Головная боль

[Обзор прессы]

Оплата коммунальных услуг в Вологде и Вологодской области благодаря экспериментам ресурсоснабжающих организаций превратилась в головную боль для собственников жилья.

Чтобы заплатить за одни услуги, нужно отправить смс, за другие — подключить Интернет-услуги, третьи и четвертые решили разделить разными квитанциями…

Одним из последних новшеств, которое оказалось проблемой для многих вологжан, стал частичный отказ «Ростелекома» от бумажных квитанций. С октября новым поводом для беспокойства плательщиков станут счета за капремонт…

Бабушка и счет

Вся жизнь 78-летней Елизаветы Пановой (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ») тесно связана с домашним телефоном. Поэтому, когда квитанция для оплаты счета за пользование услугами компании «Ростелеком» не появилась, как обычно, в почтовом ящике, пенсионерка испугалась — а вдруг документ выкрали злоумышленники?

Несколько дней Елизавета Михайловна подождала. Затем пообщалась с такими же, как она, взволнованными соседями, которые искренне не понимали, в чем причина задержки. «Я всегда плачу вовремя, а в данном случае если я не заплачу, я окажусь просто отрезанной от внешнего мира! Мобильными телефонами я пользоваться так и не научилась!» — рассказывает бабушка.

Елизавета Панова созвонилась с родственниками, чтобы выяснить, куда пропали квитанции. Услышанное повергло женщину в шок: «Как мне сказали, оплатить услуги связи теперь можно по Интернету или терминалу! В офисе компании «Ростелеком» этого тоже не сделать — там еще несколько месяцев назад перестали принимать платежи от населения!»

У женщины на фоне стресса ухудшилось самочувствие — пенсионерка не видела выхода из сложившейся ситуации. «Возмутительно то, что меня никто не предупредил о том, что данное новшество вводится. Я не слышала объявлений ни по ТВ, ни на радио или в газетах. Я до сих пор не понимаю, как я — ответственный плательщик — буду оплачивать квитанции за телефон?»

Онлайн муки

Эксперимент «Ростелекома» с попыткой отказаться от бумажных квитанций вызвал у жителей Вологды ярость. Казалось бы, компания, по ее утверждению, делала автоматический обзвон абонентов и давала пояснения, что у людей остается выбор, как платить за телефон, пенсионеры поняли лишь одно: их заставляют изменить привычный образ жизни!

Директор вологодского филиала «Ростелекома» Андрей Ганов сообщил, что абонент может просматривать свой счет в едином личном кабинете на сайте компании или же получать свой счет и на электронную почту, и на мобильный телефон в виде СМС-сообщения, где будет прописана сумма. А далее можно выбрать удобную форму оплаты — через банк, либо банк-онлайн, либо банковский терминал.

«Я поняла, как работает эта система сразу же, согласитесь, что ничего революционного в этом нет! — говорит 30-летняя Ирина Федорова, которая получает информацию о своем счете на сотовый. — Но объяснить старшему поколению в нашей семье не смогла, бабушки и дедушки приходят в ужас от слов «терминал», «банк-онлайн», «электронная квитанция»! Они говорят, что для того, чтобы научиться пользоваться такими технологиями, сначала всем пенсионерам «Ростелеком» должен подарить компьютеры и к каждому приставить преподавателя».

Как рассказывают сотрудники «Ростелекома», недовольство вологжан новой идеей компании вылилось в ажиотаж и вавилонское столпотворение в офисе на улице Герцена. Чтобы попасть в очередь на оплату, нужно сначала отстоять часовую очередь за талоном! Операторы терпеливо объясняли, что если пенсионеры не могут или не хотят пользоваться электронной формой общения, можно вернуть бумажный вариант квитанций. По официальной информации, если счет не будет оплачен в сентябре, то уже в октябре в почтовом ящике должна появиться квитанция по оплате за 2 месяца. При этом «Ростелеком» обязуется не отключать абонента в случае неоплаты в сентябре.

В итоге эксперимент с попыткой «Ростелекома» сэкономить на бумаге натолкнулся на перегруженность «горячей линии». Абоненты не могли дозвониться до оператора по получасу-часу. А в некоторых случаях программа давала сбой и письма о задолженности приходили тем, кто оплачивал услуги в срок. Так что экономии на бумаге пока не заметно…

«Как люди поняли»

Как будет выглядеть счет за капремонт, который должен появиться в почтовых ящиках вологжан в конце октября, и кто его будет выставлять — актуальные вопросы не только для жителей, но и для… Фонда капремонта Вологодской области.

Напомним, что более 11 тысяч многоквартирных домов включили в программу капремонта в Вологодской области. На спецсчете регионального оператора предпочли накапливать деньги собственники 847 домов, жители 740 домов выбрали общий счет, а 526 — специальный счет дома. Установленный размер взноса — 6,6 рубля с квадратного метра. Эту сумму собственник будет выплачивать начиная с 1 октября ежемесячно, и, как говорят наши эксперты, сумма взноса будет увеличена уже в следующем году.

Руководитель Фонда Игорь Михельсон согласен рассылать квитанции, если дом выбрал общий счет регионального оператора. «Собственники, накапливающие средства на спецсчетах, самостоятельно определяются с тем, кто будет вести данную деятельность. Мы считаем, что основные функции должны лечь на управляющую компанию, потому что УК и ранее их выполняли, осуществляя работу по организации капремонтов», — заявил на недавнем совещании в Череповце Михельсон.

Представители управляющих компаний признались, что слышат об этом в первый раз. Ведь чтобы выставлять такой счет, нужно проводить собрания и заключать дополнительные соглашения! Управляющие компании, как и в случае с экспериментом «Ростелекома», недоумевают, почему собственников и УК не оповестили об этом раньше, еще при выборе формы накопления. Как пишет газета «Речь», Игорь Михельсон сообщил: «Каждый собственник, который захотел открыть специальный счет, проконсультировался, я думаю, у нас не один раз. Это уже второй вопрос, как люди поняли».

А люди после атаки «Ростелекома» уже не готовы тратить силы на анализ того, кто — фонд или УК — должен присылать квитанции! А если еще добавить, что Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, разбирая вопросы задолженности в связи с началом отопительного сезона, пригрозил, что вологжан могут обязать с 1 января 2015 года платить всем ресурсоснабжающим организациям напрямую, то картина с квитками получается фантасмагорической! И похоже, что разбираться в этой бумажно-электронной вакханалии придется абсолютно всем…


В тему

Вологжане просят вернуть абонентские книжки для расчетов за электроэнергию

В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сократить бумажный документооборот и перейти на электронный. После этого многие крупные компании стали присылать квитанции за свои услуги только в электронном виде и перевели расчеты исключительно в цифровые платежные системы. «Вологдаэнергосбыт» уверяет, что дело не в этом заявлении.

«Да, мы активно развиваем и рекомендуем дистанционные сервисы, т.к. они действительно удобны для многих, особенно для тех, кто работает, сильно занят и к тому же обеспечивают оперативный обмен информацией между энергокомпанией и жителями», — говорит Елена Губина, пресс-секретарь «Вологдаэнергосбыта».

Например, показания электросчетчиков, переданные через сайт вологдаэнергосбыт.рф, попадают сразу на лицевые счета, а показания, переданные на листочке через абонентский ящик, обрабатываются вручную. Электронный счет человек получит раньше, чем если тратится время на его печать и доставку. «Можно отправить нам вопрос через сайт по электронной почте или через страничку Вконтакте и также получить ответ, а можно пойти в центр клиентского обслуживания. Мы предоставляем вологжанам выбор, — комментирует Елена Губина. — Важно, что мы сохранили и все привычные для людей среднего и старшего поколения способы оплаты (кассы, банки, почта), варианты очного обслуживания (сеть клиентских центров — они есть во всех районах области, контакт-центр), передачи показаний (абонентские ящики, телефон)».

Однако не иссякает количество вопросов на тему, почему платить дистанционно так неудобно? Вологжане адресуют их в том числе и в редакцию «Премьера». Мы публикуем ответы «Вологдаэнергосбыта» на самые популярные вопросы. К примеру, люди часто спрашивают, нельзя ли передавать показания не только с 23 по 26 числа каждого месяца, но и в другие дни; можно ли вернуть абонентские книжки; как зарегистрировать на сайте личный кабинет и др. Причем это не обязательно пенсионеры, подобные вопросы поступают и от молодых читателей. Между тем именно им предлагается активно пользоваться электронными способами расчетов.

Автор:
Марина Чернова, Наталья Михайлова
Источник:
газета "Премьер"