делаю свою работу и не собираюсь реагировать на глупости».

Сразу же после первой публикации «ФедералПресс» о начале расследованияhttp://fedpress.ru/news/investigation/1424175049-delo-vologodskogo-guber...в адрес редакции пришло гневное письмо от анонимного автора с лейтмотивом «Руки прочь от нашего губернатора!». Но было и другое письмо – от многодетной матери, которая считает очень своевременной поднятую нами тему и которая рассказывает, как много обязательств по отношению к многодетным матерям в Вологодской области не исполняется. Здесь закрыты все молочные кухни, в три раза выросла плата за детсады, очень мало выделяется земельных участков под жилищное строительство для многодетных семей. «С приходом к власти нового губернатора Кувшинникова О.А. жители области не стали жить лучше, а даже, можно сказать, что хуже», – пишет нам жительница Вологды. Вместе с другими многодетными матерями она собирается направить свое письмо-жалобу президенту. Так что ситуация на Вологодчине, судя по всему, очень неоднозначная.

Напомним: мы направили запросы по поводу обращения «Народного контроля» в адрес полномочного представителя в Северо-Западном федеральном округе Владимира Булавина и самого вологодского губернатора Олега Кувшинникова. Но пока ответов нет, мы решили рассказать о самом губернаторе и его свершениях. Расскажем (используя официальную информацию и ту, что была опубликована в СМИ) беспристрастно и, по возможности, всесторонне.

Дворец для ЗАГСа, саботаж автоинспекторов и дорога к Деду Морозу

В последнее время о губернаторе Кувшинникове в прессе и соцсетях пишут неожиданно много нелестного. Местные газеты пестрят заголовками о плохих дорогах, за которыми «не следит губернатор», об отменённых электричках, о растущих ценах в магазинах, в чём опять-таки виноват Кувшинников. Хорошее вспоминают редко. А оно ведь тоже было. Например,
в период правления Кувшинникова в Череповце в 2008-11 гг. был полностью реконструирован Ягорбский мост и достроена транспортная развязка с выходом на улицу Набережную. В июле 2009 года после 20-летнего ремонта был открыт музейный комплекс «Усадьба Гальских». А в январе 2011-го Кувшинников получил четыре балла из пяти возможных в индексе влиятельности глав крупных городов.

Но журналисты с блогерами припоминают скандал, разразившийся ещё в октябре 2011 года в связи с ездой Кувшинникова на служебном автомобиле по встречной полосе. По результатам расследования того инцидента водителю мэра был выписан штраф в размере 5000 рублей. Сам Кувшинников (наверняка подгонявший водителя) наказан, разумеется, не был.

13 ноября 2011 года Олег Кувшинников, сам управляя уже личным автомобилем, попал в аварию, ударился о руль и рассек себе бровь. А уже 13 декабря, за день до своего назначения и. о. губернатора, он побывал с проверкой в ГИБДД Череповца. В ходе проверки мэр ознакомился с работой системы видеофиксации нарушений, в которой не оказалось информации о преднамеренном нарушении скоростного режима его автомобилем. Не было там такой же информации и о других машинах-нарушителях. Следовательно, не было и наложенных штрафов. Рассказывают, что Кувшинников прямо с поста ГИБДД послал своего водителя на служебном автомобиле на одну из улиц города и приказал тому разогнаться до сотни километров в час. Приборы автоинспекторов не увидели лихача. Тогда Кувшинников устроил автоинспекторам разнос за «саботаж» в работе.

14 декабря 2011 года, после отставки В. Е. Позгалёва, Кувшинников был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Вологодской области. 28 декабря по представлению президента Дмитрия Медведева он был утверждён в должности губернатора Законодательным Собранием Вологодской области.

С первых же дней руководства областью новый губернатор предпринял ряд шагов по демократизации и дебюрократизации общественно-политической жизни: выступил с инициативой поправок в Устав Вологодской области о сокращении количества заместителей губернатора и ликвидации должности вице-губернатора. В результате у губернатора осталось только 8 заместителей вместо 18.

Для формирования нового областного правительства Кувшинников запустил проект «Команда губернатора». Каждый желающий с высшим образованием и опытом государственной службы мог заполнить анкету на сайте губернатора и в дальнейшем претендовать на пост в правительстве. Отбор кандидатур происходил в 3 этапа: 1) уличный опрос и интернет-голосование на сайте губернатора; 2) обсуждение кандидатур в экспертных группах; 3) личное собеседование с губернатором. Команда была подобрана, и теперь её называют действительно молодой, но спонтанной в своих действиях.

В том же 2012 году из Дорожного фонда области и от частных инвесторов были выделены солидные средства — 768 млн рублей на ремонт дороги из Вологды в Великий Устюг, к дому Деда Мороза. Тогда из 446 километров трассы удалось отремонтировать лишь 33 километра. При этом остальные дороги области и самого областного центра, как пишут и показывают на фотографиях местные блогеры, остаются самыми «убитыми» в России.

Очень запомнился вологжанам такой пиар-ход Кувшинникова: он своим распоряжением передал отремонтированный архитектурный памятник – Дом губернатора в Вологде –  молодожёнам. У местного ЗАГСа не было такого роскошного помещения, а теперь в нём проводятся торжественные церемони бракосочетания, и горожанам это очень нравится. А куда переехал сам губернатор? Никуда. Губернаторы в этом Доме вообще сидели только до революции. А в наше время руководители области традиционно занимают другую резиденцию – в здании правительства на улице Герцена, 2.
 
Многие меры нового губернатора в самом начале его работы казались вологжанам популистскими. Например, с поездки в Тотьму Кувшинников начал серию встреч с жителями районов, во время которых отчитывались главы районов. При этом присутствующим, помимо возможности задать вопросы губернатору, раздавались анкеты, где можно было указать проблемы района. На встрече с молодёжным активом он заявил, что руководство области не будет препятствовать проведению мирных акций протеста. Что сталось дальше с теми анкетами, неизвестно, но вот протестные акции в области действительно проводились свободно. 15 ноября на выездном совещании в Грязовецком районе О. Кувшинников анонсировал создание миграционного центра в Грязовце. Более четверти населения города собрали тогда подписи против этого и организовали митинг протеста. Однако центр всё-таки был создан, и сейчас стоит практически полупустым: кроме временных беженцев с Украины, селить туда оказалось некого.

31 января 2012 года Кувшинников сделал скандальное заявление о том, что жители Белозерска во время грядущего празднования 1050-летнего юбилея города должны пожить в своих банях, чтобы в их дома (из-за отсутствия мест в гостиницах) можно было поселить гостей города. И кое-кто действительно переселялся к друзьям-родственникам, потому что гостей на юбилее было много.

7 февраля 2012 года Кувшинников реорганизовал секретариат и службу протокола губернатора, вчетверо сократив их штатную численность.

В феврале 2012 года Кувшинников возглавил рейтинг самых общительных и открытых для СМИ губернаторов. В январе 2014 года стал первым в рейтинге информационной открытости среди глав регионов. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного «Национальной службой мониторинга». Но в то же время, в исследовании «Независимой газеты» он признан одним из наименее влиятельных глав регионов.

В сентябре 2013 года на сайте госзакупок появилось извещение о покупке дорогостоящих автомобилей для нужд областной администрации. Однако, несмотря на поднятый в СМИ, блогосфере и в социальных сетях шум, тендер не был отменен. Девять с половиной миллионов рублей ушло на покупку 4-х новых джипов для чиновников.

С октября 2013 года Кувшинников входит в состав президиума Государственного совета России. 17 февраля 2014 года в Череповце прошел президиум Госсовета, посвященный вопросам государственной политики в сфере семьи, материнства и детства. По итогам мероприятия президент Владимир Путин поблагодарил губернатора области, который возглавлял рабочую группу Госсовета по подготовке этого мероприятия. Также президент отметил, что «в Вологодской области, в Череповце накоплен хороший, большой опыт поддержки семей с детьми».

В марте 2014 года Кувшинников инициировал прокурорскую проверку в отношении журналиста Романа Романенко за его шутливую запись в социальных сетях, призывающую спасать русских не только в Крыму, но и в Вологодской области. Журналист саркастически просил президента Владимира Путина ввести войска в Вологодскую область «для защиты прав русскоязычного населения, к которому не прислушиваются захватившие власть с помощью нечестных выборов оккупанты». 4 апреля 2014 года в отношении благотворительного фонда «Хорошие люди», который возглавляет Романенко, были начаты оперативно-розыскные действия.

15 мая 2014 года во время рабочей встречи с Президентом Российской Федерации попросил разрешения провести досрочные выборы вологодского губернатора. Президент решение поддержал, и Кувшинников был переизбран в должности.

12 раз вокруг «шарика»

Самой скандальной страницей губернаторства Кувшинникова стала его любовь к авиаперелётам. Летать он предпочитал не «общественным» транспортом, а персональным – заказанными по чартеру самолётами. Эксперты интернет-проекта ОНФ «За честные закупки» проанализировали расходы региональных бюджетов на чартерные авиаперевозки за 2012-2014 годы. Безусловным лидером по таким тратам стала Вологодская область: за два года ее руководители (по местному законодательству чартерными рейсами могут пользоваться только губернатор и председатель Заксобрания) покрыли расстояние более чем в 500 тыс. километров, что соответствует как минимум 12-ти кругосветным путешествиям. Региональному бюджету эти перелёты главы обошлись в 86 млн рублей.

Как сообщает местное отделение ОНФ, согласно заявкам, размещенным на сайте госзакупок в 2012 и 2013 годах, руководители региона провели в салонах чартерных самолетов 672 летных часа. Именно такая продолжительность полетного времени фигурирует в восьми госзакупках комитета государственного заказа Вологодской области. Если умножить эти часы на среднюю крейсерскую скорость самолёта – 750 километров в час, то получается, что высшие должностные лица региона налетали 504 тыс. километров. Таким образом, они могли облететь земной шар двенадцать с половиной раз (протяженность экватора – 40 тыс. км), 50 раз пролететь через всю территорию России (протяженность с запада на восток – 10 тыс. км) и не менее 700 раз облететь территорию Вологодской области (с запада на восток – 650 км).

Куда конкретно совершались все эти многочисленные и дорогостоящие полеты, в закупочных документах не указывается. Однако официальный сайт областной администрации сообщает о частых поездках руководства региона в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, а также на родину Деда Мороза – в Великий Устюг. При этом семь тендеров на чартерные перевозки из восьми выиграло ООО «Авиапредприятие «Северсталь» (еще один тендер – ОАО «Вологодское авиапредприятие»), имеющее в своем парке три самолета ЯК-40 (дальность полета – 1500 и 2300 км), четыре CRJ-200 (2800 км), один Challenger-604 (7000 км).

Закон «О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области» указывает, что «губернатор области, председатель Законодательного собрания для передвижения по территории области и за ее пределами обеспечиваются автомобильным транспортом, отдельным купе железнодорожного транспорта, местом в первом классе воздушного или водного судна». Ещё упоминается, что «передвижение указанных лиц может также обеспечиваться чартерными воздушными перевозками».

При этом руководство Вологодской области за два года потратило на чартерные перелеты 86 млн бюджетных рублей и оставило по аналогичным тратам далеко позади всех коллег из других регионов, даже самых отдаленных. Всего чартерными рейсами пользуется руководство 14 из 85 регионов. На втором месте за тот же период идет значительно более удаленный от федерального центра Красноярский край (выделено 52 млн рублей). Республика Мордовия потратила на перелеты своего руководства почти 31 млн рублей, осуществив закупки чартерных рейсов на 268 летных часов. А Республика Коми на 25 млн 137 тыс. рублей купила 166 летных часов (52 самолетных и 114 вертолетных). Также такие траты позволяют себе администрации Пензенской, Иркутской, Сахалинской областей, ХМАО - Югры, республик Хакасия, Саха (Якутия), Удмуртии, Татарстана, Ненецкого автономного округа и Приморского края.

