Культовое место

[Обзор прессы]

Вологодская картинная галерея может лишиться своего здания.

Процесс возвращения в лоно РПЦ храмов, используемых не по назначению, начавшийся после развала СССР, долгое время стопорился отсутствием специального закона. В 2010 году был принят ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В Вологодской области тоже есть храмы, которые теоретически могут быть переданы РПЦ.

Среди них и Воскресенский собор в Вологде, в котором сейчас находится областная картинная галерея. «Начиная с 90-х годов время от времени эта тема обсуждается в обществе, — говорит Владимир Воропанов, директор картинной галереи. — Вологда — единственный областной город, не имеющий полнокровного художественного музея. Картинная галерея ютится в небольших разрозненных помещениях. Если Воскресенский собор будет передан церкви, то больше всего нас волнует судьба фондов: у нас богатейшее собрание, более 30 тысяч художественных произведений».

Этот вопрос будет затронут на встрече патриарха Кирилла с губернатором Олегом Кувшинниковым и Владыкой Игнатием. Она назначена на 23 января. Пока встреча не состоялась, подробности, касающиеся передачи храма, не известны.

«Новый Иерусалим»

Закон о возвращении церковного имущества серьезно критиковали на всех этапах его обсуждения вплоть до окончательного утверждения. Основными спорными моментами являются условия передачи архитектурных памятников, а также различных культурных ценностей, например, икон, предметов церковного богослужения, старинных книг и т.д. Многие хорошо сохранившиеся храмы при советской власти принадлежали или музейным комплексам, или иным учреждениям культуры. Они потому и «дожили» благополучно до наших дней, что музейные работники в годы гонений на религию не позволили уничтожить достояние нации. Но теперь возник парадоксальный вопрос: как поделить народные ценности — оставить их музеям или отдать церкви? И если отдать, то куда «выселить» учреждения культуры? «Одно дело, когда музеи и галереи выставляли просто на улицу, буквально в никуда, а бесценные экспонаты выносили на снег, и другое, скажем, проект «Новый Иерусалим», — приводит пример Владимир Воропанов.

Проект «Новый Иерусалим» в Подмосковье обе стороны диалога (и РПЦ, и деятели культуры) называют примером эффективного сотрудничества. Этот государственный историко-архитектурный и художественный музей еще совсем недавно был расположен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Музей основали в 1920-м году, и его сотрудники сохранили от уничтожения огромное количество церковных реликвий. Сначала они оберегали культурное достояние от большевиков, затем — героически спасали его во время Великой Отечественной войны. Когда советская власть сдала позиции, монастырь и музей вынуждены были как-то соседствовать, но все понимали, что совмещать экскурсионную и монашескую жизнь невозможно. Тогда музейный комплекс вывели за территорию православной святыни, но специально оставили в том же культурном пространстве: новое здание музея располагается на участке площадью 4,28 га, в непосредственной близости от монастыря. В обновленном виде «Новый Иерусалим» начал работу в ноябре 2014 года. Теперь это современный выставочный комплекс, оснащенный по последнему слову музейного дела.

В своей поздравительной речи наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт особо подчеркнул: «Да, у нас с музеем была долгая и трудная история. Но сейчас благодаря совместному церковно-государственному проекту воссоздания Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря историческая справедливость все расставила на свои места: в монастыре возобновилась богослужебно-монашеская жизнь, а музей приобрел свою культурную площадку, на которой в полную силу сможет раскрыть имеющийся богатейший архивный фонд».

Актуальная тема

Вологда о художественном музее такого масштаба пока может только мечтать. А Воскресенский собор, где расположен Центральный выставочный зал, может принять далеко не каждую выставку. Поскольку речь идет о православной святыне, то само собой, что тематика экспозиций ограничена, а архитектурные особенности не позволяют разместить масштабные инсталляции, модульные конструкции и т.д.

По мнению Владимира Воропанова, в городе есть несколько зданий, которые могли бы подойти под полноценный художественный музей. Например, бывшая поликлиника №1 на Каменном мосту или бывшая типография у школы №1. Их внутренняя планировка и расположение подходят для выставочного зала. Здесь действуют два главных условия: вологжане и гости города должны легко находить галерею на городской карте, а специальный транспорт для перевозки произведений искусства должен иметь возможность для парковки непосредственно у входа в музей. Транспортировка артефактов культуры — это целая наука, например, есть полотна, время пребывания которых на открытом воздухе, особенно в мокрую погоду, ограничено буквально поминутно. В связи с этим менее удачное решение — бывший военный госпиталь на набережной VI Армии: вроде бы почти центр города, но нет удобных подъездов.

«Вся Россия хочет быть в Вологде, но нередко приходится отказывать, потому что нет места, нет возможности. К примеру, мы не можем принять проект «Виртуальный филиал Русского музея», — поясняет Владимир Воропанов. Проблема музейной инфраструктуры сейчас встанет особенно остро: в 2016 году в областной столице состоится Всемирный конгресс экслибриса (элемент книжной графики). Наш город посетят искушенные знатоки искусства, эксперты мирового уровня, которые непременно захотят познакомиться с художественной культурой Вологодчины. Угодить их изысканному вкусу будет очень нелегко. От того, какой в 2016-м году предстанет перед ними главная галерея города, зависит авторитет Вологды.

Автор:
Наталья Михайлова
Источник:
газета "Премьер"