На грани выживания

На Вологодском машиностроительном заводе в минувший понедельник прошла предупредительная забастовка.

Его работники не получают зарплату более полугода. Предприятие потеряло лицензию Рособоронзаказа на производство и реализацию продукции военного назначения, что до сих пор обеспечивало ВМЗ заказами.

В довершение ко всему котельная предприятия может остаться без поставок газа. По данным «Газпром межрегионгаз Вологда», ВМЗ задолжал ему за период с 1 января 2014 года более 5 миллионов рублей. Уведомление о грядущем отключении уже поступило на завод.

Происходящие на ВМЗ события можно смело назвать уникальными для Вологодской области. До сих пор забастовки проходили на отдельных предприятиях сельского хозяйства, но там не было столь мощных рычагов давления на собственника.

Долгое банкротство

Проблемы начались несколько лет назад. Официальной причины в документах не указано. Как бы то ни было, 1 марта 2013 года против ВМЗ был подан иск о банкротстве. Областной арбитражный суд его рассматривает до сих пор. В конце декабря прошлого года суд рассмотрел кандидатуру арбитражного управляющего.

Среди истцов по разным делам упоминается (в том числе и в банкротном) «Номос-банк». Последнему предприятие задолжало по кредитам. Их сумма составляет около 160 млн руб.

За время банкротства на заводе сменилось несколько гендиректоров. 1 апреля, спустя месяц после подачи иска о банкротстве, в своём кабинете повесился первый из них, Александр Котиков.

В начале мая 2013 года против главного бенефициара ВМЗ Александра Каледина было заведено уголовное дело — за невыплату зарплаты. Однако о дальнейшей судьбе этого дела ничего не известно.

Параллельно с банкротством тянулись уголовное дело и суд над сыном владельца ВМЗ Алексеем Калединым. В первой половине 2013 года он вёл переговоры от имени завода о том, чтобы протянуть нитку от принадлежащего ВМЗ газопровода к одному из соседних предприятий. Летом того же года он был задержан правоохранительными органами. Осенью прошлого года ему присудили условный срок по обвинению в коммерческом подкупе.

В декабре 2014 года Рособоронзаказ лишил ВМЗ лицензии на «производство вооружения и военной техники» по одному из производимых товаров. Среди прочего ведомство называет три причины: отсутствие технической документации, соответствующей системы менеджмента качества, а также невыполнение требований по охране государственной тайны.

По мнению представителей забастовочного комитета, банкротство ВМЗ владельцам предприятия невыгодно. Корреспондент «Премьера» имел возможность убедиться в этом лично во время заседаний арбитражного суда: отдельные долги предприятие гасит, «выбивая» из дела ряд сторон. Таким образом процесс затягивается.

Забастовка во спасение

Как объясняют в стачечном комитете, забастовка — это только один из раундов борьбы трудового коллектива за сохранение предприятия. Именно поэтому было решено отказаться от широкомасштабной стачки, ограничившись предупредительной забастовкой. Юридически же и её не было — формально 19 января прошло только собрание коллектива.

Забастовку готовили заранее по всем правилам. Был сформирован забастовочный комитет из трёх человек (в их числе — председатель заводского профкома Ольга Стуканцева). Вначале 9 декабря руководству ВМЗ было отправлено уведомление о забастовке с 19 января. На прошлой неделе прошло заседание примирительной комиссии.

Среди требований забастовки — полная выплата зарплаты, использование по назначению предоплат по заказам. Также стачком потребовал прекратить вынуждать работников увольняться по собственному желанию.

Работники уже написали несколько писем в Совет Федерации, Генеральную прокуратуру и Администрацию Президента. Шутка ли — предприятие занимается оборонными поставками, причём по некоторым товарным позициям занимает весомую долю на рынке. Было направлено письмо и Губернатору области.

В обращении к прокурору города сообщается, что «руководством завода по указанию председателя совета директоров Каледина А.А. (Александра Каледина. — Прим. ред.) осуществляется давление, шантаж и даже угрозы в адрес работников со стороны работодателя». Говорится в нём и о возможном нецелевом использовании предоплаты, что «делает ситуацию неразрешимой».

Работники понимают, что бастовать есть смысл только тогда, когда предприятие можно спасти. В этом они уверены. Сейчас для них главное — добиться введения внешнего управления в рамках банкротного процесса. Если это произойдёт, то владельцы завода будут отстранены от руководства, а на завод придёт независимый арбитражный управляющий. «Внешнее управление легко и просто докажет, что завод жизнеспособен и может работать, — убеждён один из членов забастовочного комитета. — Нам нужно от трёх до шести месяцев, чтобы полностью восстановить работу предприятия».

Другой причиной забастовки является защита работников от сокращений. Дело в том, что сама по себе стачка является частью гораздо более длительного процесса — трудового спора. Пока он длится, людей невозможно увольнять по сокращению штатов.

Найти виноватого

Надо сказать, что сам Александр Каледин находится в Вологде и бывает на предприятии. К примеру, 15 января он присутствовал на общем собрании трудового коллектива. На нём он заявил, что считает причиной всех бед неэффективное руководство предприятием прежними директорами. На это, как отражено в протоколе, рабочие ему ответили, что раньше ситуация была лучше и зарплату платили вовремя. Не согласились они и с предложением избрать Каледина председателем собрания.

В качестве путей выхода из ситуации председатель совета директоров видит, во-первых, банкротство завода с полной остановкой производства, продажей имущества и увольнением всех работников. Второй вариант, который он считает предпочтительным, — это сокращение штатов.

На этом же собрании главный бухгалтер Ирина Сватковская заявила, что тем, кто напишет заявление об увольнении по собственному желанию, долг по зарплате будет погашен в день увольнения. «Акционерами будут привлечены заёмные средства с других предприятий», — прокомментировала она вопрос присутствующих, за счёт чего это может быть сделано.

При этом работникам ВМЗ предложено перейти в ООО «Модуль». Эта организация была зарегистрирована ещё в 2001 году. Её юридический адрес — Машиностроительная улица, 19 (здание Бизнес-инкубатора). Судя по данным ЕГРЮЛ, её единственным собственником является ОАО «Транс-Альфа». Причём это юрлицо уже третий год как признано банкротом, а его преемником стало ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО».

Кстати

ВМЗ — не единственное предприятие холдинга Александра Каледина, которое находится в плачевном состоянии. Похожая ситуация сложилась и на «Вологдаэлектротрансе», и на «Транс-Альфе», и на «Северном коммунаре». Невесёлые новости приходят и из Пскова, в котором расположен ещё один актив Каледина — Псковский электромашиностроительный завод. Он производит, в частности, двигатели для вологодских троллейбусов, которые собирает всё та же «Транс-Альфа».

Журналисты газеты «Псковская губерния» сообщают, что не удалось выяснить судьбу 70-миллионной прибыли предприятия за 2013 год. Также завод вынужден выплачивать по договору цессии 40 миллионов рублей долгов «Транс-Альфы».

Из досье «Премьера»

Вологодский машиностроительный завод образован в 1946 году и является ведущим предприятием России по выпуску разнообразного технологического оборудования для народнохозяйственного комплекса, включая пищевую, химическую, медицинскую и микробиологическую промышленность и АПК. Основные виды продукции и услуг: специальные автотранспортные средства для перевозки пищевых и технических жидкостей, живой рыбы; теплообменные аппараты с рубашками нагрева или охлаждения; резервуары-охладители молока с непосредственным охлаждением фреоном и др.

| Из годового отчета ОАО «Вологодский машиностроительный завод»

Источник: Газета Премьер
Автор: Владимир Пешков
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика