Разбить копилку?

[Обзор прессы]

Правительство России обсуждает возможную отмену накопительной части пенсии. Пока что решение отложено на один год, но ситуация всё равно складывается в его пользу. Скорее всего, рано или поздно оно будет принято.

Напомним, уже второй год подряд государство вводит запрет на отчисление накопительной части в негосударственные пенсионные фонды, чтобы выплатить эти деньги нынешним пенсионерам («Премьер» рассказывал об этом в прошлом номере). Эти действия подтолкнули многих к разговору о том, что накопительная часть пенсии может быть просто отменена.

Относимся трепетно

В начале прошлой недели управляющий Пенсионным фондом России по Вологодской области Василий Жидков устроил брифинг, посвящённый мораторию на накопительные отчисления. «С начала этого года региональное отделение ПФР каждый месяц перечисляло 4650 миллионов рублей пенсионерам и получателям выплат. С 1 августа эта сумма незначительно, но вырастет, произойдёт незначительная корректировка. Пять миллиардов рублей — будем говорить откровенно, это годовой бюджет Вологды и Череповца. Именно поэтому мы так трепетно относимся к уплате страховых взносов — Вологодская область собирает из этих денег лишь 50%, а остальное компенсирует федеральный бюджет», — сообщил он журналистам.

С одной стороны, заморозка отчислений была продиктована растущим дефицитом бюджета ПФР, но с другой стороны — государство видит и ещё одну проблему. Дело в том, что оно считает частные накопления неэффективными.

«Страховая пенсия ежегодно индексируется государством не меньше, чем на процент инфляции. Накопительная часть не индексируется, а сумма средств там сейчас более одного триллиона рублей. За 2004-2012 годы реальный прирост накоплений в НПФ ниже уровня инфляции за тот же период. Граждане, по сути, теряют право на тот прирост, который им обеспечивает государство», — пояснил Василий Жидков.

В последние недели в правительстве активно обсуждали вопрос будущего пенсионных накоплений. «Социальный» блок выступал за отмену накопительной части, финансово-экономический — за сохранение. Кроме всего прочего, не очень понятно, что в случае ликвидации этой части делать с уже сформировавшимися накоплениями, а их больше триллиона рублей. Нет ясности и с будущим всего рынка частных пенсионных накоплений.

«НПФ имеют полное право существовать, и для того, чтобы дополнительно обеспечить граждан пенсионным обеспечением, нужно использовать средства этих граждан — когда граждане сами приходят, заключают договоры и получают дополнительную пенсию. Сейчас негосударственные фонды не смогут в свой оборот включить дополнительно 243 миллиарда рублей. И в следующем году эта сумма будет не меньше. Но если они рассчитывают только на эти деньги, то это было бы неправильно», — заявил Василий Жидков.

Молчание ягнят?

Отказались от комментариев по сложившейся ситуации представители НПФ «Согласие», «Благосостояние», «Росгосстрах», «Европейский». Но, например, деловой портал slon.ru приводит мнения руководителей крупнейших фондов страны.

«Через 20 лет пенсионеров будет больше, чем работающих, и это не абстрактное моделирование — этих людей можно посчитать по головам. А вот за счет каких источников правительство будет платить им пенсии, мне непонятно. Накопительную систему вводили для будущих пенсионеров — именно как защиту от ожидаемых демографических изменений, чтобы у людей была дополнительная подушка безопасности в старости», — говорит председатель совета директоров НПФ «Европейский» Евгений Якушев.

«Я считаю, что отмена накопительной части будущей пенсии будет своеобразной дискредитацией государства. Единожды солгавший, кто тебе поверит? А здесь получается, что солгали уже не раз», — считает генеральный директор управляющей компании «Капиталъ» Вадим Сосков.

Итак, судьба накопительной части хоть и отложена на год, но почти ясна. Важно другое — что государство предлагает ей на смену. Сейчас, в качестве одного из вариантов, речь идёт о том, чтобы ввести добровольную накопительную систему. Кроме тех 22% от фонда оплаты труда, которые работодатель сейчас отчисляет за нас в обязательном порядке, это даст возможность по собственному желанию перечислять ещё 3%. Эту же сумму будут доплачивать и государство, и работодатель.

Таким образом, возможная будущая система чем-то похожа на уже известную ранее программу софинансирования пенсий. Напомним, любому гражданину, который до осени 2013 года заключил соответствующий договор с ПФР и добровольно отчисляет от 1000 до 10000 рублей в месяц, государство должно переводить такую же сумму. Всего для участия в этой программе зарегистрировались 15 миллионов россиян.

Однако есть загвоздка — лишь около миллиона человек действительно делали какие-то дополнительные отчисления. Это несоответствие серьёзно раздражало министерство труда, и там даже разрабатывались меры по борьбе с «мёртвыми душами». Но многие обоснованно считают, что для граждан совершенно не одно и то же: перечислять в НПФ часть платежа, который и так является обязательным, или же добровольно расстаться с уже вполне ощутимыми деньгами, которые можно потратить здесь и сейчас.

Наконец, последняя, но очень важная проблема — пенсионная реформа идёт в России почти в ежедневном режиме. Когда через год правительство вернётся к идее отмены накопительной части пенсии, ситуация уже может кардинально измениться, а на повестке дня окажутся новые идеи для реформирования системы.

Впрочем, как пояснил Василий Жидков, все страховые взносы в любом случае являются собственностью государства. «Часто можно слышать: где мои деньги, верните мои деньги. Нет, это не мои деньги и не ваши. Это всё по закону государственные деньги, и государство распоряжается ими по своему усмотрению», — заявил он на брифинге в отделении Пенсионного фонда. А в этой логике вполне можно ждать любых новых решений.

Автор:
Иван Беляев
Источник:
Газета Премьер