Понятно о непонятом

Вологодская ячейка профсоюза “Учитель” в самом начале июня опубликовала обращение к губернатору региона. Главная идея документа в том, что оптимизация вологодских детских школ искусств проходит крайне неэффективно и влечёт за собой деструктивные последствия. В качестве “соломонова решения” мы предложили закончить создание Дворца искусств, которое было анонсировано ещё несколько лет назад, но так и не завершилось. Но оказалось, что многие нас неверно поняли.

С публикацией мы, откровенно говоря, поспешили. Начались сокращения педагогов, и нужно было срочно что-то делать. В результате у некоторых людей сложилось ощущение, будто обращение предполагает укрупнение школ в одном здании с одной вывеской, что, разумеется, не так. Но кое-кому оказалось выгодно утверждать именно это, настраивая педагогов против профсоюза и меня лично.

Письмо губернатору

Всё началось с того, что глава города попросил педагогов, профсоюзы и родителей подумать, как дальше жить. Грубо говоря, как заработать на жизнь. Но профессиональное дополнительное образование не может быть самоокупаемым в сегодняшних реалиях.

Мы придумали вариант, при котором дополнительные услуги, необязательно образовательные, помогут смягчить кризис финансирования отрасли. То есть можно открыть кафе, комнаты досуга и прочее, доходы от работы которых должны идти на финансирование профессионального доп. образования. Но для этого нужны вложения. Главный инвестор — это государство, поэтому обращение и было адресовано губернатору.

Мы написали главе региона о том, что происходит ограничение бюджетных мест.

“Справедливости ради отметим, что в течение последних лет оно (количество мест) росло, но сегодняшние реалии сводят на нет все достигнутые ранее результаты по увеличению контингента обучающихся, а ведь в «дорожной карте», прилагаемой к «майским указам», прописан рост их численности вплоть до 2018 года”, — говорилось в тексте письма.

Мы убеждены, что переход на нормативное подушевое финансирование неизбежно повлечет за собой укрупнение и слияние школ. В итоге получится разбросанная по всему городу сеть из филиалов с плохой (цитата: «жалкое и убогое соединение учреждений доп. образования») инфраструктурой. За этим последует сокращение административно-управленческого персонала (директора, завучи, бухгалтера) и педагогов. Но критерием здесь наверняка станут не показатели эффективности и качества, а лояльность и личные симпатии начальства. Для профсоюза подобный сценарий развития событий неприемлем!

Также была затронута и тема качества образования. Детские школы сферы искусств реализуют предпрофессиональные и аналогичные им обучающие программы. Ввод ряда дополнительных платных услуг, сомнительного качества кружков, секций и курсов, ослабит позиции профессионального обучения. К примеру, обучающихся по таким программам сложно будет привлечь в школьные коллективы, которые славятся своими громкими победами на конкурсах различных уровней от городских — до международных.

Охотно ли родители будут раскошеливаться на сумму от 3 до 4,5 тыс. руб., войдя в некоторые здания, в которых располагаются учреждения доп. образования, ведь они находятся в состоянии близком к аварийному, а помещения плохо подходят для занятий творчеством? Ответ на этот вопрос для нас очевиден.

В нашем представлении, Дворец — это большая школа искусств, реализующая в первую очередь профессиональные обучающие программы и не предполагающая закрытие нынешних учреждений детского дополнительного образования.

В силу того, что данные уточнения отсутствовали в обращении, нашу инициативу неверно поняли и, как результат, превратно истолковали. Как на беду, открытое письмо попало в прессу, что вызвало широкий общественный резонанс.

Точки над i

Поскольку обращение вызвало общественную дискуссию, возникла необходимость уточнить некоторые его моменты.

Сейчас идет «оптимизация» дополнительного образования в сфере искусства. При нынешних тенденциях это может привести к падению его качества и доступности для вологжан. Схожие процессы происходят по всей стране, но в Вологде использованы новаторские методы.

В то же время инфраструктура, а точнее помещения и оборудование школ, не всегда позволяют реализовывать современные образовательные программы и проекты. Некоторые здания находятся в состоянии, близком к аварийному.

Согласно «дорожной карте», прилагаемой к «майским указам» президента, число детей, охваченных доп. образованием, должно расти. Однако из-за введения платы за обучение для тех, кто не прошёл по конкурсу, число обучающихся, напротив, уменьшается. Вместе с тем начались сокращения педагогов.

Мы предлагаем консолидировать ресурсы федерального и областного бюджетов, что позволит привлечь дополнительные деньги для достройки и ввода в эксплуатацию здания дворца. Наряду с этим мы предполагаем, что туда выстроится очередь не только из детей, но и из педагогов.

Также мы предлагаем на полученных площадях открыть учреждение профессионального дополнительного образования — школу искусств. Помимо этого, развернуть там востребованные населением, потенциально самоокупаемые программы и услуги (детское кафе, комнаты досуга и прочие). Доходы от этой деятельности должны направляться на развитие профессионального дополнительного образования в сфере искусств в Вологде, что поможет ослабить сегодняшний кризис финансирования.

Разумеется, особое внимание следует обратить и на необходимость открытия в этом же здании концертного зала. Он также будет приносить доход, который можно направить на развитие системы дополнительного образования.

Всё это могло бы органично вписаться в концепцию его развития, позволяя применять на практике новые обучающие программы. Причём для этого вполне реально привлекать не только бюджетные средства, но и внебюджетные источники.

После открытия дворца искусств статус Вологды как культурной столицы русского севера только укрепится. Это стало бы настоящим подарком в Год культуры не только вологжанам, но и жителям всей области, а особенно детям.

С такой инициативой выступает именно профсоюз, потому что сохранение нынешней ситуации приведет, да и уже приводит, к сокращению педагогов. Реализация нашего предложения позволит не только сохранить, но даже расширить занятость.

Мы прекрасно понимаем, что нехватка бюджетных мест приведет к массовому оттоку обучающихся из системы дополнительного образования. Но наши предложения позволяют этого избежать. Само собой, что они требуют обсуждения, так же как и возможные альтернативные варианты. Профсоюз “Учитель” готов к диалогу с каждой из сторон.

Источник: Рабкор.ру
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика