Школьная ликвидация

[Обзор прессы]

Жителям поселка Фетинино удалось отстоять школу, несмотря на масштабные планы оптимизаторов от образования.

В декабре прошлого года, как рассказывает «Премьеру» учительница физкультуры поселка Фетинино Вологодского района Елена Ашрапова, их огорошили известием: их сельскую школу должны закрыть.

«А на ее базе, как нам рассказали, хотели открыть коррекционное учебное заведение! Причина одна: нет денег на содержание нашей школы», — рассказывали Елене Александровне достоверные источники.

Елена Ашрапова вместе с коллегами не стала дожидаться того, чтобы ученики ее школы в количестве 58 человек подверглись испытаниям, через которые проходят сотни школьников по всей Вологодской области. Как уже неоднократно писал «Премьер», так называемая оптимизация, а точнее, закрытие школ заставляет детей ни свет ни заря выходить на остановки автобусов и более часа добираться до своего нового учебного учреждения за десятки километров от деревни.

По нашим данным, за последние пять лет в Вологодской области закрыто около сотни школ, и впереди районы области ждет продолжение «оптимизации», согласно которой нужно ликвидировать еще сто учебных учреждений. Можно ли спасти школы? Как показывает опыт учителей, сумевших отстоять родные стены, — безусловно, да. Главное — привлечь на свою сторону общественность, СМИ, партии и аргументированно доказать, что оптимизацию можно остановить.

Не учить, а корректировать?

Фетининцам удалось остановить ликвидацию учебного учреждения благодаря совместным действиям и информационной войне, которая активно проводилась в Интернете. «Совсем недавно страну потрясло известие, что в Сибири ребенок замерз насмерть по дороге в школу! О чем думают наши чиновники, принимая такие решения? Ведь понятно, что закрытие школы приведет к вымиранию всего поселка», — говорит Елена Ашрапова.

Педагоги и жители Фетинино обратились с открытым письмом к Губернатору области, в отделение Общероссийского народного фронта, к главе Вологодского муниципального района. Они выразили протест в отношении проекта районной администрации закрыть общеобразовательную школу из-за «отсутствия необходимых средств на поддержку образовательных учреждений района». Возмутил жителей план чиновников перевести после закрытия школы обучающихся в соседнюю Дубровскую школу с организацией подвоза, а в здании Фетининской школы разместить Заоникиевскую специальную коррекционную школу.

«Мы, жители поселка Фетинино, категорически не согласны с таким решением. Мы считаем, что такое решение нарушает права наших детей на доступное образование, развитие, будущее. В Фетининской школе на данный момент обучается 58 детей, работает 12 высококвалифицированных педагогов. Качество обучения высокое, выпускники школы успешно продолжают обучение, поступают в высшие учебные заведения. Хотя в 9 классе всего один ученик, зато в 1 классе уже 11. Снижения количества детей в поселке в ближайшие годы не будет, так как за последние годы в поселке родилось много малышей», — раскладывают по полочкам фетининцы.

На сегодня помещение школы является единственным культурным центром поселка Фетинино, в котором отсутствует Дом культуры, нет спортивных сооружений, почты. В школе в настоящее время находится сельская библиотека. В последние годы школа активно оказывает услуги по дополнительному образованию как детям, так и взрослым. Школа предоставляет на договорной основе спортивный зал жителям поселков Фетинино и Дубровское для спортивных занятий и проведения соревнований.

«Поселок Фетинино — молодой и перспективный, быстро и активно отстраивается. В Фетинино около 900 жителей. Недавно построили новый микрорайон, еще немного, и мы будем видеть границы Семенково. То есть еще десяток лет, и мы можем с другими поселками войти в городскую черту Вологды — от Фетинино до Вологды всего 17 километров. Поселок должен жить и развиваться. Школа — залог будущего нашего поселка, совхоза «Тепличный», нас и наших детей», — доказывали фетининцы необходимость сохранения школы.

Схема ликвидации

Всего через 2 недели к педагогам и жителям поселка Фетинино, как рассказывают учителя, приехала делегация — замглавы по соцвопросам Татьяна Артемьева и начальник управления образования администрации Вологодского района Тамара Попова. «Они сообщили, что мы можем не беспокоиться, нашу школу не тронут», — ликуют фетининцы.

Жители поселка до сих пор не уверены, чем закончится их борьба за общеобразовательное учреждение, потому что не всегда даже митинги протеста приводят к желаемому результату. Например, когда весной прошлого года педагоги и родители протестовали против закрытия школы №3 в Кадуе, учебное учреждение, по словам пресс-секретаря администрации Кадуйского района Елены Текиной, все равно закрыли. Школу №3 слили со школой №2, так как, как говорит Елена Владимировна, учеников в Кадуе на сегодня — всего на одну школу. Сейчас в помещении школы №3 — старшие классы, а также переведенные Центр детского творчества, школа искусств и ФОК.

Именно такой схемой — сначала слияние, а затем и полное закрытие — пользуются чиновники Департамента образования Вологодской области. Оптимизацией охвачены практически все районы, единственным, по нашим данным, остается Тарногский район, где руководство района принципиально противостояло закрытию и слиянию школ. Но уже сегодня на сайте района обозначено, что впереди их ждет программа оптимизации учебных учреждений.

Жители Вологодской области направляют письма против оптимизации школ практически из всех точек — например, из национального поселения Вепсское по поводу закрытия на базе МБОУ «Тимошинская средняя школа» десятого класса. На стадии закрытия — ещё 3 школы района, детей предполагается возить за 150 верст в Бабаево, в интернат: «Наши дети будут жить в интернате. Домой попадут поздно вечером в субботу, а в понедельник в 5 часов утра нужно возвращаться, при этом дети 6 дней в неделю будут жить вне семьи, без особого внимания и контроля со стороны родителей».

Родители в шоке, потому что на их глазах нарушают права ребенка (п.2 ст.54 Семейного кодекса РФ) и отталкивают людей от села. И даже педагогам в тех школах, которые пока остаются, предлагают экономить на оплате учительского труда и самим преподавать по нескольку предметов… Чтобы зарплата педагогов достигала размера, обозначенного майскими указами президента, учителям музыки предлагают преподавать историю и географию.

«Мы благодарны всем тем, кто поддержал нас, — говорит Елена Ашрапова. — Мы любим наш поселок Фетинино и надеемся на то, что из-за провала в демографии нас и наших детей не лишат школы». «Премьер» будет следить за ходом оптимизации и за судьбой фетининской школы.

Источник:
Газета Премьер