Андрей Чухин, Москва: «Раб идёт жаловаться хозяину, свободный человек обращается в суд»

[Обзор прессы]

Учителя молчаливы и терпеливы. Большинство из них не только не обладают правовой грамотностью в области трудового и образовательного права, но даже с собственными трудовыми договорами детально не знакомы.

За последнее время о проблемах школы не писал только ленивый: это и чрезмерная  нагрузка учителей, огромное количество планов и отчётов, нежелание школьников учиться, а родителей участвовать не только в жизни школы, но и в судьбе собственных детей. В большинстве публикаций авторы находят «виноватых» во всех бедах российского учительства. И это отнюдь не педагоги, а, начнём по нисходящей, бездумные чиновники, буквально «выкручивающие» руки учителям, это и местная администрация, презентующая набор столовых приборов победителям местных педагогических конкурсов, в конце концов «горячо» нелюбимая всеми участниками педагогического процесса школьная администрация в лице директора и завуча, которые отчаянно балансируют между учителями, министерством, родителями и детьми.

Однако давайте посмотрим на факты: практически ни в одной из публикаций на сайте «УГ» уважаемые учителя не предложили ни одной альтернативы огромному валу отчётов, планов, конспектов. Повздыхали, обсудили на «педагогической кухне» и… послушно отправились писать отчёты... По роду деятельности я часто общаюсь как с представителями «ровных рядов» чиновничества, так и с педагогами, и приходится делать неутешительный вывод: попытки учителей бороться с запредельными нагрузками и валом отчётов с планами предпринимаются крайне редко и имеют единичный характер. С другой стороны, гораздо проще «поплакать в жилетку» коллеге или обсудить свалившееся «несчастье» в кругу семьи. Это гораздо легче, чем копаться в малопонятной информации трудового договора, искать ответы в Трудовом кодексе РФ или ФЗ «Об  образовании в РФ». Гораздо проще надеяться, что «приедет барин и всех рассудит», однако надежды затягиваются, а барин всё не приезжает.

Практика работы с обращениями граждан, и в частности с обращениями представителей школьных работников, приводит к неутешительным выводам: большинство учителей не только не обладают правовой грамотностью в области трудового и образовательного права, но и в большинстве случаев не знакомы даже с собственными трудовыми договорами.

Проблема азов правовой грамотности не тема обсуждения в небольшой интернет-статье, но удивляет сама позиция педагогов. Хотя при желании вполне возможно защищать свои интересы по поводу той же необоснованной загруженности, низкой зарплаты и откровенного равнодушия властей на местах. И совершенно необязательно заканчивать юридические вузы для защиты своих ущемлённых прав. Спектр юридической помощи, в том числе и бесплатной (как, например, юридические клиники при юридических вузах, где консультируют студенты под руководством опытных наставников), вполне обширен. Подспорьем могут стать и онлайн-сервисы бесплатных юридических услуг.

Очень хотелось бы довести до уважаемых учителей, что чем активнее вы будете защищать свои права и интересы в общественных организациях, профсоюзах, судах, тем меньше будет желающих «модернизировать», «укреплять», «улучшать», «развивать» российское образование исключительно за счёт личного времени, энтузиазма и сил всех тех, кто имеет возможность и счастье работать в школе. Жители древнего Рима имели такое мнение: «Раб идёт жаловаться хозяину, свободный человек обращается в суд».

Автор:
Андрей Чухин
Источник:
Учительская газета