История — мать порядка

[Обзор прессы]

Вчера под Москвой прошел первый день семинара-совещания губернаторов, глав законодательных собраний и мэров крупных городов, в ходе которого им читали лекции историки, литературоведы, глава президентской администрации и сам президент. Лекции слушал и специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ. И пришел к выводу, что идея очень интересная, но зачем историки вчера так энергично переписывали историю, а литературоведы — литературу? И неужели Достоевский в "Бесах" на самом деле пытался предсказать кровавый Майдан?

Корпоративный университет Сбербанка на окраине подмосковной деревни Аносино обязательно произведет сильнейшее впечатление на неподготовленного зрителя, каким показали себя не только губернаторы, главы законодательных собраний и мэры крупных городов, приехавшие сюда на семинар-совещание (а проще — на курсы повышения квалификации), но и президент России.

Цепь общежитий, гораздо больше похожих на высокогорные пятизвездные отели, расположена "на активном рельефе" (так в справке Сбербанка). Теннисные корты, футбольное поле, бассейн, конференц-зал на 500 мест. А прежде всего становится отчего-то неспокойно на душе, когда окидываешь взглядом с активного рельефа всю эту территорию, на которой время от времени живут и обучаются сотрудники Сбербанка: божественные виды подмосковного белого безмолвия... И почему же неспокойно так при виде него? А потому что хочется высказаться: "Чтоб я так жил!"

Можно назвать появление университета в конце прошлого года актом "социальной ответственности" (из справки). Можно — объектом деловой роскоши (из собственных впечатлений). А лучше промолчать — чтоб не сглазить.

Вчера утром губернаторы сначала удостоились часовой лекции Сергея Иванова. В этом смысле идея привозить их на такие семинары, безусловно, продуктивная: главе президентской администрации или министру иностранных дел не выступить же один на один перед каждым из 85 глав регионов, глав заксобраний или перед каждым мэром.

А выговориться, чтобы им было понятно, чем живет Кремль, Смоленская площадь или Сбербанк (и чтобы они поняли, из каких соображений им впредь руководить жизнями людей в регионах), есть смысл. И слушателям, конечно, этот проект должен быть, конечно, гораздо интересней, чем их лекторам. Хотя бы потому, что лекторы, которые никому и не снились (исключая президента, который, как известно, снится многим, и в основном дамам), находятся тут в шаговой доступности.

После лекции Сергей Иванов ответил на вопросы, и это оказалось интересней самой лекции. Первый вопрос из зала ему задал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

— О больном, да? — предположил Сергей Иванов.

— Да...— вздохнул губернатор.

Это и правда было о больном: про 1,8 млн беженцев с Украины в России, которые прошли в прошлом году через Ростовскую область, про то, что утихший было поток за последние две недели снова стал бурным...

— Ростовская область стала прифронтовой,— согласился Сергей Иванов.— Хочу сказать "спасибо" всем главам регионов за то, что принимали их как родных... А они и есть наши родные! Это не иностранцы, не пришельцы, а наши родные... И сейчас нам надо вернуться к весенне-летней схеме и направлять беженцев в другие регионы, чтобы они не оставались только в Ростовской области... Надо относиться к этому, извините, как к святому долгу!

Впрочем, Сергей Иванов старался заинтересовать глав регионов и практическими соображениями:

— Жалуемся, что у нас все специалисты широкого профиля — юристы или менеджеры. А это квалифицированные рабочие — вот и пользуйтесь!

Он согласился, что беженцев очень много:

— Так ведь почти год идет гражданская война!

И Сергей Иванов в двух словах описал состояние дел на Украине и в других странах. Задача США в этой истории, кроме того чтобы разобраться наконец с Россией,— "построить Евросоюз".

— Если бы их волновала судьба украинского народа, давно дали бы денег! (Вообще-то США накануне решили же дать Украине $2 млрд.— А. К.). А так... Руководство Украины — все они, так скажем, небедные люди. Если что — отъедут, как говорят в русских кругах... А простые люди будут и дальше страдать.

По словам Сергея Иванова, сейчас появился и другой поток беженцев с Украины — уклоняющихся таким радикальным способом от мобилизации:

— Как Шариков говорил: на учет возьмусь, а воевать не пойду!

Зал слушал главу президентской администрации, кажется, затаив дыхание. Многие записывали. Перед людьми открывались новые горизонты: они могли теперь уверенно оперировать у себя дома на совещаниях, да и просто в разговорах с подчиненными, да и просто с людьми на улицах, да даже и с домашними... именно этими словами: в конце концов, их тут произносили такие люди.

