Долгое возвращение

[Обзор прессы]

Судьба известного российского художника Яна Крыжевского, застрявшего в США на положении бомжа, напрямую связана с Вологдой.

Чтобы художник вновь смог приехать на Родину, понадобились усилия многих людей. Драматичная история этого возвращения облетела Интернет.

Во времена Советского Союза Ян Крыжевский был успешен и востребован. Его картины проиллюстрировали эпоху. Но эмиграция в Америку подорвала его здоровье и социальный статус.

Звезда Крыжевского

Ян Юлианович родом из Уфы, но более десяти лет он жил в Вологде. В нашем городе многие люди хранят о нем добрые воспоминания. «В 1979 году я была еще очень юной, начала работать экскурсоводом в нашей картинной галерее, и так мы познакомились с Яном Юлиановичем, можно сказать, по работе. В те годы это был один из самых известных художников в стране, звезда всесоюзного масштаба. Его картины активно экспонировали, печатали в журналах», — вспоминает Ирина Балашова, заместитель директора Вологодской областной картинной галереи, кандидат искусствоведения.

По словам Ирины Борисовны, даже внешне художник выделялся на фоне современников-вологжан. «У нас были легкие дружеские отношения. В серьезные собеседники я в силу возраста не годилась, но Ян Юлианович восхищался моей юностью и называл меня «юное прекрасное существо». Иногда мы ходили с ним гулять по Вологде. На него обращали внимание. Он носил длинные волосы и даже внешне ни на кого не был похож здесь у нас в городе», — говорит она.

В Вологде художник активно работал десять лет — был председателем молодежной секции Вологодского отделения Союза художников РСФСР, а также инициировал открытие клуба молодых художников России.

«В нашей картинной галерее осталась самая богатая коллекция его работ, включая известное полотно «Новый день». Не думаю, что где-то в России есть коллекция больше», — поясняет Ирина Балашова.

Портрет эпохи

Портрет писателя Варлама Шаламова кисти Яна Крыжевского и сейчас украшает Дом-музей прозаика. Яна Юлиановича связывала близкая дружба с легендарной Мариной Вороно, при активном содействии которой и началось увековечение памяти Варлама Тихоновича. Напомним, что Марина Николаевна погибла при трагических обстоятельствах. Ян Крыжевский сделал портрет этой удивительной женщины. Марина Вороно проводила целенаправленную научную работу по изучению и пропаганде творчества вологодских художников, в том числе и Яна Юлиановича.

В гости к художнику не раз приезжал рок-музыкант Юрий Шевчук, написавший в нашем городе ряд стихотворений. «Видимо, Яна Крыжевского и Юрия Шевчука связывало глубокое взаимопонимание, дружба. Кроме того, оба родом из Уфы. Они нередко вместе гуляли по Вологде», — вспоминает Ирина Борисовна. Об этом периоде своей жизни и сам Шевчук отзывается непременно сердечно.

 

В этом доме на Козленской, 40 жил художник. Здесь он познакомился с «творческими» соседями — с критиком Сергеем Фаустовым и его женой, писательницей Галиной Щекиной. | Фото Натальи Михайловой

«Много здесь пережито. Воспоминания очень хорошие: как с юной женой приехал сюда в 1985 году... У нас ничего не было в Питере — ни квартиры, ни даже комнаты в коммуналке. Приезжали сюда у вологодских художников переночевать в тепле и поесть. Это было очень круто! Потом уезжали в холодный мрачный Питер и там воевали за рок. Здесь были друзья, здесь отогревались», — рассказал Юрий Юлианович на пресс-конференции в прошлом году. Мы давали эту цитату в материале «Отогреться в Вологде» в номере от 16 апреля 2013 года.

Путь домой

На закате советской эпохи Ян Крыжевский переехал в Питер, а затем — в Штаты. В США карьера поначалу складывалась удачно. В 1992 году работы художника оказались на крупнейшей выставке самого большого выставочного комплекса Нью-Йорка «Джакоб Джевитц центр». Картины выставлялись на аукционах «Кристи» и «Сотбис». Но затем начались проблемы с документами и деньгами. В какой-то момент художник просто пропал. Он не выходил на связь с близкими. Друзей и знакомых эта ситуация не удивила. По их словам, художник всегда был совершенно оторван от бытовых проблем.

«Ян Юлианович и быт — две вещи несовместные. Это чисто творческая натура, как Антуан Ватто, Модильяни или Ван Гог. При таком человеке всегда должен быть менеджер, который возьмет на себя заботы о деньгах и документах. Яну Юлиановичу это просто в голову бы не пришло. Это художник, который живет в царстве своих идей и образов. Видимо, хорошего менеджера рядом не оказалось», — говорит Ирина Борисовна.

С таким мнением согласен и вологодский критик Сергей Фаустов, который жил в одном подъезде с Яном Крыжевским. «Конечно, Ян — это чисто творческий человек. Он к таким сложностям не был готов. В Советском Союзе как было? Один документ — паспорт, да и то никто не помнил, где этот паспорт лежит», — шутит Сергей Михайлович.

Их общение началось необычно — из-за ошибки почтальона. И Сергей Фаустов, и Ян Крыжевский выписывали польские журналы об искусстве: Фаустов — «Штука», а Крыжевский — «Проект». Однажды почтальон перепутал издания, и соседям пришлось встретиться, чтобы обменяться корреспонденцией. Так выяснилось, что у них общие вкусы. «Я не раз бывал в мастерской у Яна Крыжевского, но наши отношения я бы не назвал дружбой: понимаете, мне с ним было интереснее, чем ему со мной».

Когда Ян Крыжевский перестал выходить на связь, родные и друзья в России начали бить тревогу. В том числе и вологодская писательница Галина Щекина (финалистка «Русского Букера-2008», жена Сергея Фаустова). Она обращалась к знакомым среди эмигрантов, к представителям творческой интеллигенции с просьбой отыскать Яна Крыжевского или хоть что-то разузнать о его судьбе. Естественно, что очень активные поиски вела дочь художника — Мария. «Параллельные» усилия многих людей, неравнодушных к судьбе Яна Крыжевского, со временем дали плоды. Кто и что узнал первым, теперь, когда художник вернулся на Родину, уже не имеет значения.

Рассказывает Галина Щекина: «Мне пришло письмо от знакомого по сети эмигранта Марка Богуславского, датированное 23 октября: «До прошлого воскресенья я не знал о существовании Яна Крыжевского. Так получилось, что я случайно разговорился с незнакомым человеком и он мне сказал, что он художник, и довольно известный, был членом Союза художников и т. д... Сейчас попал в жуткое положение — негде жить и он спит в метро, нечего есть и он ходит за едой в церковь, такая полная безнадега…» Естественно, первое, что я сделала, — написала дочери, Марии Крыжевской».

Благодаря помощи родных и близких художник вернулся в родной город — Уфу, где местные власти обещают ему всяческое содействие и поддержку, в том числе и собственную мастерскую. «Очень жаль, конечно, что Ян Крыжевский уехал в свое время из Вологды. К нему с большим уважением относился наш «патриарх живописи» Владимир Корбаков. Если бы Ян Крыжевский остался у нас, он тоже был бы сейчас нашим патриархом», — уверен Сергей Фаустов.

Историю Яна Крыжевского покажет Первый канал

Александр Гордон в очередной передаче «Мужское/Женское» затронул эту тему. На съемки пригласили Галину Щекину. «Когда мне позвонила редактор Первого канала Анастасия Семенова, у меня сомнений не было — надо ехать. Муж отказался. Но я пропустить такой поворотный момент не могла. Конечно, заслуги моей в спасении Яна Крыжевского нет. Спасли его Марк Богуславский и его жена Ирина. Это надо было решиться на такое, учитывая, как обычно люди относятся к бездомным», — говорит Галина Александровна. Однако сами съемки ей не понравились: «Сначала ведущий Гордон долго придирался к Маше, хочет ли она вернуть отца. Она терпеливо отвечала, что хочет. А вот когда он пропадал, почему вы его не искали? Возможности не было. Но ведущий делал вид, что не понимает, как может одна обычная женщина без связей, без денег кого-то искать за океаном». О том, когда передача выйдет в эфир, объявлений пока не было. Более подробно о съемках можно почитать в блоге писательницы http://newsvo.ru/blogovo/85542

Автор:
Наталья Михайлова
Источник:
Газета Премьер