Интервью с заместителем минкультуры РФ Григорием Пирумовым.
— В чем суть изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия», принятых Государственной Думой РФ?
— В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» появляется новая статья (14.1), которая предполагает льготы для физических и юридических лиц при передаче в аренду на 49 лет неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
При этом арендатор будет обязан не позднее семи лет со дня передачи провести необходимые работы по сохранению объекта.
— Позволяет ли существующая нормативная база работать с новой статьей закона?
— Нет, и поэтому Минкультуры России начата разработка подзаконного акта, в котором будет раскрыто понятие «неудовлетворительное состояние» объекта культурного наследия и определены критерии отнесения объектов к этой категории, а также порядок предоставления таких объектов в аренду.
Под льготной ставкой предполагается установить фиксированную стоимость аренды на 49 лет, которая будет определена в ходе открытого аукциона на право заключения договора аренды, со стартовой величиной цены аренды в размере 1 рубль.
— Какие еще изменения предполагает законопроект?
— Законопроект также изменяет редакцию статьи 29 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливая правило о том, что начальная цена продажи объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, при его приватизации путем продажи на конкурсе устанавливается равной 1 рублю.
При этом с учетом разногласий, возникших на стадии рассмотрения законопроекта Советом Федерации, Минкультуры России подготовлены предложения для дополнения этой статьи правилом об отлагательном условии перехода права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии и принадлежащие Российской Федерации. Это правило предполагает переход права собственности к победителю торгов только после завершения им всего комплекса реставрационных работ. Как уже было сказано выше: сделать это необходимо не позднее семи лет с момента заключения договора.
Предложения Минкультуры России будут рассматриваться на заседаниях согласительной комиссии Государственной Думы России и Совета Федерации в конце сентября 2014 года. Если наши предложения найдут поддержку у депутатов и сенаторов, положения федерального закона о льготной аренде объектов культурного наследия и продаже их с отлагательным условием возникновения права собственности могут быть приняты уже этой осенью.
— Какие Вы видите плюсы предложенного Минкультуры России механизма такой передачи объектов культурного наследия с отлагательным условием?
— Прежде всего, потенциальные покупатели получат максимально полную информацию о предполагаемом объеме работ по сохранению объекта культурного наследия. Это поможет им оценить свои финансовые возможности и определить нужность и перспективы использования объекта культурного наследия. Также это гарантия приобретения покупателем объекта культурного наследия в собственность при условии его добросовестности, поскольку вкладывать средства в ремонтно-реставрационные работы он будет, имея на руках договор купли-продажи. Со своей стороны, мы также получаем гарантию возможности организации работ по его сохранению приобретателем, поскольку на период проведения работ он передается ему в аренду (договор купли-продажи является смешанным и содержит элементы различных видов договоров).
Кроме того, как уже указано выше, закон устанавливает разумные сроки для проведения работ по сохранению объекта, предоставляющие возможность реализовать работы в плановом режиме и нивелировать риск досрочного расторжения договора. Реальный срок определяется в проектно-сметной документации, а предельный срок, установленный законом, — семь лет.