Евгений Вирячев, Вологда: Какой контроль радикальнее? Сверху – от чиновников? Или снизу – от детей?

[Обзор прессы]

Вот ключевой вопрос, заинтересовавший меня: какой фактор сильнее остальных влияет на трансформацию учительского сознания, на его отношение к работе, на его профессиональное самосовершенствование или наоборот – деградацию? Вопрос не праздный!

В школу пришёл очередной запрос от управления образования: провести уроки, посвящённые истории развития ГО (гражданской обороны). Провели. Через день следующий: отослать отчёт о проведении уроков истории ГО. Отослали. Далее: приложить к отчёту фотографии, подтвердив проведение уроков истории ГО. Подтвердили.

Эта привычная процедура уже не вызывает ни у кого особых эмоций. Никто уже не спрашивает, а зачем об этом напоминать, если данная тема прописана в учебном плане ОБЖ? Зачем нужно проводить немедленно, а не по дате в плане? Кому понадобились фотографии с урока, что они докажут или опровергнут? Может, поставить видеокамеры в учебный кабинет, как на ЕГЭ, чтобы руководство видело – чем это они занимаются на уроках?

Впрочем, дорогостоящее видеооборудование, скорее всего, бесполезно съест часть образовательного бюджета. Чиновники не будут просматривать уроки. Так же, как они не читают отчёты.

Всё это – лишь форма контроля.  

Того контроля, который в какой-то степени устраивает обе стороны: руководство вроде как держит руку на пульсе, а учителя вместо работы отчитываются отчётами. Точнее, вместе с работой занимаются рапортами о проделанном.

Прошу простить злую иронию (хотя скорее – дежурную), возможно, не стоило бы и писать об этом, но данный факт навёл на размышления. Если школа так привыкла к бессмысленной работе с бессмысленными бумагами, то не уготована ли такая же участь бумаге умной, каким-то непостижимым образом проникшей в школьные стены?

Самая главная грамота на сегодняшний день – документ о ФГОС. Цель нового стандарта – изменить взгляд учителя на образовательный процесс, что, по сути, означает – изменить самого учителя! Задача глобальная. Но скажите – чем отличается указание провести уроки по истории ГО от требования работать, отвечая нормам стандарта? И то и то проверяется с помощью отчёта. С тем же успехом можно излагать прогноз погоды на позавчера. Не промахнешься!

Кстати, а какой контроль радикальнее – сверху или снизу? Местного руководства, коллекционирующего отчёты, как филателист марки? Или детский? Последний может быть выражен и благодарным стихом собственного сочинения на последнем звонке, и высоким баллом на экзамене… и плюрализмом в виде надписи на стене школьного туалета.

Учитель, как и образование в целом, разумеется, меняется. Приходят выпускники вузов, внося свои привычки «непоротого поколения». Уходят педагоги, не сумевшие приспособиться к новой роли школы, не согласные с диктатом недоструганных роно-гороно, с двойными стандартами, которые встают перед ними каждый раз в конце четверти, с заискиванием перед «крутыми» родителями, утверждающими, что их ребёнок имеет право на … (список прав знаком каждому учителю), и тому подобное.

Но большинство остаётся. И даже получает удовлетворение от своей деятельности. Лавируя среди айсбергов невежества и глупости, переводя дух на островах «доброго, вечного», находят свой путь к заветной цели – воспитать и научить. Кто их направляет? Мудрый директор? Душевные коллеги? Талантливые дети? Образованные родители? Местные руководители? Университетские конспекты? Труды Дьюи и Выготского? Сообщества в Интернете? Квиток с зарплатой? Малахов в телевизоре? Или какая-то неосознанная тайная потребность заставляет их профессионально развиваться вне зависимости от внешних сил?

Вот ключевой вопрос, заинтересовавший меня: какой фактор сильнее остальных влияет на трансформацию учительского сознания, на его отношение к работе, на его профессиональное самосовершенствование или наоборот – деградацию? Вопрос не праздный! – ответом может быть ключ к модернизации отрасли, где человеческий фактор – основа успеха. Что в свою очередь, возможно, приведёт нас к пониманию того, что действительно надо контролировать и как это возможно сделать.

…Другое дело – кому он нужен, этот ключ, когда есть история развития ГО?

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда

Источник:
Учительская газета