Давай, до свиданья?

[Обзор прессы]

В начале 2015 года в промышленности наметились тревожные тенденции. Из разных регионов стала приходить информация о том, что одни предприятия закрываются в связи с банкротством, другие сокращают рабочее время и сотрудников, на третьих растут долги по зарплате. Наибольшие трудности испытывает машиностроительная отрасль, а также строительство.

Задержки по зарплате уже стали приводить к акциям протеста. Так, несколько десятков человек вышли на 1813-й километр трассы М5 – вблизи села Травники в Челябинской области. Оказалось, что пикетчики – это работники "Строительного управления №1", разгневанные длительной задержкой заработной платы. В числе организаторов несогласованной с властями акции полиция назвала жителя Еманжелинска, которому теперь грозит административное наказание. Южноуральцы в своих комментариях в Интернете возмущались по этому поводу, указывая, что правоохранители преследуют протестующих, а вот виновных работодателей наказывать не торопятся.

Индустриальная Челябинская область в настоящее время пополняет армию безработных. Согласно информации главного управления по труду и занятости региона, в ближайшие три месяца на Южном Урале сокращения могут затронуть около 9 тысяч работников, в том числе сотрудников Челябинского тракторного завода. Если кризисные тенденции продолжат нарастать, то акции протеста, подобные той, что были на М5, будут происходить все чаще.

Претензии к правоохранителям выдвинули и протестующие работники Вологодского машиностроительного завода. 11 февраля трудовой коллектив провел предупредительную забастовку. Представители коллектива с плакатами вышли на площадку перед своим предприятием. Прибывших прокурорских сотрудников рабочие обвинили в нежелании принимать действенные меры воздействия на работодателя.

"Заработная плата не выплачивается уже на протяжении семи-восьми месяцев. Последний раз им давали аванс перед новым годом 10 тысяч рублей. Фактически завод подведен к банкротству. Рабочие завода сокращаются. Но они не хотят уходить с завода", – рассказал корреспонденту "Росбалта" вологодский блогер Сергей Городишенин.

По словам блогера, многие квалифицированные работники – предпенсионного возраста и потому не хотят менять место работы, хотя их к этому и вынуждают задержками зарплаты.

Проблемы с загрузкой мощностей в начале года испытывают предприятия, работающие на российские железные дороги (РЖД). Тверской вагоностроительный, Новочеркасский электровозостроительный, Брянский машиностроительный, Бежицкий сталелитейный заводы, вагоносборочное и металлургическое производство "Уралвагонзавода" в Нижнем Тагиле получили известия, что РЖД резко сокращает свои заказы и им придется увольнять своих работников.

"Мощность завода – 1,2 тыс. вагонов в год.  В последние годы объем заказов сокращается. В 2015 году Федеральная пассажирская компания – основной покупатель вагонов – заказала всего 15 штук. По предварительным данным, возможны еще какие-то заказы, но этого катастрофически мало", – рассказала председатель молодежного совета объединенной профорганизации завода Елена Желнова. Предприятие не будет работать с 9 февраля по 10 марта, планируется сокращение почти 2 тысяч человек. По словам профсоюзной активистки, отсутствие работы и планируемая волна сокращений персонала вызвали рост социального недовольства. На 20 февраля в Твери намечено проведение митинга. Вагоностроители будут протестовать против увольнений.

Серьезно забуксовала в начале года и отрасль автомобилестроения. Пресс-служба Volvo Group сообщила, что с 11 февраля калужский завод временно приостанавливает производство грузовиков и сократит штат работников на 30%. Завод Volkswagen в Калуге предупредил рабочих о возможном сокращении 770 сотрудников, а "ПСМА Рус" планирует приостановить конвейер с 24 февраля по 6 марта. На ОАО "КамАЗ" со 2 марта по 24 мая вводится режим неполной, трехдневной рабочей недели. Продолжаются процессы сокращения работников на "АвтоВАЗе" в Тольятти. Тверской завод по производству гидравлических экскаваторов Hitachi сокращает производственную активность, часть сотрудников уходит в вынужденный отпуск.

Спад производства, сокращения работников на предприятиях автопрома происходят из-за общих кризисных тенденций в экономике, считает организатор Межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация" (МПРА) в Калуге Дмитрий Кожнев. Согласно его наблюдениям, заметно падение спроса на грузовики и недорогие легковушки.

"Завод Volvo, который находится в Калуге, производит грузовые автомобили. А когда в экономике наблюдается спад, то потребность в грузовой, строительной технике уменьшается, и производство начинает буксовать. Похожая ситуация, например, в Твери, на заводе экскаваторов Hitachi, где сокращается производственная активность. В производстве легковых автомобилей проблемы наблюдаются в первую очередь в том секторе, где производятся относительно дешевые машины для широкой публики. Если мы посмотрим на Volkswagen, ПСМА (Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors), то у них возникают большие проблемы с производством дешевых моделей. Дело в том, что, когда происходит кризис, основные трудности ложатся на трудящихся, на людей небогатых – у них начинаются затруднения с платежеспособностью. А ведь именно они – источник платежеспособного спроса на эти машины", – рассказал Дмитрий Кожнев.

Член совета Конфедерации труда России, депутат Думы Астраханской области Олег Шеин считает, что какие-то определенные оценки глубины снижения промышленности давать еще рано.

"Резкое обрушение рубля произошло в декабре. Проседание рубля, которое происходило чуть раньше, было неприятным, но не настолько тревожным для экономики. Запретительные для экономики ставки рефинансирования Центробанком были тоже заявлены в середине декабря. Поэтому давать какие-то оценки можно будет по итогам первого квартала 2015 года, когда окончательно прорисуются тенденции, заработают новые процентные ставки по кредитам. Январь – не показательный месяц, потому что много праздников, февраль – уже может быть, а март окончательно покажет – к чему мы пришли", — разъяснил Олег Шеин.

Первые месяцы 2015 года определенно не радуют россиян. Страна вступила в период экономической нестабильности и тревог граждан за свое рабочее место.

Источник:
Росбалт.ру