Высшая воля

[Обзор прессы]

Электрички вернулись в Вологодскую область по требованию Путина, но проезд в них вырос в цене почти в 2,5 раза.

Вместе с тем по электричкам ещё есть много недорешённых вопросов, и будущее их не совсем ясно.

«Послушайте, это несерьёзный подход. Это касается тысяч людей, это касается производства. Железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно, с гарантиями соответствующими РЖД, регионам по решению проблем... Нужно отрегулировать это таким образом, чтобы это было сделано, но сделано немедленно», — заявил Путин на заседании правительства вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Выступление президента по этой теме стало полной неожиданностью. Ещё в конце января глава РЖД Владимир Якунин опубликовал в своём блоге большой пост, в котором снова переложил всю ответственность за отмену электричек на региональные власти. «Власти этих и ряда других регионов закрывают глаза на проблему, делая вид, что ее вообще не существует. Наплевательское отношение к этому виду обслуживания населения и расчёт на то, что пригородные поезда можно заменить автобусными или другими альтернативными видами перевозок — несостоятельны. Речь идет о неисполнении конкретных указаний федеральных властей. Не исключаю, что проблема пригородных перевозок может еще больше усугубиться, учитывая ухудшение экономической ситуации в стране», — заявил Якунин.

Однако после путинского распоряжения железнодорожникам пришлось быстро идти на попятную и отрапортовать о возобновлении электричек, в том числе и в тех регионах, где они были отменены полностью: Вологодской и Псковской областях. Кстати, в Тульской области вышло ещё интереснее: об отмене электричек там известили всего за день до разноса Путина правительству.

«Решение РЖД по возобновлению пригородного железнодорожного сообщения в Вологодской области является абсолютно правильным. Я его поддерживаю», — прокомментировал новость Олег Кувшинников. «Люди испытывают огромные неудобства, потому что мы по объективным причинам не в полной мере и не везде можем заменить электрички автобусами. Мы рассчитываем на то, что железнодорожники, выполняя указание главы государства, возобновят все пригородные маршруты, которые были закрыты», — заявил председатель Законодательного Собрания Георгий Шевцов.

Чехарда цен

Однако возвращение электричек оказалось не таким радужным, как ожидалось. Практически сразу возникли слухи, что цены на билеты будут определяться по «экономически обоснованному тарифу» — это 5,20 рубля за километр вместо старых 2,20. Напомним, эта цена была предложена в прошлом году уже на излёте конфликта региона и железных дорог.

В пятницу областные власти поспешили заверить всех, что пока цены останутся на прежнем уровне. «Хотелось бы поблагодарить СППК. Несмотря на то, что региональной энергетической комиссией был установлен предельный тариф в 52 рубля за десятикилометровую зону, было принято решение о том, чтобы возобновить движение, основываясь на старом тарифе, на тарифе прошлого года», — заявил в эфире канала «Россия 24» начальник областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Гуслинский.

«Счастливое рабочее утро выглядит вот так: открытые билетные кассы, заполненное расписание, электрички у перрона и радостные лица пассажиров и железнодорожников. Тариф остался прежним!!! Спасибо правительству области», — написала в своём блоге пресс-секретарь Вологодского отделения СЖД Лилия Сенченко.

Однако уже в субботу все иллюзии развеялись. Пресс-служба СЖД выпустила официальное сообщение о том, что пригородная компания будет пользоваться новыми тарифами. «Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области тариф для населения оставлен на прежнем уровне — 5,20 рубля за один пассажиро-километр, также названным приказом установлено, что тариф может понижаться ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» самостоятельно исходя из экономической целесообразности. Таким образом, устанавливая заниженный тариф самостоятельно, пригородная компания теряет право на возмещение межтарифной разницы, так как имела право применять установленный предельно максимальный уровень тарифа. В очередной раз правительство Вологодской области переложило свои обязанности по регулированию доступного для населения тарифа на перевозчика», — говорится в пресс-релизе.

