Туристический рынок умер. Или ему предстоит переродиться?

[Обзор прессы]

Последние полгода на события оказались богатыми, и мы сейчас даже не о Крыме или пенисе Аполлона, внезапно замеченном на купюре. Плохие наступили времена для туристического рынка: один за другим банкротятся и закрываются крупные туроператоры, россияне перестали ездить за границу, сокращается поток туристов-иностранцев в российские города. Так ли все безнадежно и существуют ли пути выхода из кризиса туристической индустрии?

 

Плещеево озеро

Плещеево озеро, фото: http://plesheevo-lake.ru/

 

 

 

 

Негативные факторы

 

Разорились крупнейшие туроператоры «Роза Ветров Мир», «Нева», «Экспо-тур», «Идеал Тур», «Лабиринт» («Неву» и «Лабиринт», как мы сегодня узнали из сообщения Владимира Маркина, Следственный комитет проверит на мошенничество, подробнеездесь). Максим Пирогов, генеральный директор «Невы», говорит, что с начала года количество продаваемых путевок снизилось на 25%. По его мнению, главной причиной падения спроса стал запрет на выезд за рубеж для сотрудников силовых структур.Под него подпали 150 стран и все силовые ведомства – ФСБ, ФСО, МВД, Минобороны, ФСКН и МЧС. Сотрудники этих организация составляют огромную армию активных путешественников численностью более 4 миллионов человек.

 

Вторая причина – это конечно, отсутствие роста доходов россиян. По данным Росстата, реальные доходы москвичей упали почти на 25%. Доходы регионалов также падают, причем с похожей скоростью.

 

Кроме того, россияне теперь уверены, что за границей их не любят, а потому опасаются выезжать из страны. 24% граждан считают, что иностранцы Россию боятся, столько же – что ненавидят и не доверяют нам (опрос ВЦИОМ 31 мая – 1 июня).

 

Как это влияет на бизнес?

 

Сейчас разоряются не только туроператоры, но и огромное количество туристических агентств. Основная выручка шла с перепродажи туров в Египет, Турцию, Таиланд, Арабские Эмираты. По мнению АТОР (Ассоциация туроператоров России), желающих провести отпуск за границей стало гораздо меньше из-за политической ситуации. Россияне перестали ездить за границу резко.

 

В связи с событиями на Украине сократился приток иностранных туристов в Россию. По данным РСТ, из Европы и США к нам не едут по идейным соображениям, а из других стран – из соображений безопасности. К примеру, в сети хостелов Fabrika поток туристов из Европы и США упал на 40% за последний год. Началось это еще с законов об НКО и шпионаже. Бизнесы в сегменте HORECA, ориентированные на иностранных туристов и экспатов, работают себе в убыток. Это коснулось средних и дорогих отелей, ресторанов, риэлтерских агентств, специализирующихся на сдаче премиум-квартир.

 

Каким будет рынок дальше?

 

Кризис дает много возможностей. Люди будут ездить отдыхать внутри страны и при этом очень экономить. По опросу ВЦИОМ, 9% россиян летом планируют отдохнуть на побережьях Кавказа (Анапа, Туапсе, Сочи), а еще 9% собираются в Крым. 4% будут путешествовать по городам страны.

 

Дальше начнут активно развиваться региональные курорты и туристические места. Первое направление – это российские морские курорты. Про них очень много говорят, и большинство граждан отдыхает именно там. Второе активно развивающееся направление – путешествия в соседние города, региональный экологический туризм.

 

Растет стоимость авиа- и железнодорожных билетов, поэтому люди будут активнее передвигаться на машинах, а значит, на более короткие расстояния. Все меньше сибиряки приезжают в Москву и на Черное море, а предпочитают Алтай, Телецкое озеро и Екатеринбург.

 

Третье направление – паломничество. Порядка 58,5 миллиона человек относят себя к православным верующим. Телевидение разжигает страсти, и верующие становятся все активнее и формируют спрос на новый тип услуг. К примеру, в Сергиев Посад паломники традиционно приезжали и попадали в ужасные условия. На весь город – десять отелей, средний чек за ночь – 3500 рублей. Альтернативный вариант – переночевать в доме у какой-нибудь бабушки, за деньги расположиться на полу в комнате, где будет спасть еще  десяток человек. Неудивительно, что места в открывшемся здесь в 2014 году первом хостеле были сразу же распроданы на ближайшие месяцы.

 

 

 

Хостел в Сергиевом Посаде, http://www.sergiev-posad.su/news/all/1/1442/

Хостел в Сергиевом Посаде, http://www.sergiev-posad.su/news/all/1/1442/

Хостел в Сергиевом Посаде, http://www.sergiev-posad.su/news/all/1/1442/

Хостел в Сергиевом Посаде, http://www.sergiev-posad.su/news/all/1/1442/

Уровень услуг на внутреннем рынке должен вырасти

Спрос есть. Просто мы должны меняться. Я помню разговор с хозяйкой туристической фирмы: «Я продаю туры только в страны Европы. Туры в Россию меня не интересуют -  слишком низкая маржинальность». И это было общей тенденцией, агентства продавали поездки исключительно за рубеж, и никто не занимался внутрироссийскими турами. Сейчас спрос на дешевый и в меру комфортный внутренний туризм формируется. И кто первым начнет предлагать эти услуги, тот сорвет куш.

Пример – хостел в Сергиевом Посаде. Востребованными будут такие услуги, как организация экскурсионных и экологических туров внутри страны. Начнет формироваться новая HoReCa-инфраструктура в низком и среднем ценовом сегментах. Успешными окажутся недорогие отели, хостелы, дешевая уличная еда, недорогие кафе. Но «недорогие» не значит «некачественные». Наши люди уже съездили за границу и ожидают такого же уровня сервиса, а часто и более высокого. Если в кафе или ресторане не будет бесплатного Wi-Fi, это место выпадет из борьбы за клиентов.

Впереди всех, как обычно, интернет. В отличие от более традиционных бизнесов стартаперы еще пару лет назад почувствовали вакуум на отечественном рынке гостеприимства. Поэтому сейчас есть прекрасные отечественные сайты по бронированию отелей, нацеленных на внутренний рынок. Это компании Ostrovok, Ok2go, 101 отель, Tvil.

Автор:
Роман Сабиржанов
Источник:
Большой Город