"Потребитель должен знать, что надо учиться в серьезной автошколе"

[Обзор прессы]

Выпускников "серых" автошкол лишат водительских прав, сообщил старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин. По его словам, если у образовательной организации нет необходимых документов для обучения, полученные выпускниками права признают незаконными. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева обсудила ситуацию с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

"Серыми" автошколами считаются те, которые не согласовали с Госавтоинспекцией учебные программы и материально-учебную базу.

— Каково ваше отношение к такой инициативе ГИБДД, такое вообще возможно, как вы считаете, будут отбирать права?

— Трактовка "те, кто не имеет разрешительных документов ГИБДД" немножко неверная. Процесс начался 12 августа, процесс в самом разгаре получения этих документов. Когда всю процедуру получения заключений все школы пройдут, останутся те, кто не вышел, не получил, и они будут продолжать свою деятельность и выдавать эти самые свидетельства об окончании профессионального обучения, и будут это делать с нарушением. Потому что зачастую мы сталкиваемся с такими моментами, когда целые схемы разрабатываются недобросовестными игроками: теория под видом консультаций, например, за четыре дня четыре лекции дается, а у другой автошколы покупается свидетельство, в котором написано 200 часов.

Потребитель должен быть очень внимателен: то количество часов, которое ему дали в автошколе, должно быть отражено в документе. И прекрасно ориентирует информационный портал ГИБДД, где все автошколы опубликованы на сайте.

— В каком состоянии сейчас находятся автошколы? Сообщалось, что 15% только выполнили все необходимые требования, а что с остальными?

— Назывались совершенно другие цифры: из 8 тыс. автошкол у примерно 2 тыс. уже получены заключения, то есть 25%, которые уже работают и реализуют новые программы, 5 тыс. заявлений на рассмотрение документов лежит, и процедура в ходу.

— Сколько времени есть у автошкол?

— Время ничем не ограничено, автошкола решает сама, когда ей входить в эту процедуру, как ей поступать, как у нее бюджет распределяется и так далее.

— Но это требование обязательно, это нужно сделать по закону.

— Требование обязательно, можно входить в процедуру, но набирать, обучать и выдавать свидетельства тем, у кого не получены эти документы, просто нельзя. Автошколы об этом проинформированы, потребитель об этом проинформирован, то есть чтобы не попасть в неприятную ситуацию, надо смотреть сайт ГИБДД.

— Господин Лыткин еще сказал, что некоторые автошколы оформляют документы задним числом, как якобы выданные еще до вступления в силу новых требований до 12 августа. Таких водителей будут лишать.

— Если даже кто-то это делал, сколько они еще могут это делать? Все понимают, что обучение ориентировочно три месяца, программа с 12 августа, сентябрь, октябрь, ноябрь, еще если кто-то что-то делал, пусть даже декабрь, но в новом году, понятно, что это уже невозможная ситуация. Если кто-то в новом году пойдет с такими документами полугодовой давности, то понятно, что здесь уже надо разбираться и подключать контролирующие органы.

— Насколько обосновано это предложение лишать прав выпускников "серых" автошкол? Возможно, люди даже не знают о том, что эти школы "серые".

— Это даже не предложение, это норма, заложенная в постановлении правительства о допуске к управлению транспортными средствами.

— Она применяется сейчас?

— Она с ноября уже вступила в действие, оно применяется, так же, как, если выясняется, что если это "липовая" медсправка принесена в ГАИ, если это незаконно выданное свидетельство, "липовое", и обучение не было пройдено. Потребитель должен знать, что не надо покупать свидетельство об окончании, надо идти в серьезную автошколу, учиться, получать серьезные навыки управления и выходить на экзамен в ГАИ. Может быть, даже это больше мера психологическая, воспитательная. Зная, что такое возможно, чтобы просто этого не происходило.

— О чем говорят представители ГИБДД, это то, что речь идет о десятках тысяч человек, которых могут лишить прав. Такое возможно, как вы думаете? Есть для этого какие-то основания сейчас?

— Надо смотреть конкретные какие-то факты, мне сложно сказать, может быть, ГАИ виднее даже — документы-то к ним идут. Надо смотреть, что за ситуация, как человек обучался, это, конечно, дело контролирующих органов, это их прерогатива.

Источник:
Коммерсантъ