В пустоте и обиде

В минувшие выходные электрички уходили с вологодского вокзала почти пустыми. Например, в субботнем поезде на Череповец ехало шесть человек. Одна из пассажирок работает в Вологде, но живёт в Дикой. На электричке гораздо удобнее ездить на работу, но новые цены кусаются — добраться до пригородной станции стоит 130 рублей. «Так я за месяц проезжу всё, что заработаю», — сетует Елена.

«Есть льготы. В том числе и в виде бесплатного проезда в электричках. Но нужно выбирать между льготой и деньгами. Этот выбор нужно было сделать до 1 ноября. Сначала прогадали те, кто выбрал льготу, потому что просто отменили электрички. Теперь, получается, хуже тем, кто выбрал денежную компенсацию. И как люди должны решать в нашем государстве?» — задаётся вопросом череповчанин Владимир.

Страна и мы

Судя по новостям, эта проблема снова оказалась самой острой именно в Вологде. В Псковской области электрички вернулись на свои маршруты без повышения тарифов. Среди тех регионов, где ещё не было тотальной отмены поездов, Башкирия, Мордовия, Приморье, Самарская область решили частично выполнить требования РЖД и продолжать переговоры.

Самый ожесточённый спор наряду с нашим регионом идёт в Забайкалье. «Мы рассмотрели предложения ведомства по количеству поездов, маршрутам, а также возможные тарифы и сумму компенсации выпадающих доходов ЗППК из бюджета региона. По максимальным ставкам это 500 миллионов рублей, по сниженным — 300 миллионов. Конечно, признать эту сумму экономически обоснованной мы не можем», — заявил губернатор края Константин Ильковский. Кстати, там ещё в прошлом году пытались поднять тарифы в четыре раза, но это решение было опротестовано прокуратурой, а местные жители пригрозили перекрыть Транссибирскую магистраль.

О размерах проблемы в масштабах всей страны говорят недавно озвученные притязания РЖД. По словам представителя компании, которые приводит «Интерфакс», чтобы сбалансировать бюджет, железнодорожникам требуется 50 миллиардов рублей. Половину этой суммы даст федеральный бюджет, ещё около 14,5 миллиарда РЖД получит в виде налоговых льгот. А вот ещё 8,5 миллиарда рублей должны составить региональные дотации — они, скорее всего, и окажутся слабым звеном в цепочке финансирования электричек.

«Мы уверены, что это решение не исправит ровным счетом никаких проблем. Электрички поедут, долг областей будет увеличиваться и уже совсем скоро Якунин вновь начнет шантажировать власть отменой поездов. Сейчас просто прикрыли дыру в полу декоративным ковром», — написал оппозиционный политик Алексей Навальный, который уже поднимал тему электричек в своём блоге. Там же он опубликовал ряд документов, иллюстрирующих спор РЖД и Вологодской области.

Расписание электричек:

  • №6470 Вологда — Вожега (отправление из Вологды в 8.15, прибытие в 11.10)
  • №6469 Вожега — Вологда (отправление из Вожеги в 15.07, прибытие в Вожегу в 18.06)
  • №6456 Вожега — Коноша-2 (отправление из Вожеги 5:40, прибытие в Коношу в 7:37)
  • №6455 Коноша-2 — Вожега (отправление из Коноши в 8:14, прибытие в Вожегу в 10:12)
  • №6474 Вожега — Коноша-1 (отправление из Вожеги в 16:47, прибытие в Коношу в 18:20)
  • №6473 Коноша-1 — Вожега (отправление из Коноши в 20:30, прибытие в Вожегу в 21:57)
  • №6481 Вологда — Череповец (отправление из Вологды в 18.17, прибытие в Череповец в 21.04)
  • №6482 Череповец — Вологда (отправление из Череповца в 8.15, прибытие в Вологду в 11.04)
  • №6477/6478 Вологда — Буй (отправление из Вологды в 8.35, прибытие в Буй в 11.35)
  • №6475/6476 Буй — Вологда (отправление из Буя в 16.00, прибытие в Вологду в 19.02)
  • №6479/6480 Буй — Вологда (отправление из Буя в 6.52, прибытие в Вологду в 9.55)
  • №6483/6484 Вологда — Буй (отправление из Вологды в 17.25, прибытие в Буй в 20.28)
Автор:
Иван Беляев
Источник:
Газета Премьер