Им самим и думать над этим всем теперь не нужно было: вот, уже подумал человек.

А потому что кто-то и не рисковал думать, кому-то не хотелось, а кто-то и не мог. А тот, кто рисковал, теперь должен был подумать, верно ли он об этом думал раньше.

Сергей Иванов поделился своим мнением о письме Владимира Путина Петру Порошенко:

— Там было написано: давайте сделаем, отведем войска по той линии, которую Киев считаем удобной! Но где Порошенко? Вот в Давосе был: продемонстрировал кусок металла с дырками и тем самым, видимо, сделал свой вклад в мировую экономику.

Подробно отозвался Сергей Иванов и на возмущенный вопрос председателя Курултая Башкортостана Константина Толкачева об уже не прекращающихся попытках пересмотреть итоги Второй мировой войны:

— Обратите внимание: все эти заявления следуют из уст молодой Европы. Теперь и Украина семимильными шагами начала продвигаться в сторону демократии, что мы и видим каждый день на экранах телевизоров! (видимо, он имел в виду сводки госканалов с фронта.— А. К.) Это я с иронией произношу... А у ветеранов, когда с ними говоришь об этом, слезы на глаза наворачиваются... Спрашиваешь их, какой национальности были те, кто в составе 60-й армии освобождал Освенцим, а они вопроса такого не понимают: они никогда даже не думали, кто какой национальности с ними рядом воюет.

Сергею Иванову понятно, почему руководство Польши предлагает отмечать 9 Мая в Гданьске: чтобы у европейских лидеров была возможность не поехать в Москву.

— Но как можно в Гданьске отмечать победу?! Там началась Вторая мировая война! Но где победа-то?!. А то, что 600 тыс. наших солдат сложили головы при освобождении Польши, это наши партнеры не хотят понимать. И это кощунство.

Было очевидно, что этой информации собравшимся хватит до следующей лекции.

С лекцией по истории выступил Александр Мясников, писатель и историк. Лекция называлась "Дом Романовых".

Позже своими впечатлениями о лекции поделился губернатор Кировской области Никита Белых.

— Да,— кивнул он,— я задал вопрос Мясникову насчет того, является ли услышанное официальной версией теперь. Потому что одно дело — рассказывать исторические анекдоты: как Екатерина и Меньшиков каждое утро начинали с того, что обсуждали, какую водку им пить. И что наш проигрыш в Крымской войне — миф: Россия ведь не потеряла ни метра своей земли. Но мы тогда не землю потеряли. Мы море потеряли! Нам запретили там собственный флот иметь!

— Да, это точно...— покачал головой подошедший глава Крыма Сергей Аксенов.— Что ж, у каждого своя версия...

Свою он, впрочем, не озвучил: последний год жизни, видимо, приучил его не делать скоропалительных выводов, тем более вслух.

— Вот именно! — воскликнул Никита Белых.— Это версии! Я ж не против исторических баек! И они, может, нужны, чтоб популяризировать историческую науку (тем более в такой малоподвижной аудитории, которую сама работа приучает учить, а не учиться.— А. К.)! Но я же вижу, как рядом со мной человек сидит и в блокнот конспектирует: "Русского царя убил сын основателя МI-6. Это неслучайно!"

Александр Мясников, судя по всему, был яростным западником — в том смысле, что был убежден: все беды России идут с Запада. Он даже отказывал в праве одному русскому человеку убить другого русского человека.

Лектор и правда рассказывал удивительную историю: про Джона Ди, который в начале XVII века был крупнейшим астрономом Англии и, по слухам, агентом английской разведки. Подтверждением этого служит то обстоятельство, что он писал английской королеве Елизавете письма и подписывался "007". Так что когда сняли первый фильм про Бонда, все совпало: конечно, и Джон Ди был шпионом.

А сын его, то есть Роберт, или Арсений Ди, работал в Москве, в порыве откровенности рассказал губернаторам Александр Мясников, придворным лекарем у Михаила Федоровича Романова, который скончался в 1645 году в возрасте 49 лет.

В Wikipedia написано, что от "водяной болезни".

Более того, позже вечером Никита Белых провел собственное расследование и пришел к удивительным выводам:

— В Wikipedia и правда написано, что "его лекарем в это время был англичанин Арсений Иванович Дий (Роберт Ди), отец которого был важным лицом в тогдашней британской разведке".

— И идет ссылка,— рассказал по моей просьбе, уже по телефону, Никита Белых.— Я тоже по ней прошел. И все встало на место: ссылаются на выступление 6 ноября 2013 года на форуме "Русь православная" Александра Федоровича Мясникова! Того самого, который нам сегодня лекцию читал!