Руководители остальных российских субъектов, насколько можно судить, используют рейсовые самолеты. В принципе, так же могли бы поступать и в других регионах, в том числе в Вологодской области, где имеются два аэропорта, откуда осуществляются как внутренние, так и международные авиаперевозки. Один расположен в Вологде, второй – в Череповце, что в 120 километрах от Вологды. Если учесть, что заказ чартерного самолета небольшой вместимости стоит 2 тыс. евро (80 тыс. рублей) за летный час, а, к примеру, от Череповца до Москвы и Санкт-Петербурга самолет летит 50 минут, то полет туда и обратно обойдется в 160-200 тыс. рублей. При этом билет экономкласса в Москву из аэропорта Череповца туда-обратно можно купить за 15 700 рублей, бизнес-класса – за 20 110 рублей. Авиабилеты в Санкт-Петербург и обратно обойдутся еще дешевле: 6600 рублей экономклассом и 19 700 рублей бизнес-классом.

«Благодаря работе экспертов проекта ОНФ «За честные закупки», нам удалось выявить ряд тендеров, связанных с заказом необоснованно дорогих чартерных перевозок руководителей субъектов РФ за счет региональных бюджетных средств, – сказал по этому поводу сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. – И хотя локальные нормативные акты в некоторых регионах и подразумевают использование главами субъектов чартерных воздушных перевозок, злоупотреблять такими тратами за государственный счет не стоит. Отмечу, что многие представители среднего и крупного бизнеса, с которыми я знаком, пользуются регулярными авиарейсами, причем часто экономическим классом обслуживания. Чиновникам высшего уровня на местах следует более внимательно и грамотно проводить социальную политику, заботиться о повышении качества жизни россиян, а не тратить миллионы государственных рублей на комфортные перелеты, в то время как в стране взят общий курс на экономию бюджетных средств и борьбу с расточительством».  

Олег Кувшинников 

Олег Александрович Кувшинников родился в Череповце в 1965 году. В детстве и юности активно занимался спортом. В сентябре 1982 года пришел работать на Череповецкий металлургический завод в цех ремонта коксохимического оборудования слесарем, после армии продолжил работу на ЧМК , в 1991 году окончил с отличием Ярославский техникум советской торговли.С 1994 года — мастер сортопрокатного цеха ЧМК, затем начальник стана «250», позднее — заместитель начальника цеха по производству. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. В 1999 году окончил в Москве Государственный университет управления по программе «Производственный менеджмент».

С 2000 года - начальник сортопрокатного цеха ЧМК, с 2002-го - начальник листопрокатного цеха № 1. С 2002 по 2006 годы — депутат Череповецкой городской Думы, председатель комиссии по городскому хозяйству. С декабря 2003 года — член «Единой России».

С января 2004 года по ноябрь 2006 года занимал должность директора социально-бытового комплекса (СБК) ОАО «Северсталь».

В 2004-2005 годах — член Совета директоров ОАО «Северсталь». С ноября 2006 года — первый заместитель мэра Череповца. С марта 2007 года — избранный мэр города Череповца (65,3 % голосов избирателей). С декабря 2011 года — губернатор Вологодской области.– дважды лауреат премии имени академика Бардина. Автор 11 изобретений. Награждён Почётной грамотой Минпромнауки России за личный вклад в развитие металлургической промышленности. В 2003 году награждён медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Имеет степень магистра делового администрирования MBA. Кандидат в мастера спорта по хоккею. Женат. Имеет троих сыновей.


Справка «ФедералПресс»:

По данным Портала правовой статистики Вологодская область заняла пятое место среди регионов страны по количеству полученных взяток. За 2014 год в регионе зарегистрировано 177 преступлений по статье «получение взятки». Как сообщает ИА «СеверИнформ», в 2013 году в этом же рейтинге Вологодская область занимала 19 место с показателем в 107 случаев взяточничества, в 2011-2012 годах было зарегистрировано лишь по 60 подобных преступлений. Вологодская область также находится на пятом месте среди всех субъектов РФ по количеству злоупотреблений должностными полномочиями.

Источник: ФедералПресс
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика