Львиная доля

[Обзор прессы]

Фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», частично снятый в деревне Малая Гора Усть-Кубинского района летом прошлого года, удостоился «Серебряного льва Святого Марка» Венецианского кинофестиваля за режиссуру.

В июле 2013 года газета «Премьер» стала единственным вологодским СМИ, подробно рассказавшим о съемках Андрея Кончаловского в Вологодской области.

Администраторы Кончаловского в поисках натуры изъездили всю Вологодскую область и остановились на полуразрушенной школе в деревне Малая Гора Усть-Кубинского района, так как она была очень похожа на все довоенные школы.

Сюжет картины съемочная группа держала в тайне. Одно было ясно сельчанам: в Малой Горе снимался финал, когда почтальон показывает своему внуку, в какой школе он учился. Съемки шли 16 и 17 июля, и для того, чтобы актеры могли безопасно «показывать» школу, на 1-м этаже двое плотников перед приездом группы вымостили часть пола досками и покрасили их коричневой краской. Правда, эмаль попалась не очень качественная: несмотря на то, что пол просох, краска все равно липла к обуви. Также в картине участвовали местные жительницы: бабушки косили траву, ходили перед камерами с косой, выгоняли коз…

Как выяснилось на Венецианском кинофестивале, полудокументальная картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» продолжила серию работ Андрея Кончаловского о русской деревне. Она была показана в последний премьерный день смотра и сразу вырвалась в фавориты. Главный герой — реальный сельский почтальон из деревни под Архангельском — разыскивает украденный мотор и вместе с внуком ездит по деревням, что позволяет показать реальную жизнь россиян.

Роли в основном исполняют местные жители. Кстати, почтальон деревни Малая Гора, которого приглашали на главную роль, мог бы прославиться на весь мир, но он категорически отказался. Кстати, его односельчане тоже без надрыва отнеслись к съемкам. В них участвовали две бабушки-долгожительницы София Казнина и Татьяна Братанова, чьи дома находились рядом со зданием школы. В кино снялась и козочка Софии Африкановны, которую в зависимости от поведения зовут то Малютой, то Малюткой.

Бабушки, занятые на съемках, снимались в своей одежде и параллельно успевали работать на огороде. Софии Казниной очень хотелось дожить до премьеры: «Сначала я переживала очень: зачем это делаю? Ведь снимать кино — это ой-ой-ой, как сложно. А потом решила: ну, умру, так кто-нибудь увидит и узнает меня».

Теперь о вологодских бабушках узнал весь мир — картина Кончаловского, в которой он, по его словам, просто наблюдал за жизнью и людьми, была принята на ура и получила «Серебряного льва». Кончаловского обошел лишь шведский режиссер Рой Андерссон с драматической комедией «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни».

«Дело в том, что это картина о людях, которые составляют соль земли. Эти люди не написаны, а прописаны. Важно, чтобы эти люди были поняты, потому что русского человека не так легко понять. Запад вообще не понимает, что такое Россия. Запад не понимает, что если отключить электричество, телефон, воду, в России ничего не изменится. Русские люди очень неприхотливы. У русского человека главный хребет — это фантастическая выносливость и доброта», — сказал Андрей Кончаловский, который надеялся победить, но думал, что это нереально — ведь его конкурентами были картины с огромными бюджетами.

Главным поклонником фильма стал актер, член жюри Венецианского фестиваля Тим Рот, который назвал картину «сногсшибательной». К сожалению, режиссер не стал приглашать на кинофестиваль в Венецию даже главных героев, хотя квота была. Как пишут журналисты, реальные герои из архангельской и вологодской деревень тоже могли бы приехать, но их никто не пригласил.

Андрей Кончаловский объяснил свою позицию: «Было бы неправильно, если бы мои герои оказались здесь. Как если бы я снимал львов или аборигенов в Африке, Австралии, а потом привез их на фестиваль. Это было бы неуважением к ним. Они были бы в шоке. Их бы все снимали, они бы выпали из своей реальной жизни. Это бесчеловечно, неправильно. У меня был такой опыт, когда я представлял на Берлинском кинофестивале «Киномеханика Сталина» (это рабочее название фильма «Ближний круг»), — привез туда настоящего киномеханика Сталина. Он был так потрясен количеством колбасы и семги, так много ел, что умер через десять дней. Мои герои не видели фильма. Я им покажу его обязательно. Думаю, что он им не очень интересен, поскольку они живут своей жизнью».

Вопрос о широком прокате картины в России не решен до сих пор, так как в фильме есть ненормативная лексика. Для самого режиссера вопрос проката непринципиальный: не пустят на большой экран, выложит в Интернет. К тому же Кончаловский уверен в том, что русскому зрителю фильм не очень понравится, поскольку все это мы видим каждый день, а вот европейцы не знают, что есть и такие места на земле...

Автор:
Марина Чернова
Источник:
газета "Премьер"