Так замкнулось это мрачное кольцо российской истории. Истории про одного историка.

— Да они как будто семиклассникам читали лекцию! — возмутился между тем стоявший рядом с губернатором Самарской области Николай Меркушкин.

— А Карла XII, значит, убили пуговицей, залитой свинцом! — продолжал Никита Белых.— А может, лучше сказать, что его смерть — одна из самых загадочных в истории и что это только одна из версий?

Действительно, лектор чуть не каждую свою новую мысль начинал с фразы: "Да, мы же знаем, что..."

— Абсолютно прав! — приобнял Никиту Белых возвращавшийся с обеда губернатор Нижегородской области господин Шанцев.— Думают, мы ничего не знаем! Все мы знаем!

И еще пара человек от души поблагодарили Никиту Белых за то, что он один вслух постоял за губернаторскую честь.

Ведь остальные остались сидеть.

— А Герцена, значит, финансировал Ротшильд, чтобы тот покупал разоблачающие правительство документы и публиковал их...— уже устало припоминал Никита Белых.

Более того, лектор заявил, что истинный основатель или по крайней мере идейный вдохновитель движения WikiLeaks — именно Герцен.

Никита Белых между тем рассказал, что первый раз он присутствовал на такой учебе в июне 2013 года:

— Я очень хорошо запомнил, потому что это попало на мой день рождения: 13 июня. А учеба продолжалась три дня, с 12-го по 14-е, так что соскочить не представлялось никакой возможности. Но я не пожалел: были лекции по экономике, одну читал Греф, я ее до сих пор всю помню. Вообще-то сама идея классная, правда, экономика в этот раз приходится только на субботу...

Впрочем, лекция Германа Грефа ждала Никиту Белых и в этот вечер.

А Александра Мясникова организаторы потом попросили ответить, он выступил и сказал, что не хотел бы развивать политическую дискуссию.

Между тем дискуссия состоялась: через некоторое время с лекцией об истории советской России выступил еще один историк, который заявил, что не надо бы все сводить только к тлетворному влиянию Запада. Его собственная лекция уложилась минут в сорок и вместила в себя этапы от победы большевиков до победы в Великой Отечественной войне. Больше он рассказать просто не успел, хотя очень хотел.

По словам этого историка, во всех бедах России виновата она сама. Большевики пришли к власти, потому что умело меняли тактику, а страна была в глубоком кризисе...

То есть в его лекции звучало слово "кризис".

Звучало оно и в выступлении, а вернее, тоже в лекции приехавшего (вернее, прилетевшего) в университет Сбербанка Владимира Путина.

Университет не оставил его равнодушным:

— Греф красиво здесь все организовал! А что вы смеетесь?!. Полезно иметь такой центр для подготовки и переподготовки кадров!

Смеялись-то губернаторы не потому, что иметь такой центр они считали неполезным. Горьким был этот смех. И Владимир Путин, судя по всему, понял, о чем они смеялись:

— Конечно, не у всех есть такие средства, как у Сбербанка, но можно и поскромнее. Подумайте об этом!

Боюсь, время оставит от всего этого высказывания президента только фразу "можно и поскромнее".

Губернаторам и мэрам достались очень неплохие слова:

— Каждый из вас обладает широкими полномочиями и, если говорить прямо, считает себя хозяином на своей земле — в хорошем смысле этого слова... не выхолащивая демократическое содержание.

Президент признался, что кое о чем "подзабыл, полагая, что финансы и экономика всегда будут вне политики, о чем мы часто слышали со стороны":

— Выяснилось, что это совсем не так, что это, наоборот, используется как очень мощный инструмент политического давления.

Он сказал, что в каждом регионе должен быть свой план по борьбе с кризисными явлениями — так, как было в 2008-2009 годах:

— Вы помните, тогда в каждом регионе — я просил тогда коллег в регионах сделать это, и это было тогда сделано — были созданы свои планы. И сейчас их нужно тоже сделать. Они должны быть предельно конкретными и прозрачными. Никаких абстрактных рассуждений, никакого популизма. Нужны четкие, измеримые ориентиры и показатели. В планах должны даваться ясные ответы на вопрос, как будут достигаться поставленные цели.

И правда так и было. Впрочем, далеко не все губернаторы помнят об этом: больше половины их сменилось за это время.

Еще одна антикризисная мысль прозвучала в первый раз:

— Кстати, так же как и в прошлый период кризиса, с учетом того, как складывается ситуация, с новыми проектами нужно, конечно, быть очень аккуратными. Нужно, безусловно, завершать все то, что было начато, и очень аккуратно подходить к новым проектам, имея в виду четкое понимание того, как будут обеспечены источники финансирования.

А поскольку четкому пониманию, как и деньгам, в этой ситуации взяться неоткуда, то все примерно понятно.

Президент призвал губернаторов и мэров забыть о разногласиях, перестать выяснять, кто главнее, а глав областных заксобраний — привлечь к работе все парламентские фракции.

То есть речь идет о мобилизации, пока на их уровне.

— Самое бесперспективное сегодня — жить в логике выжидания,— предупредил он.

А лучше бы сказал это министрам и топ-менеджерам ЦБ.

Важнейшая часть работы в регионах в ближайшее время — "организовать работу по защите правды о Второй мировой войне":

— Вы знаете, до каких абсурдных, я бы сказал даже, позорных заявлений дошли некоторые наши оппоненты. Ради политических амбиций, ради того, чтобы сдержать Россию, в конечном итоге и изменить историю... Ведь это нам только иногда кажется, что они (оппоненты на Западе вроде министра иностранных дел Польши.— А. К.) несут какой-то бред, просто бред, это проскочит и никто не обратит внимания. Нет, это просто закладывается в голову миллионам людей, а потом будут на это еще ссылаться, как на какой-то источник!

Ну конечно, согласился я, уже когда писал эти строки. Это же история Александра Федоровича Мясникова про лекаря английской разведки Арсения-Роберта Ди и про цитату в Wikipedia! Еще один круг замкнулся.

Откуда-то и Владимир Путин очень хорошо знает про такие приемчики.

— Поэтому,— добавил президент,— нельзя мимо проходить, обязательно нужно реагировать на подобную чушь, которая казалась бы чушью на первый взгляд, а это очень вредная чушь!

Владимир Путин улетел, а они остались — для того чтобы выслушать еще одного лектора, на этот раз специалиста по русской и зарубежной литературе. Юрий Вяземский, бессменный двадцатилетний ведущий программы "Умники и умницы", прочел лекцию "Русская культура и российская идентичность".

— Еще Александр Сергеевич Пушкин начал заглядывать в бездну, то есть,— пояснил он,— читать Шекспира. И то же могу сказать про Гоголя и многих других. Они пересаживали увиденное на русскую почву. И это становилось русской культурой.

Еще один западник, с тревогой подумал я. Ну хорошо хоть не почвенник.

Я думал, Юрий Вяземский имеет в виду, что русская культура произрастает из почвы западной.

Но как глубоко я ошибся! Разве это он имел в виду! Он хотел рассказать, как глубоко русская культура перепахала западную почву, не оставив на ней ни камешка, хотя бы в виде надгробия.

Понял я это из того, какими примерами Юрий Вяземский иллюстрировал свою мысль.

— Мне иногда кажется,— говорил он,— что американцы пытаются выстроить весь мир по своему образцу по Гамлету: он мстил за смерть отца, это был его комплекс, другая сторона которого — комплекс превосходства!

То есть Юрий Вяземский спикировал на одну и ту же тему дня по-своему: с высоты мировой литературы. В этом он видел свое предназначение на этом форуме.

— А черный пудель Мефистофеля Гете часто оказывается... Греф ушел? — озабоченно переспросил Юрий Вяземский и когда продолжил, стало более понятно, почему он вдруг всуе упомянул главу Сбербанка.— ...Рядом с немцем, когда тот начинает переиначивать общечеловеческие ценности. Но нет, я не про Грефа!..

Остается сказать, что у французов Юрий Вяземский выявил комплекс Командора.

Не то у нас. Он цитировал русских писателей, и только после этого становилось ясно, как велик русский человек, не говоря уж о самих этих писателях, и вскоре дошел до самой сути:

— А Достоевский с его "Бесами"?! Что это, если не предсказание того кровавого Майдана, который нас ждал?!!

Он помолчал, давая возможность губернаторам осмыслить сказанное.

— Зараза литературы, от которой мы, как кажется, не очень-то и зависим,— после паузы продолжил Юрий Вяземский,— просачивается и в экономику, и в политику... И у нас сейчас такое время, когда должен быть расцвет на всех трех этажах (в литературе, политике и в экономике.— А. К.)! Я верю в этот рассвет! И это зависит от вас! Вы хозяева, я согласен с президентом! И главное, я это чувствую!!

Аплодисменты.

Занавес.

Железный.

Автор:
Андрей Колесников
Источник:
Коммерсантъ